Татьяна Матвеева
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как выращивают хлеб?».
Направление: «Познавательно- речевое развитие»
Образовательные области : «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература»
Задачи: Закрепить знания детей о различии города и села, о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать у детей чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Словарная работа: комбайн, тракторист, комбайнер, хлебороб, фермер, нива.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Ход НОД : Предлагаю рассмотреть картину с изображением деревни.
- Что это город или деревня? Чем занимаются люди в деревне?
(Разводят домашних животных, выращивают овощи, выращивают хлеб) Как называются люди, которые всем этим занимаются? (фермеры, крестьяне).
- Сегодня мы с вами поговорим об основной работе фермеров – так называют тех, кто живет и трудится в деревне. Повторите это слово – фермер.
- Все мы с вами едим черный и белый хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. А кто знает из чего все это сделано? (из муки). А что такое мука, из чего ее получают? (ответы детей).
- Муку получают из таких зерен (показываю). Рассмотрите их внимательно. Посмотрите все ли зерна одинаковые? На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом ржи. Зерна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
- А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел?
- Колосок ржи длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Зерна у ржи длинные и колосок длинный.
- Колосок пшеницы короче, толще, а усики у длиннее и зернышки круглые.
- Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Повторите это слово. Послушайте какое интересное слово: в нем соединились два слова – «хлеб», и «работа». Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?
- Что нужно чтобы растение выросло? (зерно нужно посадить в землю).
- А какая должна быть земля?
- Каждому растению, чтобы хорошо расти. Нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнце и воздух. Вот люди вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (техника).
Рассматриваем картину с изображением полевых работ.
- Что это за техника? (трактор). Кто работает на тракторе? (тракторист).
Что делает трактор? (пашет поле).
После того как трактор распахал поле, выходят другие машины – сеялки.
По земле сырой, не жесткой,
Там где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались как дождик,
Точно дождик золотой.
- Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? (люди работают допоздна). А почему (надо посадить в определенный срок и если посеять их раньше или позже, то они могут не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна в срок).
Физминутка.
Мукомол, мукомол ты нам зёрна молол (круговые движения рук перед собой).
А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху)
Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки).
Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).
Всех порадовали нас, веселимся и сейчас (хлопаем в ладоши).
- Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают в картинах, о нем поэты сочиняют стихи.
- (Показываю картину Шишкина «Рожь».) С чем можно сравнить хлебное поле? (с морем). Почему? Как и у моря у поля не видно другого края, когда дует ветер по полю как бы проходят волны. Хлебное поле еще называют словом нива. (повторяют хором, индивидуально). Нива, от слова низ, т. е. поле находится низко. Смотрите на картину Шишкина и слушайте стихотворение:
Нива моя, нива, нива золотая,
Зреешь ты на солнце, колос наливая,
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе.
- Но вот зерна созрели, и на поле выходят другие машины – комбайны. Посмотрите на картину.
«Он едет, волну сече, из трубы зерно течет» - есть такая загадка про комбайн.
- Кто работает на комбайне? (комбайнер).
- Что делает комбайн? (срезает колосья, вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву – бункеру – высыпаются в грузовые машины. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука.)
- Куда же потом везут муку? (на хлебозаводы).
- Мука бывает пшеничная и ржаная. Что, выпекают из пшеничной муки? (булки, печенья, баранки и т. д.). А еще из пшеничной муки делают манную крупу. Смелют зерна не очень мелко, а крупинками вот и готова манная крупа. Из ржаной муки пекут черный хлеб.
- Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай.
- Вот видите ребята, как много труда надо затратить. Чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь?
- Хлеб всему голова.
- Без хлеба – нет обеда.
- Не шуба греет, а хлеб.
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
- Теперь вы знаете откуда к нам приходит хлеб на наш стол, и я думаю будите с уважением относится к хлебу.
- А ка это с уважением?
- его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье.
- хлеб нельзя бросать на землю, н пол, раньше если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.