Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа «Осень»

Хайдарова Элина
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа «Осень»

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа «Осень»

Цель: формировать умение составлять связный рассказ об осени с помощью мнемосхем.

Задачи:

Образовательные: упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), связно, в логической последовательности.

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе „Составление рассказа „Осень“» размещена в разделах

Развивающие: развивать словарный запас - называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу; закрепить навык образования прилагательного от существительного; продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление; формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.

Воспитательные: Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Методические приемы:

1. Словесные - вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений, составление рассказов.

2. Наглядные - рассматривание иллюстраций, показ.

3. Практические - дидактические игры, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент.

4. Творческие - описательных рассказов об осени по мнемотаблицам.

Материал: Демонстрационный: мнемотаблица - «Осень», корзина, мяч, песня «Ах, какая осень, ах какая!», иллюстрация «Лесовичка», портрет, шляпа.

Раздаточный материал: осенние листья по 2 на каждого ребёнка, раскраска на каждого ребенка - «гриб», карандаши.

Словарная работа: осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь;

приметы осени: осенний листопад, часто идет дождь, деревья сбрасывают листву, птицы улетают в теплые края и т. д.

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание иллюстраций авторов, рассматривание иллюстраций про осень, беседы, заучивание стихов про осень, разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен, про осень.

Ход занятие I Вводная часть

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.

Ребята вставайте в круг, будем приветствовать друг друга.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: - Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо отгадать загадку:

Пришла без красок

B без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мы сегодня поговорим о сказочном времени года осени.

Композиторы свои чувства об осени передают в музыке, художники в картинах, а поэты пишут о ней стихи.

Послушайте стихотворение, которое написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень.

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван.

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

-Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Об осени).

А как вы догадались? (Реже солнышко блистало, птицы стали улетать.)

Давайте с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.

- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

-Молодцы! Вы всё сказали правильно.

А сейчас поиграем в игру:

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.

Воспитатель: Ребята, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер – ветреная

Когда светит солнце - солнечная

Холодно – холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

Тепло - теплая

-Ребята, осенью часто дует ветер. Посмотрите, сколько разноцветных листочков принес нам ветер.

Возьмите по два осенних листочка в руки и потанцуем с ними.

Физкультминутка

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Присели.)

II Основная часть

-Ребята, а к нам сегодня в гости пришел Старичок - Лесовичок. Он принес для вас корзинку. А корзинка не простая, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут составить рассказ про осень. Давайте подойдем к нему и встанем полукругом.

Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам принёс Лесовичок.

-Посмотрите на эту картинку, что здесь изображено? (Наступила осень)

-Посмотрите на следующую картинку, и скажите, о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)

-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают.)

-А когда с деревьев ветер срывает листву, как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? (о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

А что изображено на этой картинке? (Люди одевают теплую одежду.)

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень.

А теперь давайте составим по эти картинкам рассказ про осень, сначала послушайте какой рассказ, составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблице:

Наступила осень. Осенью солнце светит, но греет слабо. Часто идут дожди. Листья на деревьях желтеют и опадают. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Люди одевают теплую одежду.

Лесовичок дал в помощь Вам свою шляпку. Кто хочет составить рассказ, про осень?

«Ну дружок не зевай, и рассказ свой начинай»

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» с детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень. Уважили Вы Старичка - Лесовичка и он принес Вам в подарок лесные шишки.

- Ребята, давайте и мы порадуем Лесовичка и раскрасим для него грибочки.

Но для начала поиграем в пальчиковую игру.

Пальчиковая гимнастика

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Листья берёзы,

(Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

III Заключительная часть

Рефлексия:

Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

-Какая бывает осень?

-Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы составили по таблице.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о домашнем питомце с использованием мнемотаблицы»Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о домашнем питомце с использованием мнемотаблицы» Цель: Совершенствовать умение составлять связный рассказ о домашнем питомце с опорой на мнемотаблицу Задачи: • Вызвать интерес, способствовать.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Скворцы прилетели" Цель: учить.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа «Осень»
Опубликовано: 5 апреля 2024 в 13:30
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД