Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»

Наталья Матусяк
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»

подготовила Матусяк Н. И., воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №13" г. Сергиев Посад Московская область

Цель: приобщать детей к русской народной культуре: закреплять знания детей о традициях чаепития на Руси.

Программные задачи:

Образовательные задачи: расширять общий кругозор детей; ознакомить детей с традицией чаепития и историей появления самовара; продолжать учить детей отгадывать загадки; закрепить у детей знания русских народных игр; формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию; побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова; совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания; создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей; учить завязывать узелок.

Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, активность, инициативность, фантазию, самостоятельность, умение сосредоточиться, эстетический вкус, мышление, связную речь, расширять словарный запас, память; развивать общую и мелкую моторику кистей рук.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре.

Словарная работа: самовар, блюдца, подстаканник.

Средства обучения: волшебный сундучок, самовар, фотографии с изображениями самоваров, фарфоровый заварник, грелка для заварника, кусковой сахар, мед, варенье, баранки; для продуктивной деятельности детей: черный ароматный чай (или травы) – несколько видов и кусок ткани (марли) и нить для каждого ребенка.

Предварительная работа: беседы о традиции чаепития на Руси, чтение Даниил Хармс "Иван Иваныч Самовар", разучивание пословиц и поговорок о чае, стихотворение «Раз прислал мне барин чаю…», разучивание стихотворений, песен-потешек и русских народных хороводных игр.

Ход занятия

Организационный блок.

Воспитатель с детьми заходят в группу, становятся полукругом. (Воспитатель в русском сарафане). Звучит игра на балалайке.

- Здравствуйте, гости дорогие:

Гости званые и желанные,

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые!

Гости на пороге – хозяйке радость!

- Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).

Воспитатель: Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним -

Забываем мы о ней,

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Беседа о чайной традиции. Работа с иллюстрациями.

- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

Показываю иллюстрации чаепития в России.

- Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.

- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)

-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.

- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).

- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)

- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.

- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).

-В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.

- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.

Веселые истории.

-Давайте и мы с вами сядем и поговорим. Ребята, какие вы знаете веселые истории про чай?

1 реб. Как заваривал один мужик чай своему барину, посолил, поперчил…

(ребенок рассказываетстихотворение)

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чая я в горшок,

И приправил луку, перцу,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались

Сам он важно озверел,

И, отправив на конюшню

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом то догадался,

Что забыл я посолить.

2 реб. Мужчину, который торговал чаем, называли чайником, а женщину – чайницей.

3 реб. Я знаю потешку про «чайничек с крышечкой».

- Давайте поиграем в эту игру-потешку. Она очень веселая! (Нужно руками показывать чайничек, крышечку, шышечку, дырочку и пар)

Чайничек с крышечкой.

Крышечка с шышечкой.

Шышечка с дырочкой.

С дырочки пар идет.

Пар идет с дырочки.

Дырочка с шышечки.

Шышечка с крышечки.

Крышечка с чайничка.

- А теперь давайте чуть-чуть побыстрее, только нужно быть внимательными!

- Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)

- Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».

Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего):___, даю ему платочек.

Слова Движения

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Играем 3 раза.

Дети садятся на стульчики.

Загадки из волшебного сундучка.

- Ой, ребята, посмотрите, что у меня для вас есть!

Достаю сундучок.

- Это сундучок. В нем что-то есть.

Достаю конверт с надписью «Загадки»

- Да здесь загадки для вас!

1. Белый камешек растает,

Чай мой сладким сразу станет.

(Сахар)

2. Кольцо не простое,

Кольцо золотое

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье –

Ну и объеденье. (баранка)

3. Стоит толстячок

Подбоченивши бочок

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит… (Самовар)

- Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар).

- Почему самовар так назвали?

- А что он варит? (воду)

- Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили.

- Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные.

Дети рассматривают изображения разных самоваров.

Формы самовара.

- Ребята, рассмотрите самовары. Какой формы этот самовар?

На проекторе появляется фотография с 3-мя «формами» самоваров: самовар-«яйцо», самовар-«желудь», самовар-«арбуз».

-Скажите, ребята, какой из этих самоваров можно назвать самовар-«яйцо»? самовар-«желудь»? самовар-«арбуз»?

- Молодцы, ребята!

- Обратите внимание, как украшали самовары, расписывали их.

Показываю на проекторе.

-Роспись на самоварах в виде кустов и плодов считалась пожеланием благополучия и добра.

Работа по образованию прилагательных.

-Давайте расскажем гостям, какой чай у нас получится:

-Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.)

-Если с листьями жасмина? (Ответы детей.)

-С веточками малины? (ответы детей.)

-С листьями клубники? (Ответы детей.)

-С веточками вишни? (Ответы детей.)

-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.)

-Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.)

-Цедру лимона? (Ответы детей.)

-Кусочки персика? (Ответы детей.)

-Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.)

Физминутка.

- А сейчас давайте с вами встанем и представим, что мы - это посуда для чая.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие - бедняжки.

(«Пружинка», одна рука на поясе) .

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

(Кружимся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки.

(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг руками).

- А теперь я приглашаю наши чашки-блюдца на мою волшебную кухню. Будем делать с вами чайные пакетики.

Продуктивная деятельность. «Чайные мешочки»

- На столах в тарелочках лежит заварка для чая - сушеная травка: мята, душица, иван-чай. А еще есть на каждого из вас кусочек ткани с веревочкой.

Показываю: Нужно на серединку марли положить разные травы и завязать мешочек. Старайтесь класть травку на середину марли.

- Молодцы, ребята. У нас получились чайные мешочки, которые можно заваривать в кипятке.

Подбор прилагательных.

- Давайте как можно больше подберем слов о том, какой мы пьем чай!

Дети: Вкусный, Ароматный, Крепкий, Душистый, Терпкий, Сладкий, С лимоном, Черный, Зеленый.

-Давайте подарим эти чайные мешочки нашим гостям!

Стихи про чай.

- А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:

1. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

2. Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

3. Черный, красный и зеленый

Рассыпной и листовой.

Чай – напиток бесподобный

Это скажет вам любой.

Хорошо, гостей встречая,

Посидеть за чашкой чая!

Итог занятия.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Из чего любили пить чай?

- Что делали люди в праздники? (пели, играли, танцевали)

- Понравилось ли вам наше занятие?

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»
Публикации по теме:

Фотоотчет открытого занятия «Православные традиции на Руси»Фотоотчет открытого занятия «Православные традиции на Руси» Под музыку дети в русских народных костюмах входят парами. Приветствие хозяюшки с поклоном к детям и гостям. Рассказ воспитателя о.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «От Древней Руси до наших времен» Цель:формирование представлений об истории, духовных и культурных ценностях русского народа. Задачи: Воспитательные: Воспитывать уважение.

Конспект ООД «Традиции чаепития в разных странах» Цель: Познакомить детей с историей и традициями чаепития в разных странах. Задачи: Дать элементарные представления о чае, как напитке;.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей старшей группы «Врачи — наши помощники»Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей старшей группы «Врачи — наши помощники» «Врачи наши помощники" Цель: Познание. Закреплять представление детей о труде врача. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Геометрические фигуры» в старшей группе ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ Рыгун Елена Владимировна. Непосредственно - образовательная деятельность: «Путешествие в страну Геометрию».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Волшебное путешествие» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе Конспект открытого занятия для МО по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе «Путешествие по математическим островам» Цель: формирование.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание: Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; продолжать знакомить с образованием.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «тайны песка»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «тайны песка» Конспект интегрированного занятия «Тайны песка»Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы. Задачи: 1. Через игры и опыты.

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию «Зимующие птицы нашего города» Программное содержание: Обобщать знания детей о зимующих птицах нашего города; Расширять представления о многообразии.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»
Опубликовано: 13 октября 2016 в 22:37
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Открытка для Мамочки»! !! (2 младшая группа)
Сегодня Мы решили представить Вашему вниманию наш мастер-класс "Открытка для Мамочки" . ( Из цветной бумаги. Такую открытку мы делали для наших Мамочек в...
Фотоотчёт Прогулка: «Зима» группа раннего возраста
Подготовила : Артемова Т. И ]Цель :учить наблюдать, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Способствовать радостному настроению....
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста...
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по городу Светлоград» Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС №33...
Лэпбук «Знатоки ПДД»
Актуальность проблемы по формированию у дошкольников знаний по пдд на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка –...
Конспект занятия по психологии общения «Учимся сотрудничать» во 2 классе
Цель – развитие навыков учебного сотрудничества. Задачи занятия: • создание мотивации сотрудничества ( работать сообща интересно и приятно, •...