Светлана Рожнова
Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] (игровые приемы)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
закреплять навыки правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
продолжать работу над формированием навыка самоконтроля за собственной речью;
развивать артикуляционную и мелкую моторику, улучшать дикцию;
развивать фонематический слух;
закреплять навыки образования формы множественного числа существительных, уменьшительно - ласкательные формы существительных,
закреплять навыки фонематического анализа и синтеза;
воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование:
игрушка-мяч морской еж;
массажные мячи «ежики»;
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] (игровые приемы)» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
«су-джок»;
волшебный мешок с игрушками для развития тактильно - кинестетической чувствительности;
аквариум с камнями и бисером из слогов со звуком [Р];
кубик со счетом 1-6;
гигантская пирамида;
игрушки - рыба, краб, кальмар;
карточки с картинками;
пронумерованные лодки (1,2,3) для определения количества слогов в словах;
раскраска с морским ежом на каждого ребенка.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Активизация словаря.
Л:Загадка.
Ты попробуй взять меня:
Я колюсь, как ёжик.
Круглым вырос я, друзья,
И совсем без ножек.
Я живу на дне морском
Там, где очень тихо.
Звёзды движутся ползком,
А вот рыбки — лихо (морской еж)
Л:. -Ребята, а по каким словам из загадки вы поняли, что это морской еж? (круглый, колючий, без ножек, живет на морском дне).
Л:. -Сегодня к нам на занятие пришел морской еж. Его зовут Руди. Ребята, посмотрите, какой он? (круглый, желтый, колючий, резиновый, без ножек).
Руди будет играть вместе с нами на протяжении всего занятии. Но прежде чем начать игру, необходимо потренировать наши пальчики и сделать артикуляционную гимнастику.
III. Игры на развитие мелкой моторики.
Игра № 1 с массажными мячами. Дети выполняют действия с мячом под стихотворение.
Л: - Мячик ежик мы возьмем,
Покатаем и потрем.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ежика на стол,
Ручкой ежика прижмем.
И немножко покатаем,
Потом ручку поменяем.
Игра № 2 с эластичным кольцом «Су-джок». Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Л: -Раз-два-три-четыре-пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
IV. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: трубочка-заборчик, лопатка-иголочка, качели, часики, лошадка, грибок, гармошка, барабанщик, индюк.
V. Развитие фонематического слуха.
Л. : - Ребята, а кто знает, где обитает морской еж? (на море, в океане).
Однажды на море начался шторм, который уносил его любимый звук [Р]. Давайте поможем поймать его любимый звук. Когда услышите звук [Р] в словах — хлопните в ладоши. (стол, рама, лампа, робот, обезьяна, пантера, цветок, корабль).
Л. : - Ребята, вы догадались, с каким звуком мы будем сегодня играть?
- Давайте вспомним, как мы правильно произносим звук [Р] ( ответы детей:губы в улыбке, зубы разомкнуты, воздушная струя сильная, язык находится наверху за зубами, прижат к альвеоле и дрожит, голос есть).
VI. Изолированное произнесение звука [Р].
Волшебный мешок с игрушками для развития тактильно - кинестетической чувствительности. Игра «Эмоциональное Р».
Л: - Руди приготовил для вас волшебный мешочек. Мы с вами будем доставать из мешочка предметы и выражать свои эмоции. Но, только при помощи звука [Р]. Прежде чем начать игру, давайте вспомним, какие бывают эмоции (испуг, радость, веселье, возмущение, восторг, грусть, недовольство, обида, удивление).
Помните, что доставая вещь из мешочка- мы можем только выразить эмоцию звуком [Р].
VII. Автоматизация звука [Р] в слогах (+ развитие мелкой моторики).
Игра с аквариумом из камней и бисера со слогами и с кубиком.
Л: - Ребята, мой морской еж Руди живет в аквариуме. Сейчас мы с вами будем доставать самые крупные камни и читать слоги. Но не просто читать, а проговаривать столько раз, сколько покажет кубик. (дети выбирают камушки и подбрасывают кубик с цифрой, хором повторяют слог совпавшей с номером на кубике 1-6).
VIII. Автоматизация звука [Р] в словах. Игры на ковре.
Игра № 1 с картинками «Найди картинку со звуком [Р]. Дети распределяют в лодочки картинки, где есть звук [Р] в одну лодку, где нет- в другую.
Игра № 2 с мячом «Один-много»
Игра № 3 с мячом «Назови ласково»
Игра № 4 с гигантской пирамидой «Придумай слово со звуком [Р] (дети нанизывают кольцо, придумывая слова со звуком [Р].
IX. Звуковой анализ слова.
Л. : - Ребята, возвращаемся за свои парты. Посмотрите, Руди позвал своих лучших друзей. Кого он пригласил? (рыба, краб, кальмар). Нам с вами надо положить каждого из героев в свою лодку. Первая лодка-звук [Р] в начале слова, вторая - в середине, третья-в конце слова. Определите, кто в какой лодке поплывет!
Л. : - Давайте разделим слова рыба, краб, кальмар на слоги.
Л. : - Разберем слово РЫБА (гласные-согласные (твердые, 4 звука, 2 гласных, 2 согласных, обозначение цветом).
X. Автоматизация звука [Р] в предложениях.
Л. : -Ребята, кто сегодня у нас был на занятии? (На занятии был морской еж, которого зовут Руди)
- Кого пригласил Руди? (Руди пригласил рыбу. Руди пригласил краба. Руди пригласил кальмара.)
XI. Итог занятия.
Л. : - Ребята, занятие подходит к концу. Какой звук мы учились произносить? Молодцы девочки и мальчики! Давайте еще раз произнесем красиво звук [Р], и попрощаемся с Руди и его друзьями. А они для вас подготовили небольшие презенты (раскраска с морским ежом).