Османова Ольга Сайгидовна
Конспект открытого занятия по развитию речи «В гости к бабушке Асият»
▼ Скачать + Заказать документы
В гости к бабушке Асият
Цель: Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Задачи: Образовательные: Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „В гости к бабушке Асият“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Развивающие : Развивать интерес к традициям, обычаям дагестанского народа, познавательную активность, связную речь, память, логическое мышление.
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.
Материал: Семейные фотографии детей и родителей, плакат семья, картинка с изображением «генеалогического древа», мяч.
Предварительная работа: Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей. Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи. Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки. Наблюдение за обязанностями, какую работу выполняют дома члены семьи. Беседа родителей с ребенком о семье :«Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?».
Использование ИКТ- прослушивание музыки
Виды деятельности: игровая, речевая, познавательная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Ход НОД:
Приветствие: Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и улыбаются.
Возьмёмся за руки,друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!»
Воспитатель- Ребята, в какой республике мы живем?
Дети-В республике Дагестан.
Воспитатель- Правильно, Дагестан- это страна гор и дагестанцы очень гостеприимный и дружный народ. Предлагаю вам, поехать в горы и проведать бабушку Асият, она живет в далеком горном ауле. А на чем мы поедем в горы? Как вы думаете?
Дети- В горный аул можно поехать на автобусе.
Дети садятся в «автобус».
Воспитатель- Не забывайте, что в автобус надо заходить спокойно, не толкаться, мальчики пропускают девочек.
Дети занимают места.
Воспитатель: Все сели? А теперь отправляемся к бабушке Асият.
(забегает мальчик - джигитенок).
Мальчик- Подождите, подождите, я случайно узнал, что вы едете к моей бабушке, возьмите меня.
Воспитатель- Присоединяйся к нам. Покажешь, в каком доме живет твоя бабушка.
Мальчик- А у меня есть не только бабушка, но и дедушка. Только он сейчас не дома, а в поле работает. У меня очень строгий дедушка и он мне завещал.
Дедушка мой – аксакал,
Пять внуков есть у него,
Однажды он мне сказал,
Что в жизни важней всего:
Слово мужское дал –
Сумей ты его сдержать.
Джигитом захочешь стать –
Не обижай никого!
Воспитатель- Какой у тебя мудрый дедушка. Но теперь отправляемся в путь.
Звучит песня «По горным дорогам»
Воспитатель- Вот мы и приехали. Ребята, бабушку Асият пока не видно, но нас встречают. Кто же нас встречает?
Дети- Нас встречают курочка, петух, цыплята.
Воспитатель- Ребята, кем является курочка для цыплят?
Дети- Курочка – это мама цыплят.
Воспитатель- А петушок?
Дети- Папа.
Воспитатель: А цыплята для мамы-курочки и папы-петушка?
Дети- Цыплята – это дети.
Воспитатель- Дети, как вы думаете у них дружная семья? Как вы догадались? Ответы детей.
Выходит бабушка
Бабушка Асият- Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель- Здравствуйте, бабушка Асият! Наши ребята приехали к вам гости. А вот и ваш внук, Шамиль.
Бабушка Асият- Здравствуйте, ребята! Спасибо вам, за то что привезли мне внука, иди ко мне внучек.
Воспитатель- Бабушка Асият, пока мы осматривались, то увидели домашних птиц и подумали, что это то же семья.
Бабушка Асият- Ребята, я знаю, что у всех детей тоже есть семья, есть папа и мама. Может кто-то расскажет стихотворение о маме.
Ребенок: Мамины руки – тепло,
Мамины очи – светло,
Мамина сказка во сне,
Мамины гены во мне,
Мамины мысли со мной,
Маме поклон мой земной. (Е. Колтовская)
Воспитатель: Бабушка Асият, сейчас дети покажут «Что умеет делать папа».
Игра имитация: У папы «золотые» руки
Живем мы с ним не зная скуки
Умеет он пилить, сверлить,
А может просто папой быть!
Бабушка Асият- А какими ласковыми словами называют вас папы и мамы? (ответы детей). Молодцы ребята!
Воспитатель- Бабушка Асият, наши дети очень любят своих бабушек. Они сейчас расскажут, какая у них бабушка. (ответы детей)
Воспитатель- А рядом с бабушкой кто живет ваш близкий человек?
Дети-(дедушка).
Воспитатель- А чем дедушка занимается? (ответы детей). Давайте вспомним, «мама», «папа», «бабушка», «дедушка».А все вместе – это кто?
Дети- «семья».
Дагестанские пословицы и поговорки о семье:
Дружная жизнь — длинна, недружная жизнь — коротка;
Без отца - сын хозяин, без матери – дочь.
Хорошую лошадь видать по жеребёнку, хорошего человека - по ребёнку
Какое мясо, таков и суп, какие родители, таковы и дети.
Почитай старших – тебя будут почитать младшие.
Дочки десять лет – матери дела нет.
Всю жизнь день и ночь трудились, а труд матери не возместишь.
Если твой сын продолжит твое дело, то ты бессмертен.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Родительское слово мимо не молвится.
Пальчиковая игра «Семья» :
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я, Вот и вся моя семья.
Бабушка Асият- Какие вы молодцы, ребята! Сколько всего вы мне рассказали, я уверенна, что вы будете хорошими детьми. Ну, а кто знает, что такое генеалогическое дерево и кто о нем расскажет.
Дидактическая игра «Расскажи о своем генеалогическом древе»
(Ребята начинают рассказывать с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся).
Физкультминутка «Семья»
Мама, милая, родная, (ладони прикасаются к щекам, движения головой – влево - вправо)
Папа тоже дорогой. (вытягивают руки вперёд).
Бабушка совсем седая, (поглаживая виски в сторону затылка)
Дед уже не молодой. (поглаживание щёк вниз)
Брат похаживает в школу, (ходьба на месте)
А сестра лишь в детский сад, (сгибание ног в коленях)
Я скажу, ребята, смело (сгибание правой руки в локте, большим пальцем прикасаясь к груди)
Что семье я очень рад. (руки от груди разводят в стороны).
Воспитатель- Бабушка Асият, наши дети знают еще интересную игру.
Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?»
Папа - дедушка: (Дедушка старше, а папа младше);
Мама - бабушка : (Бабушка старше, а мама младше);
Дедушка – внук: (Дедушка старше, а внук младше);
Бабушка – внучка : (Бабушка старше, а внучка младше);
Брат – сестренка: (Брат старше, а сестренка младше).
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)
Кто живет в моей квартире? (пожимают плечами/)
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки в ладоши/)
Всех могу пересчитать. (руки в стороны)
Папа, мама, брат, сестренка, (загибают по одному пальцу на обеих руках)
Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья. (сжимают и разжимают кулачки).
Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
Шарф (чей) - мамин, папин, дедушкин….
Шапка (чья) - бабушкина, мамина ….
Очки (чьи) - дедушкины, бабушкины …
Платье (чьё?/)- мамино …
Ботинки (чьи)- папины …
Кофта (чья) - Сакинат, Мадины, мамина …
Плащ (чей) – Карима, Сулеймана, Магомеда, дедушкин, папин …
Воспитатель- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Дети- Беспрекословно слушаться старших, не обижать младших, не ссориться, помогать друг другу, ухаживать за теми, кто болеет, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать.
Воспитатель- Все дети очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
Бабушка Асият- Как много вы знаете о своей семье. А где вы всему научились?
Ребенок- Все это мы узнали в детском саду.
«Наша группа»
Наша группа лучше всех,
Всегда в ней слышен детский смех,
Спешат детишки по утрам,
К своим вторым – «родителям»
Наша группа- второй наш дом
Очень дружно в нем живем
Вместе учимся, играем,
Никогда не унываем!
Бабушка Асият- Молодцы, дети. Я уверена, что вы всегда будете слушать, уважать, почитать маму, папу, дедушку и бабушку. А теперь, Шамиль, приглашай наших гостей за стол. Угостим их чуду с творогом.