Баянова Юлия Владимировна
Конспект ООД по ознакомлению с природой «Леса и луга нашей Родины» в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий, проблемных и игровых ситуаций для формирования у детей представления о природе нашей Родины через знакомство с лесом и лугами родного края.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края.
- Закрепить понятия «Лес», «Луг», «Хвойный лес», «Лиственный лес», «Смешанный лес».
- Расширять представление о взаимосвязи растительного и животного мира.
Развивающие:
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с природой „Леса и луга нашей Родины“ в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- Продолжать развивать связную речь как средство общения, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление, познавательную активность, творчество, инициативность.
- Развивать чувство коллективизма
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: письмо; пейзажи луга и леса, памятка с правилами поведения в лесу; картинки животных:
леса (медведь, лось, лиса, волк, дятел, сова,
луга (мышь, бурундук, пчела, бабочка, кузнечик, божья коровка);
картинки растений:
леса (береза, дуб, ива, клён, сосна, ель, кедр, шиповник, черника, голубика, крыжовник, грибы);
луга (ромашка, клевер, одуванчик, колокольчик, василек, незабудка);
Раздаточный материал: памятки с правилами поведения в лесу на каждого ребёнка.
Ход ООД
I.Организационный момент.
- Ребята, летом я очень люблю ходить в лес за грибами, за ягодами, бродить между русскими березами, дышать свежим воздухом и слушать пение птиц. Недавно я получила письмо от старичков Лесовика и Луговика. Вот что они пишут:
«Дорогие ребята! Пишут вам Лесовик и Луговик. Между нами возник спор, мы не можем выяснить, где лучше живется - в лесу или на лугу. Пожалуйста, помогите нам разобраться, разрешите наш спор. Ваши друзья, старички Лесовичок и Луговичок»
- Вот ребята, какое письмо. А вы хотите им помочь разобраться что лучше – лес или луг? (Да)
- Как помочь Лесовику и Луговику? (сравнить растения и животных леса и луга, их условия жизни). Давайте сравним мир леса и мир луга.
II. - Для начала отгадаем загадку и поймём, куда мы попали:
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (Лес)
Воспитатель прикрепляет картинку с видом леса на один из мольбертов.
Цветами поле зарастает,
Над ними пчелы и шмели летают.
Все лето стадо там пасется.
Скажи, как поле то зовется. (Луг)
Воспитатель прикрепляет картинку с видом луга на второй мольберт.
- В лесах и на лугах растет очень много разных растений, но сегодня все растения перепутались, вам нужно расселить их правильно, там, где они растут, в лесу или на лугу. На столе лежат изображения различных деревьев и цветов. Вы должны внимательно рассмотреть картинки, определить растительность и поместить её либо в лес, либо на луг.
Игра «Что где растёт?»
К столику с картинками вызывается два ребёнка. Они, с помощью воспитателя, называют и распределяют растения по типу природных зон на два мольберта.
- Давайте проверим, правильно ли Маша поместила растительность в лесную зону. Перечислим все деревья. Ребята, если на деревьях вместо листьев растут иголки, как называются такие деревья одним словом? (хвойные) А как называется такой лес? (хвойный)
- Ребята, скажите, а если у деревьев растут листочки, как они называются? (лиственные) А лес такой называется? (лиственный)
- Ребята, а если в лесу все деревья перемешались, как можно назвать такой лес? (смешанный)
- А какую растительность кроме деревьев можно еще встретить в лесу? (ягоды, грибы, кустарники)
- Ребята, какие растения растут на лугу? Давайте проверим, правильно ли Вика определила. (На лугу растут трава и цветы: ромашка, клевер, одуванчик, колокольчик, василек) Как одним словом можно назвать эти цветы? (Луговые)
- Чем отличаются растения леса и луга? (растения луга низкие, а леса высокие, корни мощные)
- Как вы думаете, где растет больше цветов в лесу или на лугу? (на лугу) Почему? (на лугу много света и насекомых, а в лесу свет загораживают большие деревья, луговым растениям нужно много света)
- А почему эти растения (показ на растения леса) поместили в лес? (В лесу очень хорошая, плодородная земля, поэтому на ней растет много растений, растут высокие деревья с большими корнями)
- Ребята, значит, что важно для растений на лугу? (Свет)
- А для растений леса? (Почва)
- Ребята, а на лугах и в лесах нашей Родины кроме растений еще кто-нибудь живет? (звери, птицы, насекомые)
- Лесовик и Луговик просят вас назвать животных, птиц и насекомых и расселить этих животных по местам их обитания.
Игра "Кто где живет?"
К мольбертам вызывается два ребёнка. Один из них заселяет картинками с животными лес, а другой – луг.
- Ребята, давайте проверим Кирилла и Соню. Кого Соня поместила на луг? (мышь, бурундука, божью коровку, кузнечика, бабочку, пчелу)
- Почему насекомые живут на лугу? (На лугу много цветов, насекомые питаются пыльцой и нектаром растений, опыляют цветы)
- А мелкие животные? (Животные живут в норках и им легче найти пищу: корешки растений, зернышки)
- Ребята, а каких животных Кирилл поместил в лес? (медведь, лось, лиса, волк, дятла, сову)
- Почему крупные животные поселились в лесу? (В лесу растут высокие деревья, и крупным животным легче спрятаться, найти себе пищу)
- Почему птицы живут в лесу? (Птицы живут на деревьях и вьют гнезда, спасаются от врагов, питаются семенами)
- Ребята, могут ли насекомые и мелкие животные прожить без луга?
- А дикие животные без леса проживут?
- Ребята, что же мы ответим Лесовику и Луговику? Где лучше жить в лесу или на лугу? (Везде по-своему хорошо. Для разных животных и растений нужны разные условия)
Физкультминутка «Обитатели леса»
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
(Широко разводим руки в стороны.
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!
(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз. Пальцами левой руки от плеча правой руки перебирающие движения вниз)
А весёлые зайчата -
Длинноухие ребята -
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
Шёл по лесу серый волк,
Серый волк - зубами щёлк!
Он крадётся за кустами,
Грозно щёлкает зубами!
(Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно вынести вперёд)
Ищут маму медвежата,
Толстопятые ребята,
Неуклюжие, смешные,
Все забавные такие.
(Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону.)
Птички в гнёздышках проснулись,
Улыбнулись, встрепенулись:
«Чик-чирик, всем привет!
Мы летаем выше всех!»
(Лёгкий бег врассыпную; птички чистят крылышки; машут хвостиком (руки сзади, ладошками друг к другу, легко прыгают)
До свиданья, старый лес, (Помахивание рукой)
Полный сказочных чудес! (Поворот вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
(Прыжки. Широко разводим руки в стороны. Ходьба)
- Что было бы с животными, если бы весь лес люди вырубили? (Погибло бы всё живое: растения, птицы, животные, насекомые) Правильно, ребята, лес защищает всех животных, дает им пищу и дом для выращивания детенышей.
- Чтобы не навредить животным, сохранить красоту природы, как люди должны вести себя в лесу и на лугу? (ответы детей)
Демонстрация памятки как нужно вести себя на природе
Игра «Да, нет»
- Молодцы. А сейчас игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!», если буду поступать плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:
Я пойду сейчас в лесок
И сорву ромашку. (Нет)
Съем я вкусную конфету
И выброшу бумажку. (Нет)
Лишний хлебушка кусок
На пеньке оставлю. (Да)
Ветку ели подвяжу,
Колышек поставлю. (Да)
Разведу большой костёр
И тушить не буду. (Нет)
Сильно-сильно насорю
И убрать забуду. (Нет)
Мусор весь я уберу,
Банку закопаю. (Да)
Я люблю свой край родной,
Природу сберегаю! (Да)
III. Рефлексия
- Молодцы, ребята! Вы помогли разобраться Лесовичку и Луговичку, что и лес, и луг одинаково полезны и необходимы природе.
На лугу растут травы и цветы, а в лесу деревья. На лугу цветов больше, чем в лесу, так как на лугу много света, а в лесу свет загораживают большие деревья, а луговым цветам нужно много света.
Большее количество насекомых живет на лугу, так как там много цветов, насекомые питаются пыльцой и нектаром растений, опыляют цветы.
Крупные животные поселились в лесу, потому что там растут высокие деревья, и им там легче спрятаться, найти себе пищу. Птицы живут на деревьях и вьют гнезда, спасаются от врагов, питаются семенами.
- Можем ли мы сказать, что где-то живётся лучше? (Нет, не можем. Для разных животных и растений нужны разные условия для проживания)
- Да, природа лугов и лесов нашей Родины очень разнообразна и красива. Давайте относиться к ней бережно и аккуратно. Она в свою очередь будет радовать нас своим великолепием.
Сюрпризный момент.
- Теперь вы многое знаете, а чтобы вы не забывали, как правильно вести себя на природе, я вам подарю карточки, где изображены правила поведения в природе, которые обозначают, что можно и что нельзя делать в лесу и на лугу.
Воспитатель дарит детям памятки-раскраски с правилами поведения в природе. Дети их раскрашивают и забирают домой.