Папки-передвижки

Конспект ОД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук и буква Р. Чтение слогов»

Наталья Матюхина
Конспект ОД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук и буква Р. Чтение слогов»

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.

Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха. Познакомить с согласным звуком Р и его условным обозначением-синий квадрат. Учить определять место звука Р в словах и обозначать на схеме, используя условные обозначения-синий квадрат. Познакомить с буквой Р как письменным знаком звука Р. Учить писать печатную букву Р сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЕ. Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с соответствующим шариком, в котором этот слог написан. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Публикация «Конспект ОД по обучению грамоте (в старшей группе) „Звук и буква Р, Чтение слогов“» размещена в разделах

Ход занятия

1. Орг. момент.

Воспитатель:

- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

– Вы хотите все заниматься? (Да)

– Значит, будем заниматься.

II. 1. Введение в тему.

Воспитатель:- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия). Назовите гласные звуки которые мы изучили (А,О,У,Ы,Э, назовите согласные звуки (Л,М,Н).

-Скажите, на письме каким цветом обозначаются гласные звуки, а согласные?

Ребята, давайте вспомним стихотворение о звуках.

-Кто расскажет?

Ребенок : Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

/Стук в дверь/

Воспит-ль: - Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

/ Дети и воспит-ль распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо. /

Воспит-ль: - Сундучок – то не простой! С замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети, пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!»

Дед Грамотей.

Воспит-ль: - Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

/Ответы детей/

Воспит-ль: - А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: - Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

/Ребенок вынимают ключ из-за зеркала. /

Воспит-ль: - А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием, значит, один замок откроем!

Задание №1.

Подскажите слово в конце каждого стихотворения.

1. В реке большая драка-

Поссорились два …. (рака)

2. Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я….(комара)

3. Верещунья белобока,

А зовут ее …. (сорока)

-Ребятки, подумайте и назовите согласный звук, который слышится в каждом слове (Р)

-Какой это звук? (согласный)

Почему? (воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов)

Давайте все вместе повторим –Р-.Р-Р. При произношении язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.

Справились с заданием, давайте откроем один замок. (одного ребенка вызываю и открываем)

Воспит-ль: - Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: - Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

/Дети находят второй ключ, выполняют второе задание. /

Задание №2

Определи место звука и обозначь на схеме.

Мы сейчас будем выполнять следующие задание. Вы в тетрадях, а у доски (ребенок)

Задание под №1.

-Посмотрите и скажите, какие предметы изображены на рисунке? (ручка, ворона, забор)

-Определите место звука Р в названии каждого предмета и поставит синий квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте.

-Где поставим синий квадрат в прямоугольнике под изображением ручки? (в начале, так как в слове ручка звук Р слышится в начале слова)

-Где поставим квадрат под изображением забора? (в конце, потому что в слове забор звук Р слышится в конце)

-Где поставим квадрат в прямоугольнике под изображением ворона? (В середине, потому что звук Р слышится в слове ворона в середине)

/По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ. /

Воспит-ль: - Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея :

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

(Аквариум)

/Дети достают ключ, он находится возле аквариума. /

Задание №3.

Воспит-ль: - Вот и третье задание с третьим ключом.

-Ребята, у меня на подносе лежат овощи, вам надо выбрать только те овощи, у которых в названии есть звук Р. (ребенок выбирает)

-Морковь,помидор,картошка.

-Ребята, вы согласны? Молодцы.

А сейчас в своих тетрадях обведите эти выбранные овощи.

-Назовите овощи, которые не обвели (капуста, лук)

-Почему? (нет звука Р в этих словах)

Воспит-ль: - Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети – Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся. Надо на носочки встать.

/Дети декламируют стихотворение. Выполняют движение. /

Задание №4

Воспит-ль: - Ну, а где его искать нам четвертый ключ, постарайтесь угадать :

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: - Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

-Посмотрите, ребята на ключе висит конвертик. Помощники Деда Грамотея несли для вас карточку с изображением буквы, да так торопились, что выронили её и та рассыпалась на несколько частей. Если мы её соберём, то узнаем, что это за буква!

-Помогите мне собрать букву. (к доске выходят дети)

Это буква Р.

-Послушайте стихотворение про букву Р.

Кто делает зарядку по утрам,

Тот букву Р легко покажет нам.

Одно лишь надо не забыть:

Какой руке согнутой быть.

Звук Р на письме обозначается буквой Р. Посмотрите еще раз буква Р, а вот ее шуточное изображение. (показываю) .

А чтобы нам открыть четвертый замок, надо выполнить задание под №3.

Обведите букву Р по точкам в первом шарике, а в остальных шариках напишите перед гласной буквой. Посмотрите как она пишется. Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе.

(работа в тетрадях) (я выставляю слоги и картинки)

Давайте прочитаем слоги на доске РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Посмотрите, у вас такие же получились?

Посмотрите на картинки и назовите первый слог в названиях картинок (роза-ро). Давайте найдем этот слог и соединим его с картинкой, где нарисована роза, соединяйте у себя в тетрадях. и т. д. (ракета-ра, рубашка-ру, рыба-ры)

(открываем четвертый замок).

Вот и открыли мы сундучок!

Воспит-ль: - Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: - Это шоколадки и буквы на магнитиках!

Воспит-ль: - Шоколадки мы съедим,ну а буквы мы будем изучать, составлять из них слоги и слова. Спасибо Деду Грамотею! Ребята, а мы можем как-то отблагодарить Дедушку?

/Дети предлагают свои варианты. /

Воспит-ль: - Правильно! Мы можем тоже послать ему посылку. Мы можем изобразить буквы с какими мы уже знакомы по своему желанию. А как их можно изобразить?

Дети: - Можно нарисовать. Слепить из пластилина. Выложить из пуговиц или гороха, фасоли. Можно сделать в виде аппликации. И др.

Да, ребята сегодня мы и займемся изготовлением подарка для деда Грамотея.

Итог: С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Да. С буквой «Р». Какой это звук гласный или согласный?

Воспит-ль: - Скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось?

- Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю отдохнуть и съесть шоколадки.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З» Конспект логопедического занятия в старшей группе. Вид занятия:.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [Х], [Х’], буква Х»Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [Х], [Х’], буква Х» Цель: Уточнение и обобщение знание детей о букве Х и звуке Х (ХЬ). Развивать умение делить слова на слоги, выделение слога с заданным звуком.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе «Познакомьтесь — Звук Р (буква Р)» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе ПОЗНАКОМЬТЕСЬ.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч» Цель: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч. Задачи: - закрепить четкое произношение звука (ч); - закрепление умения давать акустическую.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [ш]. Буква Ш» Цель: Формирование предпосылок обучения грамоте. Задачи: В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1) научиться.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия учителя — логопеда по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква В» Конспект занятия учителя – логопеда по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква В». Составила учитель-логопед Гришина.

ОУД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ч]. Буква Ч» ОУД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук [ч ]. Буква Ч. (продолжение) Цели: закрепить навык произношения звука [ч] в.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [а] и буква А» Задачи: 1. Учить выделять звук «а» в словах, определять место звука в слове. 2. Учить выделять звук «а» из ряда гласных. 3. Начать знакомить.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц» Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики» Звук и буква Ц. Задачи: 1. Познакомить детей с новым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук и буква Р. Чтение слогов»
Опубликовано: 4 ноября 2015 в 10:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД