Получи документы

Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!» (11 фото)

Елена Альбертовна Кандакова
Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!»

Задачи:

Обогащать представления детей об окружающем мире по теме «Астрономия».

Развивать наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений.

Дать детям понять, что книга (стихи, рассказы, сказки) – это источник полезных и интересных знаний.

Обогащать словарный запас.

Предварительная работа:

Наблюдения за солнцем в разное время суток: утром, днём и вечером; за звёздами.

Чтение рассказов Е. Левитана из книги «Малышам о звёздах и планетах», А. Волкова «Земля и небо», сказки К. Чуковского «Краденое солнце».

Заучивание стихов, загадок о разных явлениях природы.

Публикация «Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы „Свети нам, Солнышко, свети!“» размещена в разделах

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий о разных явлениях природы.

Материал:

Маски-шапочки зверей, костюм гнома-астронома, «волшебная палочка», ноутбук, флеш-карта с презентацией разных явлений природы. Книги: К. Чуковского, А. Волков «Земля и небо».

Ход занятия:

Дети с воспитателем заходят в групповую комнату, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей).

- Как обычно они начинаются? («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Было это давным-давно…», «Однажды…»)

- Правильно. Скажите, а кто из вас помнит сказку о пропавшем солнце? Вспомните, кто её написал? (К. Чуковский. Краденое солнце.)

- Верно. Почему все звери плакали?

Ребенок:

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

А сороки-белобоки

Поскакали по полям,

Закричали журавлям:

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

Воспитатель: Для чего нам нужно солнышко? (Ответы детей.)

- Об этом нам также расскажут герои сказки К. Чуковского (Дети-чтецы надевают маски-шапочки: воробья, зайца, крокодила)

Ребенок:

Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зёрнышка не видно!»

Ребенок:

Плачут зайки на лужайке:

Сбились, бедные, с пути,

Им до дому не дойти…

Ребенок:

А в Большой Реке

Крокодил лежит,

И в зубах его

Не огонь горит –

Солнце красное,

Солнце краденое.

Воспитатель: Кто же помог освободить его? (Ответы детей.)

- А теперь вы ответьте на вопрос, зачем нам нужно солнце? (Ответы детей.)

- Молодцы! А подробно об этом мы можем узнать, если обратимся к книге Александра Волкова «Земля и небо», где он пишет о том, что ещё в далёкой древности люди понимали, что без Солнца не было бы жизни на земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо – ни человек, ни животное, ни насекомое – не могли бы жить. Солнечное тепло – источник всякой работы, или, как говорят, энергии.

(Входит Гномик, здоровается с детьми и гостями. На нём темно-синий костюм. Украшенный звёздами, а в руках волшебная палочка и книга.)

Воспитатель: Кто ты? Как тебя зовут?

Гномик: Гномик-астрономик.

Ребенок: А что это у тебя в руках?

Гномик: Волшебная палочка. Я живу в сказочном царстве гномов. Эту волшебную палочку я получил от главного волшебника, очень умного, любознательного и доброго, за то, что много знаю и умею. Я его любимый ученик.

Ребенок: А почему у тебя звёзды на костюмчике?

Гномик: Потому что я очень люблю астрономию.

Ребенок: А что такое астрономия?

Гномик: Это наука о небесных светилах – Солнце и звёздах. Вот послушайте. (Гномик читает стихотворение Т. Собакина, воспитатель показывает презентацию о космосе, далее по ходу занятия)

Как заманчиво стать астрономом,

С Вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе недурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать чёрные дыры

И трактат сочинить непременно –

«Изучайте глубины Вселенной!»

Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!»
Фото «Свети нам, Солнышко, свети!»
Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы - фото
Фото №1 Задачи Обогащать представления детей об окружающем мире по теме Астрономия Фото №2 Развивать наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений Фото №3 Дать детям понять что книга стихи рассказы сказки это источник полезных и интересных знаний

- Возникла она в глубокой древности. Слово «астрономия» греческое и состоит из двух слов: «астрон» - звезда и «номос» - закон. Казалось бы, зачем нашим предкам нужно было смотреть на небо и изучать законы, по которым движутся звёзды и другие небесные светила? Разве они так важны? Да, они необходимы. С незапамятных времён люди занимаются скотоводством и земледелием. Им надо знать, когда наступит весна, когда она сменится летом, когда после лета явится дождливая осень. За небесными светилами приходилось следить не только скотоводам и земледельцам. Путешествуя по морю и суше, люди находили дорогу днём по солнцу, а ночью – по звёздам. Как видите, астрономия тесно связана с жизнью людей.

- А вы хотите больше узнать о Солнце, звёздах и планетах? (Ответы детей.)

Воспитатель: Нам в этом поможет рассказ «Как Солнце человеку служит». Я вам его прочитаю, вы внимательно слушайте, а Гномик-астрономик вам потом задаст вопросы. (Читаю рассказ.)

Гномик задает детям вопросы и хвалит ребят за удачные ответы.

- Почему жизнь на Земле без Солнца невозможна?

(Потому что будет холодно, темно.)

- Что такое солнечная душевая?

(Это ящик с чёрным дном и крышкой из обыкновенного стекла. Солнечные лучи легко проходят через стекло и хорошо нагревают воду.)

- Как получается солнечный зайчик?

(Это когда лучики солнца попадают на обычное плоское зеркало.)

- Как можно использовать это явление?

(Если взять вогнутое зеркало большого размера, то лучиков соберётся больше, и они могут расплавить даже металл. Получается солнечная плавильная печь.)

- А что такое солнечные батареи? Откуда они берут электричество?

(Так называют крылья у космической станции. Батареи превращают солнечные лучики в электричество.)

Проводится динамическая пауза.

- А теперь, ребята, отгадайте-ка загадку. (Гномик загадывает загадку Л. Сандлер.)

Это что за потолок?

То он низок, то высок.

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий! (Небо.)

- А что можно увидеть на небе днём, кроме солнца? (Ответы детей.)

Ребенок:

Ах, какое облако,

Облако глубокое,

Белое да лёгкое

Прямо надо мной.

Ах, какое облако,

Облако высокое,

Облако далекое,

Не достать рукой.

Проплывет и скроется

В поле за околицей,

В озере умоется

Свежею водой. В. Степанов. «Облако»

Обогащать словарный запас Предварительная работа Наблюдения за солнцем в разное время суток утром днём и вечером за звёздами Чтение рассказов Е Левитана из книги Малышам о звёздах и планетах А

Воспитатель: Путешествуют в небесном просторе облака: над лесами и полями, над морями и океанами плывут они, подчиняясь ветру. Королевич Елисей в сказке А. Пушкина обращался к ветру с такими словами:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого…

- Носится над землёй гуляка-ветер, но, хоть и нет у него хозяина, он совершает великую и полезную работу. Он нагоняет дождевые тучи, которые поят дождём иссохшую от жары землю, и выпавшая влага даёт начало ручейкам, сливающимся в многоводные реки. От направления ветра во многом зависит и погода. Великое дело – обмен воздуха между различными областями земли! Ветер смягчает климат, в жаркие страны приносит прохладу, а холодные, наоборот, согревает, доставляя туда тёплый воздух.

Гномик: Да, ветер – наш благодетель, хотя мы иногда и обижаемся на его чересчур смелые шутки. Сорвал с нас шляпу, разбил стекло, хлопнул форточкой – это такие мелкие неприятности, о которых и говорить не стоит. Бывает и хуже: ураганы срывают крыши с домов, сбрасывают вагоны с рельсов, смерчи топят в море корабли… Но все беды ветру надо прощать: неизмеримо больше пользы, которую он приносит на земном шаре: носит по морю парусные корабли, вращает крылья ветряных мельниц, лопасти ветродвигателей.

Воспитатель: А что мы можем наблюдать на небе ночью? (Ответы детей.)

- Правильно, звёзды и Луну. Гномик, давай расскажем ребятам об этих небесных телах.

Гномик: С удовольствием. Картина звёздного неба в безлунную ночь чудесна! На тёмно-синем небосклоне мерцают крупные и мелкие звёзды. Это раскаленные небесные светила, нагретые на многие тысячи градусов.

Фото №4 Волкова Земля и небо сказки К

Глядя на ночное небо, думаешь: невозможно сосчитать на нем все звезды. А на самом деле они, видимые простым глазом, сосчитаны давным-давно. И всего-то их на каждом небесном полушарии около трех тысяч!

Ребенок:

Когда в вечернем небе звезд не счесть,

Что говорить, величье в этом есть.

Но ведь оно в том и заключено,

Что все они сосчитаны давно,

И в обозримом небе нет миров

Без имени, без букв и номеров. В. Берестов

Гномик: Есть на небе звезда, которая вполне заменяет компас. Называется она Полярной звездой. Когда вы смотрите на неё, то север прямо перед вами, а юг – за спиной.

Ребенок:

Наша милая планета

(Ты, конечно, знаешь это)

Каждый день и каждый год

Совершает оборот.

Ребенок:

А с Земли при наблюденьи

Создается впечатленье,

Что кружится не она,

А все звезды и Луна.

Лишь Полярная звезда

Не стремится никуда!

Ребенок:

И в любое время года

В самом центре хоровода

Сможешь ты ее найти,

Если сбился вдруг с пути.

Ось земная на нее

Направляет острие.

Можешь быть уверен:

Где она – там север! В. Берестов

Гномик: Еще с давних пор люди заметили, что некоторые яркие звезды, расположенные недалеко одна от другой, образуют различные фигуры, и называли их созвездиями. Созвездия помогают находить правильный путь в незнакомой местности ночью. Древние греки дали им названия: Большая и Малая Медведица, Кассиопея, Дракон, созвездие Лиры и др. Позднее астрономы отыскали на небе еще много созвездий и тоже дали им названия, но не сказочные, а самые простые. На небе появились Часы, Микроскоп и даже Насос и Циркуль!

Ребенок: А что такое Луна?

Воспитатель: Светило ночи, ласковая богиня Селена, как ее звали древние греки, - Луна неизменно сопровождает Землю в ее беге вокруг Солнца, Луна – ближайшее к нам небесное тело.

Расстояние до Луны всего 384 тысячи километров. По космическим масштабам – рукой подать! По сравнению с Землей Луна невелика. Ее поверхность равна площади Африки и Австралии, вместе взятых. Луна, как и Земля, вращается вокруг Солнца. На самом деле Луна не светит по ночам, а отражает по направлению к Земле лишь очень маленькую часть солнечных лучей, и все же их так много, что диск Луны кажется блестящим.

Гномик: Ну, а на прощанье – отгадайте загадки.

Без него плачемся,

А как появится –

От него прячемся. (Солнце.)

Один костер весь свет согревает. (Солнце.)

Кто входит в окно, не ломая его? (Солнечные лучи.)

Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо.)

Светит, а не греет. (Месяц.)

Пушистая вата

Плывет куда-то:

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака.)

Без рук, без ног,

А ворота открывает. (Ветер.)

Сперва блеск.

За блеском треск,

За треском плеск. (Молния, гром, дождь.)

Ног нет, а идет.

Глаз нет, а плачет. (Дождь.)

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга. (Радуга.)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (Град.)

Меня бьют, колотят. Режут.

А я все терплю и всем добром плачу. (Земля.)

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля: весной, летом, осенью, зимой.)

- Молодцы, ребят, все мои загадки отгадали. Мне пора возвращаться в свою сказочную страну. Я хочу вам подарить книги, чтобы вы смогли дальше знакомиться с Солнцем, со звездами и планетами. До свиданья!

Дети прощаются с Гномиком-астрономиком. Благодарят за интересные книги.

Итог занятия.

Что вы узнали интересного? Что такое астрономия? Какие небесные тела вы запомнили?

Вы сегодня все большие умнички. Я горжусь вами!

Дети прощаются с гостями и рассматривают книги подаренные Гномиком.

Литература:

К. Чуковский «Краденое солнце»

А. Волков «Земля и небо»

Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах»

Иллюстрированный путеводитель «Вселенная»

Хрестоматия для детей

Дорогие коллеги, презентацию из-за проблем с интернетом не могу загрузить. А так хотелось вам её показать.

Спасибо за ваше внимание! Всего доброго!

Публикации по теме:

«Солнце, ярче нам свети!». Встречаем масленицу. Мастер класс по изготовлению солнышка.«Солнце, ярче нам свети!». Встречаем масленицу. Мастер класс по изготовлению солнышка. Ой, ребятушки попросим побольше солнышко: " Ярче, ярче посвети". Понедельник встреча. В этот день ребятишки выбегали на улицу, лепили.

Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности В нашем детском саду работают две логопедические группы. В группах для детей с ОНР, как и во всех группах компенсирующего типа, существует.

Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Ищем солнышко с помощью волшебной юбки» Конспект открытого интегрированного занятия в 1 младшей группе. Конспект занятия «Ищем солнышко с помощью волшебной юбки» Провела воспитатель.

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи посредством художественной литературы «Русские народные сказки» Итоговое открытое занятие для детей 1 младшей группы Развитие речи посредством чтения художественной литературы (по русским народным сказкам).

Конспект открытого занятия по знакомству с торжокской народной глиняной игрушкой для детей средней группы «Знакомство с Торжокской народной глиняной игрушкой». Воспитатель второй категории Кареева Вера Дорофеевна, МБДОУ детский сад №17 п. Де-Кастри,.

Конспект открытого занятия по чтению художественной литературы. Сказка В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Тема:«Сказки русских писателей. В. Сутеев “Палочка-выручалочка”. Цель: Знакомство детей с новой сказкой В. Сутеева. Задачи. Образовательные:.

Конспект открытого занятия для детей младшей группы по лепке «Разноцветное солнышко» Конспект открытого занятия для детей младшей группы по лепке «Разноцветное солнышко», разработано воспитателем Дроновой Е. Г. Задачи:.

Конспект открытого занятия «Путешествие по произведениям К. И. Чуковского» Путешествие по произведениям К. И. Чуковского. ЦЕЛЬ: 1. Уточнить и обобщить представления детей о творчестве К. И. Чуковского. 2. Развивать.

Спортивно-развлекательный досуг «Ярче, солнышко, свети!» МБДОУ «Ананьинский детский сад» Спортивно-развлекательный досуг для старшей разновозрастной группы. Ярче, солнышко, свети! Цель: формирование.

Статья «Чтение детской природоведческой литературы» Читаем своим детям природоведческую литературу. В настоящее время, мы живем в мире высоких технологий, где книги занимают, далеко, не первое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по знакомству с астрономией по произведениям детской литературы «Свети нам, Солнышко, свети!»
Опубликовано: 5 августа 2015 в 10:27
+144Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 102.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД