Ирина Попова
Конспект досугового мероприятия на тему «Русский народный фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор – составитель: Попова И. Н. ,
воспитатель
Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию реабилитантов посредством устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у реабилитантов представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках;
Публикация «Конспект досугового мероприятия на тему „Русский народный фольклор“» размещена в разделах
- Единый день фольклора, 17 июля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- продолжать знакомить с русскими народными песнями, частушками, сказками, загадками, пословицами и поговорками, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа;
- знакомить с традициями и образами русского народа;
Коррекционно - развивающие:
- развивать умения выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа;
- развивать творческие способности;
- развить интерес к устному народному творчеству русского народа на примере изучения фольклорных жанров;
- корректировать и развивать общую моторику (плавность движений, развивать ритмичность, соразмерность движений);
- корректировать и развивать мыслительную деятельность (устанавливать причинно-следственные связи);
- совершенствовать навыки творческого взаимодействия в процессе коллективного (игрового) воплощения образов русского фольклора;
- корректировать и развивать личностные качества обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства);
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения к народным традициям и культуре русского народа, любви к родному краю;
- воспитывать нравственные качества такие, как честность, доброта, взаимовыручка;
- способствовать воспитанию эстетических чувств.
Предварительная работа:
- проведение занятий, бесед, викторин по данной тематике, согласно режиму дня;
- знакомство с литературой о фольклоре, жанрах русского фольклора, народных обычаях и традициях;
- просмотр презентации «Русский фольклор»;
- словарная работа: фольклор, устное, уста, творчество, жанр, закличка, потешка, древний, славяне, Ярило;
- рассматривание иллюстраций о русском быте;
- разучивание частушек, потешек, закличек, колыбельных песен, игр, отгадывание загадок, танцевального репертуара (хоровод).
Материалы и оборудование: жк-телевизор, магнитная доска, плакаты с названием островов фольклорных жанров, павлопосадские платки, корзина, самовар, музыкальные инструменты: баян, бубен, балалайка, домра, свистулька, трещотки, ложки.
Продолжительность занятия: на 45 минут.
Используемая литература:
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 2007.
2. Соболева А. В. Загадки-смекалки: практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А. В. Соболева. М., ГНОМ и Д, 2000.
3. В. Аникина. Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. - М., Худож. Лит. ,1985.
4. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. / Ф. С. Капица. М., 2003.
5. Капица Ф. С. Справочник школьника. История мировой культуры / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. СПб., ТКО АСТ, 1996.
6. Семенович К. А. Детская энциклопедия. Музыка. Я познаю мир / К. А. Семенович. М., Академия, 1999.
7. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. 4-е издание. М., Просвещение, 2011.
Ход мероприятия:
Вводная часть:
Организационный момент.
(Реабилитанты входят в под звучание русской народной песни «Светит месяц» в исполнении педагога.)
- Сегодня у нас будет необычное занятие, которое посвящено русскому народному фольклору. Настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение - улыбка. Улыбнитесь своему соседу слева и справа. Теперь у всех хорошее настроение, и мы можем приступить к занятию.
- Что такое “фольклор”? (Устное народное творчество, обозначает “народная мудрость”, “народное знание”)
- Как вы понимаете эти три ключевых слова: устное народное творчество
(Устное - уста, губы, рот: передавалось из уст в уста, не записывалось.)
(Народное - от слова народ, сочинял не один человек, а коллектив, автора установить нельзя.)
(Творчество – от слова “творить”, сочинять, придумывать.)
- Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
Основная часть.
- Ждет нас путешествие необычное. Приглашаю вас в сказочно прекрасное царство, Фольклорное государство. Предлагаю вам отправиться в путешествие, белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Итак, ребята, в счастливый путь по дорогам народного творчества! Удачи и успеха вам! Готовы? (Да)
- Давайте вспомним с какими фольклорными жанрами мы познакомились. Я буду приводить пример, а вы их назовите.
(Пропевает педагог.)
1. Баю - бай, Баю - бай,
Поскорее засыпай!
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Нашу деточку качать. (Колыбельная.)
- Что такое колыбельная? (Песня, напеваемая для засыпания.)
- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством? (В детском возрасте.)
- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле - вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора. Это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.
- Какие колыбельные песенки знаете вы? (Называют колыбельные песни.)
- Самая известная колыбельная песенка…
Баю - баюшки - баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок.
- Давайте споем эту колыбельную песенку. (Пропевание колыбельной песенки.)
- Молодцы! Слушаем следующий фольклорный жанр.
2. Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут. (Загадка.)
- Что же такое - загадка? (Задачка, которую надо отгадать.)
- Загадки - это великое сокровище человечества. Они собрали в себе и мудрость, и знания. Загадка - это задачка, которую надо решить, отгадать. Мудрость была в почете всегда.
(Звучит музыка «В гостях у сказки», муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима)
(Выходят реабилитанты.)
- Вот мы и на Загадочном берегу. Вы, наверное, помните, ребята, что герои в сказках часто должны разгадать загадки, чтоб спасти свою жизнь, вернуться домой, а иногда и невесту обрести.
- Часто загадки очень непростыми оказываются. И от чьего имени я загадки вам загадывать буду, вам тоже разгадать придется.
- Не забывайте руку поднимать, выкрикивать не надо. У всех есть право ответить 1 раз, пока не прозвучит отгадка.
1. - Я летала на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да загадки сочиняла. (Баба-Яга.)
2. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь.)
3. Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга.)
4. Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт. (Дождь, земля и
трава.)
5. Сидит дед во сто шуб одет;
А кто его раздевает - слёзы проливает. (Лук.)
6. Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется. (Топор.)
7. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут. (Месяц.)
8. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)
9. Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз.)
10. Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце.)
11. Золотое решето, чёрных домиков полно. (Подсолнух.)
- Молодцы! Со всеми загадками справились. Итак, слушаем внимательно следующий фольклорный жанр.
3. Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в речке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку - цап! (Скороговорка.)
- Что такое скороговорка? (Трудно произносимая фраза.)
- Скороговорка - это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором слов и фраз, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Значение скороговорок - постановка четкой дикции.
- Давайте все месте произнесем скороговорку.
- Следующий фольклорный жанр.
4. Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Убегает зайчик мой.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела. (Считалка.)
- Что такое считалка? (Стихотворение для выбора ведущего.)
- Считалки - короткие веселые стихи с четким ритмом для выбора ведущего или распределения ролей в игре. Давайте и мы с помощью считалки выберем двух ведущих «водящих», которые нам понадобятся в игре.
(Звучит музыка «В гостях у сказки», муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима)
(Выходят реабилитанты.)
- Перед нами поляна Игровая.
- Какие русские народные игры вы знаете? («Золотые ворота», «Гори, гори ясно», «Лапта», «У медведя во бору», «Жмурки», «Перетягивание каната», «Третий лишний», «Ляпки», «Городки», «Прятки»)
- В какую русскую народную игру поиграть желаете? (Называют игру «Золотые ворота».)
- Но чтобы игра проходила успешно, интересно, о чем надо обязательно помнить? (Правилах.)
- Верно, о правилах. Все игры имеют свои правила, соблюдение которых обязательно для всех. Допустимы ли в игре оскорбления друг друга, грубость нечестность? (Нет.)
- Нет! А что всегда ценится в игре? (Всегда ценятся честность, взаимопомощь, доброта, поддержка, внимание.)
- Верно. Кто напомнит правила игры? (Реабилитанты вспоминают правила и играют).
«Золотые ворота»
Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки, выстраиваются цепочкой и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».
- Молодцы! Продолжаем наше путешествие. Следующий фольклорный жанр.
5. Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная! (Частушка.)
- Что же такое частушка? (Веселая песенка.)
- Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась не так давно по сравнению с другими фольклорными жанрами, в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас содержание частушек очень широко. Частушка - один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Ее можно услышать повсюду.
(Звучит музыка «В гостях у сказки», муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима)
(Выходят реабилитанты.)
- А вот и столица государства - город Фольклорный. Стольный город стоит на горе Веселой.
- Чтобы взобраться на нее и спуститься благополучно, нужно порадовать гостей веселым хороводом. Милости просим!
(Читает реабилитант)
Без фольклора нам друзья
Жизнь прожить никак нельзя
Чтоб порадовать сейчас
Станцевать хотим для вас!
(Исполнение хороводной песни с движениями.)
- Ай, потешили, позабавили и порадовали! Благодарствуем.
- Что такое хоровод? (Русский народный танец.)
- Какие элементы хоровода вам известны? (Круг, воротца, змейка, вьюн.)
- Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода - круг, его круговая композиция - солнце, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных обрядов славян, поклонявшихся могущественному богу солнца - Яриле. Итак, следующий фольклорный жанр.
6. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею и у них было три сына …» (Сказка.)
- Что такое сказка? (Рассказ со счастливым концом.)
- Сказка - выдуманная история со счастливым концом, где добро всегда побеждает зло. Она имеет воспитательный смысл. Сказка - ложь, но в ней всегда присутствует намек на тот урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей жизни.
(Звучит музыка «В гостях у сказки», муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима)
(Выходят реабилитанты.)
- На горизонте река Сказочная. Чтоб продолжить путь и переплыть через нее, надо ответить на вопросы и определить названия народных сказок. Руки поднимаем, четко отвечаем, о какой сказке идет речь:
1. Колотил, колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом.
(«Лиса и журавль»)
2. Кто-то за кого-то ухватился цепко.
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но ее помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд!
(«Репка»)
3. А дорога далека, а корзина нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь»)
4. Ах ты, Петя – простота,
Оплошал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(«Петушок – золотой гребешок»)
5. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(«Снегурочка»)
6. Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(«Аленушка и братец Иванушка»)
7. - Съешь моего ржаного пирожка.
- Не стану я ржаной пирог есть!
У моего батюшки и пшеничные не едятся!
- Кто с кем разговаривает? И как называется сказка?
(печка девочке, «Гуси-лебеди»)
8. - Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только:
«По щучьему веленью,
По моему хотенью».
(Щука Емеле, «По щучьу велению»)
9. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только
повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать. Вот старик и говорит
сыновьям:
- Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди,
поймайте вора!
(«Сивка-бурка»)
- Все отгадали! Следующий фольклорный жанр.
7. Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала верхом
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами.
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул –
Там землетрясение,
Отчего-то кот чихнул, –
Завтра воскресенье. (Небылица.)
- Что такое небылица? (То, чего не было на самом деле.)
- Небылицы - это стихотворение или рассказ со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Развивает логику и чувства юмора, фантазию, наблюдательность, смекалку. Следующий жанр.
9. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Пословица.)
- Что такое пословица? (Предложение с глубоким смыслом.)
- Пословица - это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.
(Звучит музыка «В гостях у сказки», муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима)
(Выходят реабилитанты.)
- Перед нами мост Пословиц. Как мы уже говорили пословица - это произведение фольклора. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. Пословица - яркое и образное произведение малого жанра. Она воспитывает, поучает, наставляет на правильные поступки, высмеивает человеческие слабости. На пословицах и поговорках воспитывались ваши мамы и папы, бабушки и дедушки и мы с вами.
- Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Состоят они из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить и объяснить их значение.
1. Яблоко от яблони (недалеко падает.) (Пословица означает, что дети очень часто похожи на своих родителей как в характере, так и в поступках.)
2. Слово не воробей, (вылетит - не поймаешь.) ( Пословица учит человека: если уж что-то сказал, значит отвечай за свои слова. Если хочешь сказать кому-то плохие и обидные слова, сто раз подумай, стоит ли это говорить. Потом ситуацию можно уже не исправить никогда, или натворить беду.)
3. Что посеешь, (то и пожнёшь.) ( Означает: как ты отнесешься к делу в начале, то и получишь в его итоге. Если старался и делал хорошо, то результат любого дела будет хорошим. Если же делал что-то некачественно, плохо или делал неправильно, то результат соответственно будет плохим.)
4. Старый друг - (лучше новых двух.) (Пословица учит ценить дружбу, проверенную временем. Нет ничего ценнее, чем дружеская взаимовыручка, проверенная жизнью. Новым друзьям еще предстоит доказать, что они достойны слова друг, как и тебе.)
5. Под лежачий камень (и вода не течёт.) (У того, кто не пытается что-либо сделать, ничего не получится.)
6. Век живи - (век учись.) (Что человек учится на протяжении всей своей жизни, приобретая новые знания, жизненный опыт и мудрость.)
7. Семь раз отмерь, (один раз отрежь.) (Смысл пословицы в том, что прежде чем что-либо сделать, внимательно все проверь и подумай хорошенько, не спеша, все ли ты учел.)
8. Без труда не выловить (и рыбку из пруда.) (Обозначает, что в любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия.)
9. Сделал дело - (гуляй смело.) (Пословица означает, что если удачно решил какое - либо дело, нужно отдохнуть, расслабиться, набраться сил для новых дел.)
10. Хлеб - (всему голова.) (Означает, что хлеб - главный продукт в жизни людей. Нужно бережно относится к хлебу.)
11. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей.) (Пословица означает, что самое ценное в человеческих взаимоотношениях - это дружба. Сто рублей потратишь и их нет, а верные друзья всегда придут на помощь в трудную минуту, выручат и поддержат, когда тебе плохо.)
12. За двумя зайцами погонишься - (ни одного не поймаешь.) (Смысл пословицы в том, что когда хочешь делать одновременно два дела, или уделять время двум событиям сразу, то чаще всего не добьешься успеха или результата ни в одном из дел. Лучше сосредоточиться на каком-то одном деле.)
- Продолжаем наше путешествие! Следующий фольклорный жанр.
9. Солнышко, покажись!
Красное, разожгись!
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй! (Закличка.)
- Что такое закличка? (Небольшое стихотворение для улучшения погоды.)
- Закличка - короткое стихотворение, обращение к природе или другим явлениям. Народ думал, если кого-то звать, просить о чем-то у природы, то просьба обязательно сбудется. С давних времен человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде, т. е. они произносили заклички. Скоро наступит весна. Давайте и мы произнесем закличку, обращенную к солнышку, чтобы весна поскорее пришла к нам и прогнала зиму. И последний фольклорный жанр.
10. Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород. (Дразнилка.)
- Что такое дразнилка? (Детский стишок, чтобы дразнить и обижать.)
- Дразнилки - это короткие насмешливые стишки, высмеивающие плохие качества, а иногда и просто привязанные к имени. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, так и сформировались дразнилки. Сейчас дразнилка может не только связываться с именем, но и высмеивать какие-либо отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость.
(Звучит музыка «В гостях у сказки», муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима)
(Выходят реабилитанты.)
- Причалили мы к заставе Молодецкой, настало время свою удаль показать. Приготовьтесь к первому испытанию на меткость. Выберите пятерых самых зорких да метких. Каждому я дам по три пуговицы. Вам необходимо прицелиться и попасть в корзинку. (15 пуговиц и корзинка).
- А теперь проверим, насколько вы сильные и проворные.
(Игра «Рыбак и рыбки».)
Ход игры:
Игроки становятся по кругу “рыбки”, а ведущий в центре круга “рыбак”. Игра начинается. “Рыбак” спускает с руки скакалку и начинает поворачиваться вокруг своей оси, а “рыбки” должны перепрыгивать через удочку-скакалку. “Рыбы” поочерёдно начинают подскакивать, стараясь не попасться на крючок. А кто пойман - выходит из круга. “Рыбак” крутит удочку в разные стороны. Так, один за другим, игроки выбывают из игры.
Заключительная часть.
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми испытаниями, путешествуя по Фольклорному государству. Давайте еще раз назовем фольклорные жанры. (Песни, сказки, пословицы, загадки, частушки, скороговорки, считалки, дразнилки, заклички, небылицы.)
- Да, всего и не перечислишь. Как одним словом можно назвать все эти произведения? (Фольклор.)
- На каких фольклорных островах мы с вами побывали? (Заставе Молодецкой, мост Пословиц, река Сказочная, берег Загадок, поляна Игровая.)
- Эти произведения - живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Конечно, мы не сможем полностью познакомиться со всеми фольклорными жанрами на занятии, но будем продолжать знакомиться с этими и другими видами фольклора : былина, легенда, дума, баллада, музыкальным фольклором.
Рефлексия.
- О чем сегодня говорили на занятии?
- Что понравилось на занятии?
- Чему научились?
- Что оказалось трудным?
- Что было интересно?
- Как оцениваете свою работу.
- Ребята, на столе разложены смайлики. Подарите мне на память смайлик, который расскажет, с каким настроением вы закончили сегодняшнее занятие.
Итоги занятия.
Отметить, что получилось хорошо, над чем необходимо еще поработать. Обратить внимание на культуру поведения на занятии.
- Спасибо всем! До новой встречи в прекрасной фольклорной стране! Всего вам доброго!