Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию «Весёлые ложки» (средняя группа)

Галина Захарова
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию «Весёлые ложки» (средняя группа)

Цели:1. Продолжать развивать интерес к культуре своего народа.

2. Учить детей использовать в речи малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, загадки.

3. Познакомить детей с историей возникновения ложки, видами ложек.

4. Активизировать познавательную деятельность детей.

5. Обогащать словарный запас.

6. Воспитывать уважительное отношение к истории своего народа.

Публикация «Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию „Весёлые ложки“ (средняя группа)» размещена в разделах

Материал: Кукла: Домовёнок Кузя, чугунный горшок, шкатулка, на каждого ребёнка по две деревянные ложки; большой валенок, театр «Ложек» (на ложках с помощью пластилина сделаны мордочки животных, уголок русской избы: печь, лавки, полка с посудой, самовар, прялка ;аудиозапись песен «Ах вы, сени»,презентация "Весёлые ложки"; набор разнообразного материала для изготовления куклы.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, изображающих быт людей; разучивание загадок, пословиц, поговорок.

Словарная работа. Ложкарь, "баклуши", ложечники, резчик, обтёсывали.

Ход

Дети входят в зал ( в зале оформлен уголок русской избы: печь, корзины, самовар, чугун, стол с расписной деревянной посудой). Раздаётся стук около печки.

1. Организационная часть

Воспитатель. Откуда этот звук?

Дети. Около печки.

Воспитатель. Кто бы это мог быть? Давай те вместе посмотрим, кто же там прячется? (Воспитатель ведет детей к русской избе).

- Чей ребята этот домик?

Воспитатель. Ребята, кто-то к нам пришёл, а сам не показывается? Давайте его поприветствуем и пригласим к нам в гости.

Дети. Здравствуйте, милости просим в наш дом.

Милости просим, гостите-жалуйте.

Здравствуй, гость дорогой.

Красному гостю - красное место.

Доброму гостю – особая честь.

Гость на двор – хозяйке радость.

Для дорого гостя и ворота настежь.

Хорошему гостю хозяин рад.

Воспитатель достает из-за печки игрушку Домовёнка Кузю)

Кузя: Здравствуйте, друзья мои! Я к вам в гости пришел не с пустыми руками. А принёс я вам подарок. Достаньте его из моего домика.

Воспитатель. (воспитатель опускает руку и пытается достать предмет). Ой, ребята, я застряла, не могу вытащить руку. Опять шутит наш домовой. Что же делать? Как быть?

Кузя: А вы сначала загадку отгадайте!

Сама не ест, а людей кормит".

Всех кормлю с охотою. А сама безротая. Дети: Ложка.

(Воспитатель достаёт из валенка деревянную ложку.)

Воспитатель: Да здесь же ложка. Ой, какая красивая.

Кузя, что же ты наделал? Куда же ты ложку спрятал? Ребята, а почему здесь нельзя хранить ложку?

Дети: Будет грязная, испачкается.

Воспитатель: Правильно. Даже дети знают, что так делать нельзя.

Ложку в старину хранили вот в таком мешочке, и носили этот мешочек на поясе. Давай я тебе повяжу мешочек. Вот, Кузя, теперь ты будешь знать, как правильно делать.

- Оставайся Кузя у нас в гостях. Посиди с нами, послушай да посмотри.

Дети садятся.

2. Основная часть.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна ложка?

Дети: Для еды.

Воспитатель: А что можно ею кушать?

Дети: Суп, кашу.

-Ребята, вы когда садитесь кушать, задумывались ли, когда впервые люди начали есть еду ложками?

А ведь какому-то гениальному человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из посуды удобнее ложкой, чем пить через край и доставать руками то, что осталось на дне.

-Из чего же была сделана первая ложка?

Первая ложка была сделана из камня. 2слайд

-Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой?

Такая ложка была тяжёлая, неровная, быстро нагревалась и обжигала губы.

-Из чего потом люди научились делать ложки?

Люди научились делать ложки из костей животных и крупных рыб.

3слайд

Такие ложки были лёгкие и гладкие, но быстро ломались.

-А ещё из какого материала делали ложки?

Ещё люди стали делать ложки из глины, но и такие ложки были очень хрупкие. 4слайд

С незапамятных времён русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. 5 слайд

Россия- страна лесов. Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева.

Родиной деревянной ложки считается город Семёнов Нижегородской губернии. Этот город основал Семён-ложкарь. Вскоре в каждой российской деревне научились делать деревянные ложки. 6 слайд

В работу шли мягкие породы деревьев (липа, береза, осина).Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек, а назывались эти чурочки -"баклуши". Мастер, человек, который делал ложки, назывался ложкарь. 7 слайд

Из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. Каждая ложка единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую. 8 слайд

Вырезанную резчиком ложку расписывал художник. 9, 10 слайд

В разных краях были свои ложки, не похожие на другие. Вот посмотрите, деревянные ложки все одинаковые на вид? 11слайд (Нет).

Например, у вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлинённый и плоский, а загнутая вниз ручка, украшалась резьбой. Что нарисовано на круглых хохломских ложках? (Красными, чёрными, золотистыми красками рисовали диковинные цветы, веточки и ягоды).

-Ребята, из каких частей состоит ложка?

ложки есть округлый и вогнутый черпачок и ручка.

-На что похожа наша рука?

-На ложку.

3. Физкультминутка

Воспитатель. Давайте представим, что наши ручки - это ложки. Покажите мне черпачок из ваших ладошек. Повторяйте движения за мной.

В ложки тихо мы ударим.

Вот так, вот так.

В ложки громко мы ударим.

Вот так, вот так.

Ложки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем.

Ложки за спину мы спрячем,

А потом их всем покажем.

Ложки весело плясали,

И теперь они устали.

-Сколько же много ложек у Кузи в чугунке. Что, ребята, можно ещё делать деревянными ложками?

4. В старину ложки использовали не только как посуду, но и для развлечения.

1) Зимой беленький, а летом серенький,

Никого не обижает, а сам всех боится (Заяц)

2) Рыжая птичница, в курятник пришла,

Всех кур пересчитала и с собой унесла, (Лиса)

3) Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4) С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)

5) Не ездок, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит. (Петух)

(Воспитатель достает ложки с животными после каждой отгадки.) (Рассматривают ложки, преобразованные в разных животных.)

Воспитатель: Понравилось тебе, Кузя, как ребятки отгадывали загадки? Кузя: Понравилось, молодцы.

5. Воспитатель: Ребята, а что ещё мастерили из ложек? Из ложек делали куколок. (показ образцов куколок)

-Давайте и мы смастерим куколку.

(Изготовление кукол из ложек).

-Вспомните, когда вы были маленькие и не хотели кушать, то мамы приговаривали: «Съешь ложечку за маму, ложечку за папу.». Давайте и мы покормим нашу куколку. Повторяйте за мной.

Кашу мы сварили,

Машу накормили.

Эта ложечка за мамочку.

Эта ложечка за папочку.

Эта ложечка за бабушку.

Эта ложечка за дедушку.

Эта ложка за тебя.

Расти большая, вот такая.

(Воспитатель делает вид, что Кузя шепчет что-то ей на ухо.)

6. Воспитатель: -Ребята, Кузя спрашивает нас, что ещё можно делать деревянными ложками? (играть на них)

Воспитатель: Правильно! А ещё деревянные ложки - это русский народный музыкальный инструмент.

Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Мастеров исполнения на ложках называют ложечниками или ложкарями.

-Ребята, давайте и мы попробуем поиграть на ложках (раздаёт ложки) Вставайте около стульчиков и повторяйте за мной, а Домовёнок Кузя на нас посмотрит. (Игра на ложках под русскую народную мелодию:"Ах, вы сени мои сени".)

Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо поиграли.

Кузя: Ребята, повеселили вы меня. Очень мне понравилось. Ох! Только устал я. Пора мне домой. До свидания, ребята!

Дети. До свидания Кузя, приходи к нам ещё.

4. Итог:

Воспитатель. Ребята о чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).

Воспитатель. Для чего нужны ложки?

Дети: Можно играть. Устраивать театр. Можно ими есть. Просто положить на полочку, чтобы было красиво.

Воспитатель. Правильно ребята, у нас с вами есть настольный театр, кукольный, а теперь ещё будет театр «Ложек». А эту красивую, расписную ложку мы положим на полку с посудой.

-Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Дети: (ответы детей).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Поможем Капитошке!» (старшая группа)Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Поможем Капитошке!» (старшая группа) Задачи: - систематизировать представления детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов; о формах и видах воды (родники,.

Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи и рисованию «Весна» (средняя группа) Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный.

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «В гостях у сказки» Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему: «В гостях у сказки» Воспитатель: МКДОУ д/с.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Поиски золотого ключика» (средняя группа) Цели и задачи: Развивать память, внимание, любознательность, прививать интерес к чтению книг, стимулировать на изучение алфавита. Закреплять:.

Конспект познавательно-речевому развитию «Весна идет, весне дорогу» (подготовительная группа) Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме "Весна идет, весне дорогу" Задачи: 1.

Конспект занятия по аппликации «Весёлые котята» средняя группа Задачи: -закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг,треугольник,овал, о цвете (основные и оттенки); -упражнять детей в составлении.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей Тема: Животные жарких стран. Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности. Задачи: создать условия.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе Можно использовать как итоговое занятие. Автор: Сукач Оксана Петровна, воспитатель МБДОУ №4 «Золотая рыбка», г. Красноперекопск, Республика.

Конспект занятия по познавательно — речевому развитию в средней группе «Зима» Цели: - закреплять знания о характерных признаках зимы, свойствах снега, об изменениях в жизни животных и птиц; - учить устанавливать простейшие.

Совместная деятельность с детьми по познавательно-речевому развитию «В гостях у кота Васьки» (средняя группа) Задачи: 1. Учить составлять рассказ – описание об игрушке по опорным схемам. 2. Учить согласовывать прилагательные с существительным единственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию «Весёлые ложки» (средняя группа)
Опубликовано: 4 января 2017 в 10:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД