Кириллова Тамара
Конспект ОД по речевому развитию «В гостях у сказки» в старшей группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3», г. Данков
Конспект ОД
по речевому развитию
«В гостях у сказки»
в старшей группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Формировать представления о художнике – иллюстраторе Ю. А. Васнецове и его творчестве.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „В гостях у сказки“ в старшей группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
2. Предложить для рассматривания знакомые с раннего детства сказки с рисунками художника Ю. Васнецова «Кот, петух и лиса», «Репка», «Теремок», «Кот, дрозд и петух», «Царевна-лягушка».
3. Научить правильно строить предложения с причинно-следственной связью.
4. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
Оборудование:
Словарная работа: плутовка, гусли
Ход занятия
1. Рассказ воспитателя о художнике Ю. А. Васнецове.
Каждый из вас с раннего детства любит листать яркие, красочные книги и рассматривать иллюстрации. Сегодня мы знакомимся с творчеством художника Ю. А. Васнецова, который создал множество иллюстраций к знакомым вам сказкам. Познакомьтесь, вот портрет этого художника.
Сказка – это особый мир фантазии и реальности. Сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния.
Для художника Ю. А. Васнецова мир сказки – это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом.
Посмотрите на его героев сказок «Теремок» и «Кот, петух и лиса». Все они – доброжелательная мышка-норушка, которая пустила всех, кто просился, жить в теремок, робкий заяц, плутоватая лиса, неуклюжий и добродушный медведь, лютый волк, весёлый кот, доверчивый петух вызывают нашу симпатию. Мы вслед за художником входим в сказочную страну добра и красоты.
Полюбуйтесь иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и постарайтесь понять, как художник с помощью рисунка передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.
Конечно, вы уже догадались, что художник Ю. А. Васнецов, создавая иллюстрации к сказкам, рассказывает нам о её содержании карандашами и красками.
2. Чтение сказки «Кот, петух и лиса».
Я прочитаю вам сказку, а беседовать о событиях сказки и её героях мы будем по иллюстрациям к этой сказке, которые нарисовал художник Ю. А. Васнецов.
3. Беседа по иллюстрациям к сказке «Кот, петух и лиса».
- Рассмотрите избушку, в которой живут наши герои. Какая она? (Ответы детей : сказочная, стоит в лесу).
- Вы заметили какие-либо украшения и детали на избушке? (Ответы детей : ставни, соломенная крыша, на крыше дымит труба).
- Как вы считаете: хорошо ли живётся в такой избушке коту и петуху? (Ответы детей : живут дружно, весело, у них теплая и уютная избушка).
- Рассмотрите петуха, который выглядывает из окна. Какой он? (Ответы детей : петушок доверчивый, выглянул в окошко, когда лиса пообещала дать горошку).
- Каким вы увидели кота? (Ответы детей : кот добрый, смелый, красивый, у него серая шубка).
- Думаю, что вы заметили необычную для нас одежду кота, но именно такую носили в прошлом веке русские мужчины.
- Что можете сказать о лисе, поющей хвалебные песни петушку? (Ответы детей : хитрая, у неё прищуренные хитрые глазки).
Обратите внимание на одежду лисы: на ней длинная красивая в цветочек юбка. Такие юбки много лет назад носили крестьянские женщины.
Рассмотрите следующую иллюстрацию к сказке.
- Какой эпизод из сказки мы видим? (Ответы детей : по лесной горке бежит лиса и несёт петушка).
- Как выглядит лиса здесь? (Ответы детей : она торопится, боится, что её догонит кот).
Физкультминутка «Кот, петух и лиса»
Жили Котик (Пальцы растопырили)
С Петушком (Руками изобразили крылья)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька (Повертели «хвостиком»)
Подкралась к избушке. (Сделали руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы (Потянулись на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору. (Присели, спрятали голову)
Смелый котик в лес пошел (Ходьба на месте)
И нору Лисы нашёл. (Присели)
Умный Котик спас дружка (Погладили себя по голове)
Петю-Петю-Петушка. (Сделали руками гребешок)
Живут котик с Петушком
У лесной опушки (Руками сделали крышу)
И теперь уже Лиса (Повертели «хвостиком»)
Не ходит к их избушке. (Погрозили пальчиком)
5. Дидактическая игра «Объясните, почему?»
Вы должны будете закончить моё предложение, используя слово «потому что». Главное, чтобы правильно отразить причину события, изложенного мной в первой части предложения.
а). Пришла лиса к избушке (лиса проведала, что петушок один дома остаётся).
б). Петушок открыл окошко, высунул головку (лиса пообещала горошку и зернышков).
в). Кот догнал лису, отнял петушка (петух кричал громким голосом, и кот его услышал).
г). Почему погиб петушок (не послушал кота, лиса унесла его в норку и съела).
6. Несколько слов о сказке.
В этой сказке особый ритм и говорок, есть рифма в песнях лисы:
—Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
В сказке есть особенные фразы и выражения (жили-были; всякие редкости показывать: на моё житьё-бытьё посмотрел; на моё добро поглядел; стоят санки - самокатки).
7. Пересказ сказки по цепочке.
8. Итог.
Сегодня произошло знакомство с иллюстрациями художника Ю. А. Васнецова. Мы учились с помощью рисунка определять образы героев и персонажей сказки.