Елена Попова
Конспект ОД «Такое разное настроение» для детей подготовительной логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад № 37 г. Ельца
Конспект
образовательной деятельности
по образовательной области «Коммуникация»
«Такое разное настроение»
для детей подготовительной
Составила воспитатель
Попова Е. М.
Цель: развитие умения понимать свое настроение и настроение других людей;
Публикация «Конспект ОД „Такое разное настроение“ для детей подготовительной логопедической группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «Настроение»,
- расширять представление об основных эмоциях (радость, грусть, страх, злость);
-развивать умение анализировать свои эмоции и эмоции других людей и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;
-учить выражать свои эмоции средствами мимики, интонации;
-активизировать словарь детей (радость, печаль, злость, печальный, унылый, настроение, эмоции и др.);
-развивать связную речь - умение отвечать на вопросы по тексту полным распространенным предложением;
-продолжать работу по развитию умения вести диалог с воспитателем и сверстниками (точно отвечать на вопросы, участвовать в процессе коллективной беседы);
-воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Оборудование и материалы: картинки –пиктограммы. (страх, радость, грусть, удивление, злость); картинки с изображениями солнышка, тучки с дождем и солнышка с тучей по количеству детей ; шкатулка, в которой находятся смайлики с улыбкой по количеству детей; магнитофон с записью музыки для игры «Комплименты»; интерактивная доска; цветы из картона с белым кружком в середине, фломастеры на каждого ребенка.
Ход занятия :
Психогимнастика «Пора вставать»
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель находится в центре круга. Дети присаживаются на корточки, закрывают глаза и представляют, что спят.
Воспитатель идет по кругу, гладит каждого по голове и говорит :
«Мои детки, мои детки
Мои детки крепко спят.
Мои детки, мои детки
Потихонечку сопят.»
Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот.
Воспитатель: «Солнце встало! Хватит спать!»
Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох.
Воспитатель: «Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!»
Дети здороваются с гостями.
Коммуникативная игра для создания благоприятной атмосферы на занятии
«Не сердись, улыбнись!»
Воспитатель: «Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».
Дети по кругу говорят эти слова друг другу.
- Молодцы, вы подарили улыбки друг другу, а вместе с улыбками вы подарили настроение. А как вы считаете, что такое настроение? Что обозначают слова «у меня хорошее настроение» или «у меня плохое настроение»?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей :
«Можно сказать, что настроение это то, как человек настроен, как он себя чувствует. Оно может быть радостное, солнечное, когда хочется смеяться, танцевать, улыбаться всем вокруг. И это настроение похоже на. (воспитатель показывает схему «солнце»)
- А может быть настроение очень грустное, хмурое, на глаза сами собой, словно капельки дождя, набегают слёзы. И похоже такое настроение на. (показать схему «тучка»)
- А иногда настроение бывает не очень радостное и не очень грустное, а так с серединки на половинку. Спокойное. Смеяться не хочется и слёзы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чём-то своем, тихо поиграть, почитать, или порисовать. И похоже это настроение на… (схема «солнце из-за тучки»)
- Ребята, почувствуйте своё настроение. Какое оно у вас сегодня : весёлое, очень грустное или спокойное? Посмотрите, у меня на столе лежат картинки. Выберите каждый себе картинку со своим настроением и покажите мне и другим ребятам.
Дети выбирают : «солнце», «тучку с дождём», «солнце из-за тучки».
Воспитатель предлагает каждому ребенку объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку.
Воспитатель показывает детям шкатулку.
Воспитатель: «Я предлагаю сейчас вспомнить то, что вызывает у вас плохое настроение и положить это в нашу шкатулку. И сделаю тоже самое. Закроем нашу волшебную шкатулку.»
Воспитатель: «Дети, сегодня, когда вы пришли в детский сад, я посмотрела на вас и сразу поняла, какое у кого настроение.
Как вы думаете, как я это поняла?»
Предположения детей.
Воспитатель: «Есть такая пословица «У него все на лице написано»
Что это значит? Что по выражению лица можно узнать в каком настроении находится человек. Выражение лица называется эмоция. Эмоций очень много, но мы сегодня познакомимся с некоторыми.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на доску, на ней картинку с изображением 2-х гномиков.
Воспитатель:
«Дети, посмотрите, это гномики Ах и Ох. Гномик Ах радостный, а Ох-грустный. Покажите, где гномик Ах, а где Ох.
Какая эмоция на лице гномика Ах? (Радость) Как можно понять, что человек радуется? Глаза смеются, добрые, рот в широкой улыбке, уголки рта подняты вверх, глаза как щелочки) Покажите эмоцию радости. Как можно назвать человека, который радуется?
(радостный, веселый, счастливый, радужный, беззаботный)
Воспитатель: «Дети, а когда человек может радоваться? Расскажите мне, когда вы радуетесь. Я радуюсь когда за окном ярко светит солнце. А ты,Соня (Саша, Дима)
Воспитатель предлагает детям продолжить предложение:
«Я радуюсь, когда…»
«Мама радуется, когда…»
Воспитатель: «А гномик Ох всегда грустный. Какую эмоцию мы видим у него на лице?
(грусть). По каким признакам можно понять, что человек грустит? (голова наклонена вниз, глаза опущены, брови и уголки губ опущены) Изобразите грустного человека. Как еще можно назвать грустного человека? (печальный, унылый, невеселый, тоскливый)
Воспитатель: «Дети, расскажите мне, а когда вам бывает грустно? Мне грустно, когда я болею»
Продолжите предложение:
«Мне грустно, когда…»
Воспитатель: «Дети, а наше настроение зависит от погоды? Если на улице тучи, холодный ветер, целый день идет дождь, какое у нас будет настроение?»
Логоритмическое упражнение «Тучи»
«Вдруг закрыли небо тучи»
(Руки скрестить над головой)
«Начал капать дождь колючий»
(пальцами правой руки стучим по ладони левой)
«Долго дождик будет капать»
(стучим пальцами левой по ладони правой руки)
«Разведет повсюду слякоть»
(сжимает и разжимаем кулачки)
«Грязь и лужи на дороге»
«Поднимай повыше ноги!»
Воспитатель: «Дети, а наших гномиков есть друзья. Вот, это гномик Ух. Сегодня на поляне он увидел очень большую бабочку.
Какая эмоция на лице у гномика- удивление. Чему может удивиться человек? Какое лицо у человека, который удивляется? (Глаза расширяются, становятся круглыми, брови приподняты. Рот приоткрыт). Представьте, что вы увидели что-то очень интересное и удивились этому.
Что же вас удивило?
«Я удивился, когда…»
А это гномик Ой. Он очень боится прививки.
Воспитатель задает вопросы : «Как выглядит человек, который чего-то испугался? (Глаза широко распахнуты, рот открыт, брови приподняты,).
Воспитатель: «Дети, скажите а вы боитесь чего-нибудь, что вас напугало?
Малоподвижная игра «Море волнуется раз…»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра вам знакома. Она называется «Море волнуется раз…» Все помнят правила игры? Но сегодня я предлагаю изображать не животных, а различные эмоции, которые я назову. Итак. Я отворачиваюсь и произношу слова: «Море волнуется раз, море волнуется два. Море волнуется три, в эмоции грусти замри!». Воспитатель поворачивается к детям и смотрит, какую эмоцию они показывают.
Игра повторяется 2-3 раза. Можно ведущим выбрать ребенка.
А сейчас я хочу вам рассказать одну историю, а чтобы слушать было удобнее, присядьте на стульчики.
Дети садятся на стульчики вокруг воспитателя.
Проблемная ситуация. Рассказ «Две подружки»
«Аня и Маша играли на детской площадке. Вдруг Аня повернула голову, прислушалась и сказала: «Маша, ты не слышишь, кто-то плачет?»
Маша тоже прислушалась : «Да, я тоже слышу,. Пойдем посмотрим.»
Девочки пошли в ту сторону, где слышался плач. Возле качелей они увидели маленькую девочку. Она закрыла руками глаза и громко плакала.
Аня и Маша подбежали к девочке.
Аня: «Что случилось?»
Маша: «Скажи, как тебя зовут? Где твоя мама?»
Девочка ответила: «Меня зовут Оля, а моя мама потерялась»
Аня : «Не бойся, Оля, мама не может потеряться. Она сейчас обязательно придет за своей дочкой. Знаешь я умею сочинять веселые стишки, хочешь вместе попробуем? Маша тоже пыталась успокоить малышку: «Не плачь, давай потанцуем. Она стала напевать песенку : Ты не бойся и не плачь маленькая Олечка, будем вместе мы играть и станцуем «полечку»
Оля стала успокаиваться, слезы высохли, она улыбнулась.
А вот и мама. Она подбежала к дочке и обняла ее. «Оля. зачем же ты ушла, я ведь просила стоять тебя возле магазина»
Потом она повернулась к девочкам и сказала «Девочки, спасибо большое, что побыли с моей малышкой. Я вам очень благодарна.»
После прочтения рассказа воспитатель задает вопросы детям.
-То случилось с маленькой девочкой Олей?
- Что чувствовала девочка, когда потерялась? (страх, грусть)
- Какими словами можно выразить ее настроение? (грустное, печальное)
-Кто помог Оле?
-Изменилось ли ее настроение, когда к ней подошли девочки?
- Как Аня и Маша помогли малышке?
- Как можно успокоить человека, который плачет? (Обнять, погладить, спросить, что случилось и предложить помощь)
-А как можно развеселить грустного, сердитого человека? (рассказать смешное стихотворение, предложить поиграть, станцевать, рассказать смешную историю).
Воспитатель:
«Дети, а как вы думаете, а комплимент может поднять настроение? А вы знаете, что такое комплимент?»
Ответы детей.
Коммуникативная игра «Комплименты»
Воспитатель: «Я предлагаю вам поиграть. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я включу музыку, вы будете идти по кругу, а у меня в руках будет вот такой красивый цветок (шарик). Музыка смолкает, и напротив кого окажется цветок (шарик), на кого он укажет, тому ребенку мы скажем комплименты»
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель предлагает пройти к интерактивной доске
Интерактивная игра «Калейдоскоп эмоций»
После работы с доской гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз «Глазкам нужно отдохнуть»
«Глазкам нужно отдохнуть»
(Дети закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть»
(глубокий вдох через нос с закрытыми глазами)
Открыть глаза.
«Глаза по кругу побегут»
(движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо»
(легкими движениями пальцев погладить закрытые веки)
«Увидят мои глазки все!»
(открыть широко глаза и улыбнуться).
Воспитатель: «Дети, а помните, мы с вами сложили в нашу шкатулку свое плохое настроение? А вы помните, что шкатулка эта не простая, а какая? Волшебная. И мне почему-то кажется, что она нам приготовила какой-то сюрприз. Давайте посмотрим?»
Воспитатель вместе с детьми открывают шкатулку, достают из него смайлики с улыбкой. Воспитатель раздает их каждому ребенку.
Воспитатель: «Дети, посмотрите, какие веселые смайлики! Пусть они подарят вам сегодня хорошее, радостное настроение на весь день. Ведь радостный человек дарит светлое, праздничное настроение всем кто его окружает. Не забывайте об этом!
«А как вы думаете, подарок поднимает настроение? Давайте подарим хорошее настроение нашим гостям? Я предлагая подарить им цветы. Но цветы не обыкновенные, а улыбающиеся.»
На столе лежат цветы из цветного картона с белым кружком в середине. Предлагается детям нарисовать эмоцию радость и подарить гостям.