Хайдарова Элина
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа «Осень»
Цель: формировать умение составлять связный рассказ об осени с помощью мнемосхем.
Задачи:
Образовательные: упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), связно, в логической последовательности.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе „Составление рассказа „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать словарный запас - называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу; закрепить навык образования прилагательного от существительного; продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление; формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.
Воспитательные: Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.
Методические приемы:
1. Словесные - вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений, составление рассказов.
2. Наглядные - рассматривание иллюстраций, показ.
3. Практические - дидактические игры, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент.
4. Творческие - описательных рассказов об осени по мнемотаблицам.
Материал: Демонстрационный: мнемотаблица - «Осень», корзина, мяч, песня «Ах, какая осень, ах какая!», иллюстрация «Лесовичка», портрет, шляпа.
Раздаточный материал: осенние листья по 2 на каждого ребёнка, раскраска на каждого ребенка - «гриб», карандаши.
Словарная работа: осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь;
приметы осени: осенний листопад, часто идет дождь, деревья сбрасывают листву, птицы улетают в теплые края и т. д.
Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание иллюстраций авторов, рассматривание иллюстраций про осень, беседы, заучивание стихов про осень, разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен, про осень.
Ход занятие I Вводная часть
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.
Ребята вставайте в круг, будем приветствовать друг друга.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо отгадать загадку:
Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мы сегодня поговорим о сказочном времени года осени.
Композиторы свои чувства об осени передают в музыке, художники в картинах, а поэты пишут о ней стихи.
Послушайте стихотворение, которое написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван.
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
-Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Об осени).
А как вы догадались? (Реже солнышко блистало, птицы стали улетать.)
Давайте с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.
- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Молодцы! Вы всё сказали правильно.
А сейчас поиграем в игру:
Игра "Погода осенью"
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
Воспитатель: Ребята, а какая бывает погода осенью:
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер – ветреная
Когда светит солнце - солнечная
Холодно – холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Тепло - теплая
-Ребята, осенью часто дует ветер. Посмотрите, сколько разноцветных листочков принес нам ветер.
Возьмите по два осенних листочка в руки и потанцуем с ними.
Физкультминутка
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
II Основная часть
-Ребята, а к нам сегодня в гости пришел Старичок - Лесовичок. Он принес для вас корзинку. А корзинка не простая, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут составить рассказ про осень. Давайте подойдем к нему и встанем полукругом.
Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам принёс Лесовичок.
-Посмотрите на эту картинку, что здесь изображено? (Наступила осень)
-Посмотрите на следующую картинку, и скажите, о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)
-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)
-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)
-А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают.)
-А когда с деревьев ветер срывает листву, как можно назвать такое явление? (листопад)
-О ком будем говорить? (о птицах)
-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)
-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)
А что изображено на этой картинке? (Люди одевают теплую одежду.)
-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень.
А теперь давайте составим по эти картинкам рассказ про осень, сначала послушайте какой рассказ, составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.
Образец рассказа по мнемотаблице:
Наступила осень. Осенью солнце светит, но греет слабо. Часто идут дожди. Листья на деревьях желтеют и опадают. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Люди одевают теплую одежду.
Лесовичок дал в помощь Вам свою шляпку. Кто хочет составить рассказ, про осень?
«Ну дружок не зевай, и рассказ свой начинай»
Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» с детьми (2-3 рассказа)
Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень. Уважили Вы Старичка - Лесовичка и он принес Вам в подарок лесные шишки.
- Ребята, давайте и мы порадуем Лесовичка и раскрасим для него грибочки.
Но для начала поиграем в пальчиковую игру.
Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Листья берёзы,
(Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
III Заключительная часть
Рефлексия:
Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?
-Какая бывает осень?
-Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы составили по таблице.