ЕЛЕНА АЛФЁРОВА
Конспект открытого интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Богатыри земли русской
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри")из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной к школе группе.
Программные задачи:
• Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по ИЗО-деятельности „Богатыри земли русской“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. ИЗО, рисование, аппликация, лепка
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.
• Удовлетворять потребность детей искренне сопереживать сказочным героям.
• Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.
Предварительная работа:
• Ознакомление с репродукциями В. М. Васнецова, организация выставки.
• Чтение сказок «Снегурочка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Илья Муромец», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
• Прорисовывание графических элементов и украшение ими силуэтов одежды, посуды.
Оборудование:
• Выставка репродукций.
• Изо-материалы: гуашь, кисти №2, 4, бумажные силуэты доспехов.
Ход занятия
В кресле сидит «бабушка». Она обнимает ребенка, сидящего рядом.
Ребенок: …Заберусь я на колени к бабушке седой
И начну у бабки сказки я просить.
И начнет мне бабка сказки говорить,
Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,
Как ему невесту Серый волк достал.
Слушаю я сказку, сердце так и мрет,
А в трубе сердито ветер злой поет.
(из стих. И. З. Сурикова «Детство»)
«Бабушка» (воспитатель) встает, подходит ко всем детям и обращается к ним.
Воспитатель: А вы любите сказки? История нашего народа, воплощенная в его сказках, песнях, былинах оживает на картинах В. М. Васнецова.
Дети подходят к зрительному ряду репродукций картин В. М. Васнецова.
Воспитатель: О какой картине говорят слова из этого стихотворения:
…Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,
Как ему невесту Серый волк достал…
(Иван-царевич на Сером волке)
Полюбуйтесь на эту репродукцию. Мчится Царевич в глухом лесу на Сером волке и крепко обнимает Елену Прекрасную. А кругом страшный лес. Волк мчится быстро. Как я это узнала? (ответы детей)
Воспитатель обращается к детям:
Что вы чувствуете? Как художник передал настроение? (ответы детей)
Посмотрите на лица, их глаза. Им страшно? Но они знают, что выдержат это испытание. Вот как передал художник настроение героев, их переживания.
Воспитатель: А сейчас послушайте эту русскую народную песню и посмотрите, какую из героинь она вам напоминает. (Аленушка)
Включается аудиозапись отрывка из русской народной песни
. То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит…
Почему слова этой песни вам подсказали название этой картины? Как художник показал грусть? (Аленушка грустит, она прибежала к пруду, чтобы выплакать свою печаль. Вода все заберет, и тоску, и все обиды).
Воспитатель: А сейчас прозвучит другая мелодия. Скажите, на какую картину хочется посмотреть, слушая ее.
Звучит отрывок из произведения Римского-Корсакова «Снегурочка»
О какой героине идет речь? (Снегурочка). Это нежная, задушевная, добрая Снегурочка, которой хорошо зимой на морозе, а от тепла она тает.
Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.
Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.
Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»
Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина? (Ответы)
Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)
Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)
Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри». Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.
1 ребенок: Если богатырь на страже,
Может быть уверен каждый –
От врагов защищены
Рубежи родной земли.
Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются 0 не враг ли там вдали. Они вооружены.
Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (Ответы детей).
Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча тоже украшены.
2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,
Чтоб защитить родимый кров,
Стеной стоит наш богатырь огромный
И не уступит наш заставы ров.
Воспитатель: Мы рассмотрели с вами несколько репродукций В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?
Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.
Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)
Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому герою из сказок можно будет подарить ваш рисунок?
А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.
Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.
Воспитатель: Каким сказочным героям можно подарить ваши рисунки?
(33 богатыря, Царь Гвидон, Иван-царевич, Елисей)
3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова
Раскрыли русские черты:
И меч, и шлем – все образцово
Рождают гордости мечты.
4 ребенок: Весь мир богатырей тех знает.
И в мирный час любой готов
Придти на помощь, на защиту
Твоих, Лопасня, берегов.
Воспитатель: Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.