Наталья Мищерина
Конспект ООД «Знакомство с животными саванны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с обитателями африканской саванны.
Задачи.
1. Развивать представления об особенностях климата в данной местности.
2. Познакомить с разнообразием природы.
3. Дать представление о некоторых представителях саванны.
4. Развивать познавательный интерес, любознательность.
5. Учить заботиться о природе.
Оборудование: картинки с изображением животных жарких стран, сюжетные картинки с изображением африканской саванны.
Ход занятия
1. Организационный момент
Что за Африка-страна,
Публикация «Конспект ООД „Знакомство с животными саванны“» размещена в разделах
Где лишь лето и весна,
Где кругом стоит жара –
Все узнать о ней пора.
Что за звери там живут,
Что за птицы там поют,
Сплошь загадками полна,
Что за Африка-страна?
2. Беседа о животных саванны
Воспитатель: Саванна – это срединный край с изобилием крупных животных. Так можно охарактеризовать саванну. Он располагается между влажными джунглями и иссушенными пустынями. Переход одного в другое дал миру травянистые степи с одиночными деревьями или их группами.
Для жизни же в саваннах характерна сезонность. Есть период дождей и время засухи. Последнее заставляет некоторых животных впасть в спячку или зарыться под землю. Это время, когда саванна как бы затихает.
В сезон дождей, под влиянием тропиков, степи, напротив, изобилуют проявлениями жизни, процветают. Именно на влажный период приходится время размножения представителей фауны.
Как вы думаете, какие животные живут в африканской саванне?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Давайте отгадаем с вами загадки познакомимся с некоторыми яркими представителями этого континента.
Серый толстый великан
Нос как будто длинный кран
На спине прокатит он
Озорной ушастый. (слон).
Животный мир саванны не знает более крупного существа. Впрочем, со временем слоны мельчают. В прошлом веке охотники истребили особей с крупными бивнями. Таковые были у наиболее массивных и рослых слонов. В 1956-м, к примеру, в Анголе застрелили самца весом 11 тонн. Высота животного составляла почти 4 метра. Средний же рост африканский слонов равен 3-м метрам.
Даже новорожденный слон весит 120 килограммов. Вынашивание длится почти 2 года. Это рекорд среди наземных животных. Неудивительно, что и мозг слона внушителен, весит больше 5 кило. Поэтому слоны способны на альтруизм, сострадание, умеют горевать, слушают музыку и играют на инструментах, рисуют, беря кисти в хобот.
Не впрягут меня в повозку.
Я ношу наряд в полоску — Погляди, моя рубашка —
Как у моряка тельняшка!
Дом мой — в африканских недрах…
Не лошадка я, а… (зебра).
Эффектная окраска копытного — способ избавиться от нападок мух цеце и прочего гнуса саванн. Черные и белые полосы по-разному отражают свет. Меж линиями возникает разность тепловых потоков. Это, вкупе с контрастностью, отпугивает мух. В мире насекомых «зебриную» окраску носят ядовитые, опасные виды.
У большинства животных с эффектными расцветками детеныши рождаются однотонными. Рисунок проявляется, когда потомство подрастает. Зебрята же сразу рождаются полосатыми. Узор неповторим, словно отпечаток человеческого пальца.
Длинноногий, горделивый,
Важный и неторопливый.
Шею длинную он носит,
И листву, как траву "косит".
Кто ответит, будет прав-
Это дядюшка. (жираф).
Превосходит слона по росту, достигая почти 7-ми метров, но не по массе. Протяженность одного лишь языка жирафа составляет 50 сантиметров. Эта длина позволяет животному схватывать сочные листки с вершин крон деревьев.
Помогает и шея. Ее длина — больше трети общей высоты жирафа. Чтобы отправлять кровь на «высотные этажи» сердце обитателя саванн увеличено до массы в 12 килограммов.
Это кто здесь самый главный?
Желтый, с гривою шикарной,
Не привык скрывать свой гнев,
Царь зверей, свирепый! (лев).
На планете львов осталось максимум 50 тысяч особей. В прошлом веке отстрелен самец весом 318 килограммов. Длина кошки составила 335 сантиметров. В нынешнем столетии таких гигантов не осталось. Средний вес льва —200 килограммов.
У самцов вида неспроста есть грива. Во время боев за самок и территории в шерсти вязнут зубы противников. К тому же, размеры гривы оцениваются львицами при выборе партнеров для спаривания. Какие животные в саванне пошерстистей, тем самки вида и отдают предпочтение.
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (леопард).
Самый миниатюрный среди больших кошек. Рост леопарда в холке не превышает 70-ти сантиметров. Длина животного равна 1,5 метра. Размерная планка есть и у количества осадков, требующегося для того, чтобы леопард поселился в саванне.
Кошка остается в ней лишь в том случае, если за год с небес падают минимум 5 сантиметров воды. Впрочем, такое количество осадков бывает даже в полупустынях. Там леопарды тоже селятся.
Окраска леопарда зависит от окружающего пейзажа. В саванне кошки зачастую оранжеватые. В пустынях же животные песочного тона.
Широк, приземист, мускулист,
Силён и крепок, как штангист.
Красавцем, правда, не слывёт
Большеротый… (бегемот).
Иначе называется гиппопотамом. Этот термин составлен из 2 латинских слов, переводится как «речная лошадь». В этом названии отражена любовь животного к воде. Бегемоты погружаются в нее, впадая в своеобразный транс. Под водой есть рыбки, очищающие пасти бегемотов, их кожу.
Меж пальцами животных есть плавательные перепонки. Жир тоже способствует плавучести. Ноздри бегемотов под водой закрываются. Вдох требуется каждые 5 минут. Поэтому гиппопотамы периодически поднимают головы над водой.
Пасть бегемота раскрывается на 180 градусов. Сила укуса составляет 230 килограммов. Этого хватает, чтобы лишить жизни крокодила. Мясом рептилий бегемоты разнообразят рацион из трав. То, что гиппопотамы едят и мясо — открытие 21-го века.
3. Дидактическая игра «Кто у кого?»
У львицы — львенок, львята.
У слонихи — слоненок, слонята.
У жирафа — жирафенок, жирафята.
У зебры — зебренок, зебрята.
У бегемота – бегемотик, бегемотики.
У леопарда – леопардик, леопардики.
4. Физкультминутка «Африка»
1. Вышли дети погулять,
По саванне идём
Жарким африканским днём. (Дети шагают на месте)
2. Гордо голову задрав,
На ребят глядит жираф.
Как жираф, мы пойдём
Жарким африканским днём. (Дети шагают на носочках, вытянув руки над головой).
3. Носорог -рог-рог идёт,
Как они, мы пойдём
Жарким африканским днём. (Ноги на ширине плеч. Дети «переваливаются» с ноги на ногу на месте).
4. Антилопы лёгкий бег
Поразил сегодня всех,
Побежим мы бегом
Жарким африканским днём. (Дети легко бегут на месте).
5. Утомила нас жара,
Возвращаться нам пора,
Песню мы допоём
И учиться вновь пойдём! (Дети через стороны поднимают руки вверх –вдох,
опускают вниз – выдох. Садятся на свои места).
5. Дидактическая игра «Составь предложение»
Слон, джунгли, жить – Слон живёт в джунглях.
Зебра, охотится, тигр, хищный – Хищный тигр охотится на зебру.
Черепаха, панцирь, крепкий – У черепахи крепкий панцирь.
Питаться, листья, жираф, трава – Жираф питается травой и листьями.
Бегемот, вода, живёт – Бегемот живет в воде.
Детеныш, львица, голодный, мясо, несет – Львица несет мясо голодному детенышу.
Горилла, стая, кричать, джунгли, громко – В джунглях громко кричит стая горилл.
6. Дидактическая игра «Скажи одним словом».
У слона толстые ноги, поэтому его называют толстоногим.
У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют короткошерстным.
У обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют длиннохвостой.
У жирафа длинная шея, поэтому его называют длинношеим.
У слона большие уши, поэтому его называют большеухим.
У бегемота толстая кожа – он толстокожий.
У льва длинная грива – он длинногривый.
У крокодила острые зубы – он острозубый.
У зебры быстрые ноги – она быстроногая.
У жирафа длинные ноги – он длинноногий.
У носорога короткие ноги – он коротконогий.
7. Дидактическая игра «Чья? Чей? Чьи?»
Животные спрятались, но вы можете видеть их лапы, хвосты, копыта. Расскажите. Что вы видите?
Я вижу крокодилий хвост, обезьянью голову, слоновий хобот, тигриный хвост, верблюжий горб, львиную голову…
Мы в Африку ходили –
Подумайте! – пешком.
По Африке бродили,
Представьте, босиком.
Там, в Африке гуляет
Веселый бегемот.
Он финики срывает
И песенки поет.
И нас он не обидел,
А поблагодарил.
И всем, кого он видел,
"Спасибо" говорил.
8. Итог занятия