Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПР

Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект ОД

по познавательному развитию

«Зимующие птицы – наши соседи»

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н.

2019 г.

Цель:

1. Расширять и систематизировать знания о зимующих птицах – поползне, дятле, воробье.

Задачи:

1. Образовательная: формировать пассивный и активный словарь по теме.

2. Коррекционно-развивающая: формировать умение согласовывать

существительное с прилагательным – красная грудка, белое горлышко.

3. Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к живой природе

желание и умение оказывать зимующим птицам посильную помощь.

Оборудование: презентация.

Словарная работа: фрак, кузница.

Ход ОД.

1. Вступительное слово воспитателя.

Зимой зимующие птицы – наши соседи стараются держаться поближе к человеческому жилью, потому что здесь теплее и сытнее.

Сытой птице и мороз не так страшен. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт. Если за зиму не исхудать и жир под кожей сохранить, то даже лютый зимний холод, который насквозь перо пройдёт, и тот не опасен: не может жировую подкладку заморозить. Да вот беда, зимой пищу отыскать нелегко. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зёрна. А этот корм ещё поискать надо.

Трудное время легче пережить сообща. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Ведь в стае как? Нашёл один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут. Опасность вовремя заметить легче – всегда кто-нибудь на страже, пока другие кормятся или дремлют. Понадобится от крупного хищника отбиться, то и здесь всем вместе сподручнее. Так что никак маленькой птахе нельзя зимой быть одной. Даже те птицы, которые обычно в одиночку живут, и то на зиму к какой-нибудь стае прибиваются.

Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах – наших соседях, которых мы с вами видим на нашей кормушке, на участке, во дворе дома, в парке.

2. Рассказ воспитателя о поползне.

В парке, саду, у кормушек в стайке синиц можно увидеть поползня. Рассмотрите поползня. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. Среди птиц поползни лучше всех умеют лазить по деревьям. Помогает им в этом особое устройство лапок с очень длинными пальцами и когтями. Всё тёплое время года бегают эти птички по деревьям, выискивая насекомых-вредителей. Зимой им приходится питаться растительной пищей. Кусочек несолёного сала в кормушке или подвернувшийся в коре жучок для поползня - лакомство.

Окраска птички – голубовато-серая, горлышко, грудь и брюшко – белые, от клюва идёт чёрная полоска.

- Какой способностью обладают поползни? (Ответы детей: умеют быстро бегать по стволу дерева вниз головой).

- Почему поползню удается бегать по стволу дерева? (Ответы детей: у этой птицы особое устройство лапок с очень длинными пальцами и когтями).

- Чем питается поползень зимой? (Ответы детей: растительной пищей).

- Как вы узнаете поползня при встрече с ним? (Ответы детей: по короткому хвосту и черной полоске, идущей от клюва).

3. Рассказ воспитателя о дятле.

Дятлы тоже зимой к синичьей стае прибиваются.

Дятел – птица заметная. Спина, крылья, хвост у него чёрные, будто на нём чёрный фрак надет. Горло, грудь, брюшко белые, а на голове яркая красная шапочка. Сидит дятел на стволе дерева, вцепившись коготками в кору, и ещё на хвост опирается. Хвост у дятла необычный: с заострёнными на концах, очень твёрдыми перьями. Упираясь хвостом в неровности коры, дятел прочно держится на отвесном стволе. Такая прочность ему нужна, чтобы сильно долбить дерево. Ведь питается дятел червяками, жучками и другими насекомыми, которые портят дерево, прогрызая ходы вглубь ствола.

Дятел, как настоящий врач, выслушивает дерево и определяет, где вредитель находится. Потом покрепче упрётся хвостом в кору и своим большим, очень твёрдым и острым клювом долбит отверстие даже в самой прочной древесине. Достанет и уничтожит вредителя леса. Чтобы древесная труха и пыль при работе в ноздри не попали, у дятла около ноздрей растут густые щетинки-фильтры. Кроме того, у дятла есть удивительный язык, помогающий достать насекомое или личинку из любой узкой щели. Язык у дятла длиннее головы, тонкий и гибкий. Кончик языка острый, с зубчиками, направленными назад, похожий на рыболовный крючок. Проколотое таким языком насекомое не соскочит, и дятел его из любой щели вытащит.

Но и дятлу зимой трудно зимой прокормиться, приходится за хвойные шишки браться. Если встретите в парке или лесу выдолбленное в коре или стволе дерева углубление с зажатой шишкой, значит, попалась вам на глаза дятлова кузница. Чтобы достать семена из шишки, дятел устраивает углубление в дереве или старом пне, засовывает туда шишку и начинает бить по ней клювом, как кузнец по наковальне. Поэтому и назвали – дятлова кузница. Раздолбит, поест – за другой шишкой летит. Принесёт новую шишку, старую на снег выбросит, а новую в той же кузнеце обработает. А другие птицы всё, что в распотрошённых шишках осталось, подбирают. Не кузница, а целая столовая получается.

- Расскажите, как выглядит дятел? (Ответы детей: у дятла спина, крылья, хвост -чёрные, грудь, горло, брюшко – белые, а на голове яркая красная шапочка).

- Чем необычен хвост дятла? (Ответы детей: перья хвоста твёрдые, заострённые на концах).

- Почему зимой дятлу приходится питаться шишками? (Ответы детей: зимой трудно прокормиться насекомыми).

- Расскажите, как выглядит дятлова кузница? (Ответы детей: дятел засовывает в углубление в дереве или старом пне шишку и начинает бить по ней клювом).

4. Физкультминутка «Скачет шустрая синица».

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево - вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто).

5. Рассказ воспитателя о воробье.

Воробьи так давно живут вместе с человеком, приспосабливаясь к самым разнообразным условиям жизни в городах и посёлках, что учёные одному из видов этой птицы дали название – домовый воробей.

Давайте рассмотрим оперение воробья. Посмотрите, не такой уж он и серенький! По-своему очень красива эта птичка. Чёрные пятна, коричневые полоски, беловатое брюшко - узор очень симпатичный. Воробей – птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Если найдёт где-нибудь что-то съедобное, то сразу и других воробьёв зовёт. Ночью сбиваются мелкие птички в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб,

поглубже протискиваются. Защищает воробья от мороза и пуховая шубка. Когда воробью холодно, он распушает пёрышки, становясь похожим на меховой шарик. Не сразу сквозь пушистую защиту мороз доберётся. Воробей оставляет на снегу следы-крючочки, совершая прыжки сразу двумя лапками.

- Опишите внешний вид воробья. (Ответы детей: у воробья на пёрышках - чёрные пятна, коричневые полоски, беловатое брюшко - узор очень симпатичный).

- Почему воробей – птица самостоятельная? (Ответы детей: в обиду себя не даст и голодным не останется).

- Как поступает воробей, если найдёт что-нибудь съедобное? (Ответы детей: сразу зовёт других воробьёв).

- Какие следы оставляет на снегу воробей? (Ответы детей: воробей совершает прыжки сразу двумя лапками, оставляя на снегу следы-крючочки).

6. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

У каждого ребёнка набор из 4 картинок с изображением зимующих и перелётных птиц.

(Воробей, грач, голубь, дятел).

(Поползень, скворец, тетерев, сорока).

(Снегирь, галка, аист, куропатка).

Задание: выбери зимующих птиц – наших соседей, назови четвёртую лишнюю птицу.

7. Итог.

Сегодня вы задумались, как нелегко живётся зимующим птицам зимой, особенно если она морозная и снежная, когда не найти птичкам под снегом корма. Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. А когда птицы голодны, они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому мы по-прежнему будем заботиться о птицах и подкармливать их.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПР

Прикреплённые файлы:

pticy-zimoi-prezentacija1_7eh65.pptx | 13688,08 Кб | Скачан: 182
 
Публикации по теме:

ОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края» Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема: «Зимующие и перелетные птицы Краснодарского.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы» Перелетные и зимующие птицы Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы. Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему: «Зимующие птицы» Цель: Познакомить детей с зимующими птицами. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПР
Опубликовано: 24 января 2019 в 11:39
+595Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 165.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»...
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам конспект проведённого родительского собрания с практическими заданиями и вопросами о предшкольной подготовке детей к...
Фотоотчет о празднике к Дню защитника Отечества в группе раннего развития
Фоторепортаж о празднике «День Защитника Отечества» в ясельной группе. Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой вьется по земле Легкая...
Проект «Лэпбук — новое дидактическое пособие»
Проект "Лепбук - новое дидактическое пособие" Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера....
Конспект НОД во второй младшей группе «Зимние забавы»
Цель: Обобщение знаний детей о времени года – зима и о зимних развлечениях. Задачи: Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах. Обогащать...
Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в...
Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок...