Юлия Ероклинцева
Конспект ОД «Знакомство с русской печкой в мини-музее «Русская изба» для детей подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление детей о печке, как о главном предмете русской избы.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать представление детей о предметах быта русского народа, о народных традициях. Углублять представление детей о печке, разъяснить значение слов: опечек, печурка, запечье, подпечье, устье, лежанка.
Развивающие:
Публикация «Конспект ОД „Знакомство с русской печкой в мини-музее „Русская изба“ для детей подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Русская печь, печка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Развивать у детей фразовую и диалогическую речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей (который, где, если, потому что).
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа на основе мини-музея «Русская изба».
Ход занятия:
Дети входят и рассаживаются по местам.
Воспитатель: Ребята, в нашей группе есть мини-музей «Русская изба».
Воспитатель: Мини-музей – это маленький музей. А «Русская изба» он назван потому, что в нем собраны предметы быта русского народа, которые использовались в русской избе. К сожалению, не все предметы старины дошли до наших дней. А некоторые предметы так велики, что не могли бы поместиться в маленьком музее. Тогда люди придумали делать макеты или модели этих предметов. У нас в мини-музее есть макет русской печи. Ведь с печью связан весь быт и вся жизнь крестьянина. «Без печи и изба – не изба». Недаром народ называл печь боярыней, кормилицей, наделял волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Хотите, я расскажу вам о ней сегодня?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Для начала давайте вспомним, в каких сказках действие связано с печкой.
(Педагог читает отрывки сказок. Дети называют сказку)
Говорит медведь: «Теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить.
Будешь печку топить, кашу варить, меня кашей кормить».
Она легла сама на лавочку,
хвостик под лавочку, курочку под печку.
Девочка скорее пирожок в рот,
а сама с братцем – в печь, села в устьице.
Мышка взбежала на плечо девицы и шепчет на ушко:
«Не бойся, девица. Туши огонь да под печь полезай,
а я стану бегать и в колокольчик звенеть».
Тотчас поехала печь домой,
а приехавши – опять стала на прежнее место.
Видит – дверь отворена, вбежала в избушку – там нет никого.
Заглянула в печь и нашла одного козленочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все сказки отгадали! А теперь поближе познакомимся с главным предметом русской избы – русской печкой.
Воспитатель: Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь, печник пользовался почетом и уважением. Повторите, как называется человек, который умеет класть печь? (Педагог вызывает 3-4 детей).
Воспитатель: Печник так должен был печь сложить, чтобы печь долго сохраняла тепло, а дров требовала мало. Давайте затопим нашу печку.
Пальчиковый тренинг
На дворе растет трава.
Я колю, колю дрова!
Я колю на чурочки.
Гори, огонь, в печурочке.
Я колю на плашки
Для сестры Дуняшки.
Гори, гори жарче, печь!
Будет Дуня пышки печь.
Воспитатель: Хорошая печь – гордость и печника и хозяина. В богатых домах и печь была богатой, знатной. В крестьянской избе – попроще. А в народе верили, что и в богатой, и в бедной, и в крестьянской, и в городской избе за печкой живет… Дети, кто живет за печкой?
Дети: Домовой.
Воспитатель: Правильно, Домовой – запечный житель. Место за печкой, где живет домовой, так и называется запечье. Кто запомнил, как называется место, где живет Домовой? (Дети отвечают полным предложением).
Воспитатель: Как вы думаете, а в нашем запечье Домовой живет?
(Дети высказывают предположения).
Воспитатель: Давайте его позовем.
Дети: Домовой, Домовой, приходи к нам домой.
(Педагог достает из-за печки игрушку Домового).
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о Домовом?
Дети отвечают.
Дети:
Домовой охраняет дом от беды.
Домовые лучше всех разбираются в домашнем хозяйстве.
Домовой любит порядок в доме.
У хорошей хозяйки Домовой добрый, он ей помогает, детям сладкие сны навевает.
А у лентяйки – злой. Он ей вредит, стонами да вздохами по ночам пугает.
Домовой любит играть и проказничать – вещи прятать.
Домовой – лакомка. Любит вкусно поесть).
Воспитатель: Ребята, давайте посадим Домового на опечек, там ему будет тепло и уютно.
(Воспитатель сажает домового и поясняет). Опечек основание печки – печное место. Повторите, как называется основание печки.
(Педагог вызывает 3-4 детей).
Воспитатель: Делали его из толстых бревен, разрубленных пополам. В верхней части опечка хранилась вся печная утварь: ухваты, горшки, чугунки, кочерга.
В нижней части опечка, в подпечьи, держали дрова, а зимой кур и гусей.
А одна бабушка так любила своих гусей, что про них даже песню в народе сложили. Как песня называется?
Дети: Два веселых гуся.
Проводится физкультминутка под русскую народную песню «Два веселых гуся»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где заботливая бабуся держала бы гусей зимой?
Дети: В подпечье.
Воспитатель: Мальчики, скажите, а каких еще домашних животных могли держать в деревенском хозяйстве?
(Отвечают мальчики).
Воспитатель: Давайте поиграем.
С мальчиками проводится игра «Скотный двор».
Мальчики поочередно берут фигурки домашних животных из сундучка с фигурками животных. Прежде, чем поместить животное на скотный двор (макет, дети называют детенышей животного.
У козы козленок.
У коровы – теленок.
У лошади – жеребенок.
У ослицы – осленок.
У свиньи – поросенок.
У овцы – ягненок.
У собаки – щенок.
Воспитатель: Только что родившихся детенышей животных в холодное время года брали в избу, устраивали им место поближе к печке, ждали, пока они подрастут и окрепнут. То-то радость Домовому. Проказничает печной хозяин. Стонами да вздохами малышей по ночам пугает. Только кошка Домового не боится и живет с ним на печи в добром соседстве. (Педагог берет последнюю фигурку животного – кошку. Сажает на печку).
Воспитатель: Для кошки хороший печник специальное место в печке выкладывает – печурка. Напьется кошка вкусного молочка, залезет в печурку, языком умоется и задремлет, замурлычет. Любит она спать в печурке. Повторите, как называется место, где любит спать кошка? (Педагог вызывает 3-4 детей).
Воспитатель: Как называют детенышей кошки?
Дети: Котята!
Воспитатель: Давайте накормим котят молочком.
Пальчиковый тренинг
Один котенок пьет молочко.
Молочко такое вкусное,
что идет еще котенок.
Два котенка пьют молоко.
Молоко такое вкусное,
что идет еще котенок.
Три котенка пьют молоко.
Молоко такое вкусное,
что идет еще котенок.
Четыре котенка пьют молоко.
Молоко такое вкусное,
что идет еще котенок.
Пять котят пьют молоко.
Молоко такое вкусное!
Попили, поели,
свернулись клубочком и уснули.
Воспитатель: Кошка там, где тепло. Люди верили: где тепло, там и добро. А тепло всегда у печки. Давайте рассмотрим печь внимательно.
Воспитатель: Скажите, на что похоже входное отверстие русской печки (куда ставят горшки, чугунки).
Дети: На рот.
Воспитатель: В народе говорят «уста». Выходное отверстие русской печки называется устье. Повторите. (Педагог вызывает 3-4 детей).
Воспитатель: Возьмет хозяйка ухватом чугунок, через устье чугунок в печь поставит: один – для щей, второй – для каши, а третий – для прочих надобностей. Ну-ка, девочки, ответьте. Какую еще посуду можно поставить в печь?
(Отвечают девочки).
Дети: Глиняный горшок.
Воспитатель: У немецких сказочников Братьев Гримм есть сказка о волшебном горшочке. У меня тоже есть волшебный горшочек. Давайте с ним поиграем.
С девочками проводится игра «Волшебный горшочек».
Ведущий говорит волшебные слова: «Раз, два, три, горшочек, вари!» Передает горшочек следующему игроку. Следующий игрок открывает крышку, нюхает
и говорит, какая каша в его горшочке. Затем передает горшочек следующему игроку, произнося волшебные слова. Игра останавливается волшебными словами: «Раз, два, три, больше не вари!»
Воспитатель: Ещё есть такая каша, которую есть нельзя. Это свадебная каша. Так называется праздник, а, значит, свадебная каша несъедобная. О настоящей еде много пословиц и поговорок сложил русский народ: о хлебе, о киселе, о пирогах, о каше. Давайте вспомним некоторые из них. Я начну, а вы закончите.
Худой обед, коли … хлеба нет.
Лучше хлеб с водой, чем … пирог с бедой.
Не красна изба углами, а … красна пирогами.
Где кисель, там и присел, где пирог, … там и прилег.
Хочешь чаю хлебнуть, … про меня не забудь.
В меду да в масле … и лапоть съешь.
Если щи хороши, другой … пищи не ищи.
Щи да каша - … кормильцы наши.
Кашу маслом … не испортишь.
Хороша кашка, … да мала чашка.
Воспитатель: А уж если осталась ложка каши в горшке, так ночью её Домовой съест. Все Домовые лакомки. А еще Домовые играть любят. Давайте нашего Домового уважим, поиграем. Очень любит он игру «Аюшки».
Речевая игра «Аюшки»
Домовой!
Аюшки!
Где ты был?
У бабушки!
Что принес?
Крынку!
Что с ней сделал?
Под лавку поставил.
Экий Домовой чудак!
А вы, дети, как?
А мы бы в крынку молока налили
и на стол поставили.
Ладно, в другой раз так и сделаю.
(Прячется)
Домовой!
Аюшки.
Игра продолжается со словами: кочерга, самовар, лапти.
Воспитатель: Совсем Домовой запутался. Давайте лучше с ним в прятки поиграем.
Проводится игра «Поиграй, поиграй и отдай».
По сигналу «Ночь», дети зажмуривают глаза, а Домовой прячет клубочек в разные места печи. Посигналу «День», дети открывают глаза и просят Домового: «Домовой, Домовой, поиграй, поиграй и отдай!» Домовой показывает, где спрятал клубочек. Дети называют место на печке, где был спрятан клубочек. Последний раз домовой прячет клубочек на лежанке.
(Дети не знают названия этого места).
Воспитатель: Домовой спрятал клубочек на лежанке. Лежанка – особое место на печке. Там спали старики и малые дети. (Педагог кладет маленьких кукол на лежанку). А как ребятня уснет, Домовой им сладкие сны навеет. Всем у печи место найдется. На лежанке старики да дети. В запечье – Домовой. В печурке – кошурка. В подпечье зимой – куры да гуси. Возле устья хозяйка хлопочет, кочергой угли переворачивает, ухватом чугунки в печь ставит, щи варит да пироги печет. А хозяин вернется с работы, у опечка ноги погреет, одежду просушит. Вот она какая русская печь – боярыня. В ней и еду готовят, и пироги ставят, и травы, грибы, ягоды сушат, и малых детей купают, и для самовара место отведено. Недаром говорят: «Печь – кормилица, всей семьи любимица». Малыши-то уснули. Пора Домовому в запечье возвращаться. На прощанье задобрим Домового. Нальем из кувшина воды в маленький глиняный горшок, а из крынки зерна насыплем в маленькую миску. (Наливает, насыпает).
Домовой будет добрый, будет помогать по хозяйству, не будет проказничать.
Итог:
Воспитатель: Вот и наше знакомство с русской печкой подошло к концу. Скажите, что вам запомнилось больше всего, что вы сможете рассказать мамам и папам о печке. (Дети высказываются). По секрету вам скажу, что вы Домовому тоже понравились. Слушали внимательно, отвечали грамотно, играли дружно и весело. Молодцы! Домовой за это нам подарки приготовил – фотографии различных печек. (Детям вручаются фото различных печек).
В свободное время дети самостоятельно продолжают знакомиться с русской печкой.