Получи документы

Конспект открытого занятия «Путешествие по Ростовской области» по экологии

Людмила Баранова
Конспект открытого занятия «Путешествие по Ростовской области» по экологии

Конспект занятия

«Путешествие по Ростовской области» старшая группа

Участники развивающего занятия : дети 5-6 лет.

Цель: Систематизация знаний детей о самоценности природы и осознанного применения правил поведения в живой природе.

Задачи:

Обучающие:

1. Систематизировать и обогащать знания детей о природе родного края.

Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие по Ростовской области“ по экологии» размещена в разделах

2. Обогащение знаний о птицах, рыбах и животных, обитающих в регионе

3. Продолжать знакомить с редкими видами животных, птиц и растений.

Развивающие:

1. Развивать речевую активность детей, логическое мышление.

2. Развивать умение строить развернутое суждение, делать умозаключение

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

воспитывать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, в процессе беседы о причинах исчезновения растений, птиц, животных

Приоритетная область «познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей :

«Социально - коммуникативное»;

«Речевое развитие»;

«Художественно – эстетическое развитие».

Предварительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций, презентаций с изображением животных, птиц, растений Донского края. Дидактические игры «Чей хвост», «Кто это», «угадай по голосу», «Да – нет». Чтение познавательной и художественной литературы по теме.

Оборудование: компьютер, изображения животных, птиц, растений, карта Ростовской области, магнитная доска, аудиматериалы «Голоса птиц».

Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о природе родного края; развитие умения строить суждения, делать умозаключения;

Ход непосредственной образовательной деятельности

Дети входят в музыкальный зал, приветствуют гостей.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

- Подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Правильно, Россия, а еще ее называют Родина. Но у каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт, это место называют малой родиной. Как называется наша малая родина? (Ростовская область, Мартыновский район, п. Южный)

Родина моя, мой Дон, моя Россия! (Оля в костюме казачки)

Как сказать тебе, что я тебя люблю,

Эту реку, это небо синее

Этот дождь и вьюги злые,

Эти клёны, эти тополя…

Родина моя, мой Дон, моя Россия,

Как сказать, что я люблю тебя!

-Да, мы с вами живём в Ростовской области, для нас она родная.

- А кто знает, как по другому называется земля, на которой мы живем? (Донская земля) - Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон)

Тихий батюшка Дон, (Тихон в костюме казака)

К чужеземцам незваным

Не ходил на поклон…

О године суровой

Много песен поют,

Сердце требует новой-

Песни, славящей труд…

Дон сверкает светлолицый

И в торжественный час

Своей кровной сестрице-

Волге руку подаст….

- Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы знаете?

(Дон – батюшка, Дон – кормилец, Дон – богатырь, Тихий Дон).

- Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)

- Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон.

Дон, большая река, по ней ходят различные суда, теплоходы, баржи, которые перевозят различные грузы. А в реке водятся различные рыбы.

- Кто знает, какие рыбы водятся в реке Дон? (ответы детей сопровождаются показом) (Осетр, белуга, лещ, сазан, щука).

- В Донском крае много рек, и озер, одна такая речка протекает возле нашего поселка, как она называется? (Река Сал)

- Какая она? (мелкая, извилистая, длинная)

- А как еще называют наш край, вы узнаете из стихотворения:

Какая ширь здесь и приволье!

Куда не глянь – полей раздолье!

Здесь суховеи любят петь.

А зовётся это - (степь)

- Правильно, степь, наш край еще называют Степной.

Воспитатель: В степи, куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Почему там не растут деревья?

(Деревья там не растут, потому что мало влаги).

Воспитатель: Какие растения растут в степи, вы мне скажите, отгадав загадки. Будьте внимательны.

Замечательный цветок, Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный. (тюльпан)

Воспитатель: Этот цветок, казаки называют лазориком?

Воспитатель: Весной степь превращается в прекрасный, разноцветный ковер. Как сохранить память о лазориках?

(Лазорики можно сфотографировать, нарисовать)

Слайд №2

Там, где ветер гладит спинку,

Поднимая к небу пыль,

Вы увидите травинку -

Называется (ковыль)

Слайд№3

Солнце зноем сушит травы,

Греет темные дубравы,

А в лесу родник звенит,

Травы напоить спешит,

Силы даст им возродиться:

Запахнет медом. (медуница)

Сайд№4

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный. (василёк)

Сайд№5

Воспитатель: Эти растения (Тюльпан, ковыль, колокольчики, гвоздики, василек) уже встречаются очень редко. Как вы думаете, почему?

(Люди распахивают поля, где растут эти растения, рвут цветы)

Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх хлопок

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок

Крутим, вертим головой

Разминаем шею. Стой!

Стук в дверь

- Ребята, смотрите, к нам прилетел воздушный шарик, с письмом (читаем)

«Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в лес. Посылаю волшебную палочку, с помощью которой вы попадёте в лесное царство.

Старичок Лесовичок».

- А кто из вас знает кто такой Старичок Лесовичок? (Лесничий). Это человек который охраняет и бережёт лес. Лесничий следит за порядком, помогает животным и птицам, подкармливает их в зимнюю стужу. Ну что, хотите к нему в гости?

В лес попасть мы все желаем,

Глазки дружно закрываем,

Представляем, помечтаем,

Как в лесу мы погуляем.

Глазки наши вновь открылись

Мы в лесу все очутились.

Мелодия «Звуки леса»

- Дети, лес – это наше богатство, как приятно гулять в лесу и дышать свежим воздухом.

-Становитесь в круг и подышите лесным морозным воздухом: вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

Выход Лесовичка.

- Здравствуйте ребята, я рад что вы пришли ко мне в лес, мой лес красивый, в нем много разных деревьев, грибов, ягод. А вы знаете, что в Ростовской области леса рукотворные. Люди сами сажали леса, создавали заповедники).

- А кто знает, какие деревья растут в наших рукотворных лесах?

Чем деревья похожи между собой? Если на деревьях листья – это лиственные деревья, если иголочки – хвойные.

Лес, где растут ели, называется ельником, где берёзы – берёзовой рощей. Лес бывает лиственным, хвойным и смешанным.

Показ слайдов

(Лиственный №7 Хвойный №8 Смешанный №8 леса)

Разобрались с деревьями? А, знаете ли вы, что у каждого дерева свои плоды? Сейчас я это проверю!

Игра с Лесовичком (Принесите плоды с Дуба…. мне в корзинку)

Игра «Чьи плоды?» ( шишки: еловые, сосновые; каштан, рябина, желуди)

Лесовичок благодарит детей

Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться, давайте попрощаемся с Лесовичком.

Уходит Лесовичок

Закроем глазки,

Возьмёмся за руки, друзья

И по трапе лесной,

Отправимся к себе домой.

-Ребята, когда мы были в лесу, чьи голоса мы с вами слышали? (Это пение птиц)

-Их звонкие голоса встретили нас в начале путешествия. В лесу и в степи живут птицы. Назовите каких птиц нашего края вы знаете? (ответы)

-Мы с вами знаем, что птицы есть перелётные и зимующие…Почему их так называют? Перелётные улетают, зимующие остаются.

Отгадайте загадки

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.) зимующая

Спереди шильце, сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце. (Ласточка.) перелетная

-А ещё посмотрите, каких птиц у нас в Ростовской области встретишь редко. Вот как они выглядят…

Показ слайдов

(Сапсан № 10 Сапсан– это самая быстрая, хищная птица. У нее хорошее зрение, короткий клюв и хвост. Клюв острый и загнутый. Ловят свою добычу на лету.

Журавль №11 Журавль - красавка - это самый маленький журавль. Голова и шея чёрные; позади глаз длинные пучки белых перьев. Красавки любят жить в степях. Они питаются фасолью, горохом, пшеницей, ячменем, насекомыми.

Дрофа №12 Дрофа — очень крупная птица с длинной шеей и мощными ногами. Живет в степях. Быстро бегает. Питается растениями и насекомыми. Может долго обходиться без воды.

Стрепет №13 Стрепет – птица похожа на дрофу. Бегает очень быстро, мало летает. Окрашены в песочный цвет, поэтому эту птицу трудно увидеть. Может долго обходиться без воды. Стрепет редкая птичка, поэтому охраняется законом.

Жаворонок №14 Жаворонок – живет в степи. Шея короткая, голова большая, крылья длинные, тело покрыто пестрыми перьями. Питаются зерном. Гнездо строит на земле из сухих листьев, стебельков и тонких корешков.

(куропатка, перепел).

Воспитатель: Как вы думаете, почему эти птицы встречаются редко?

(Основные причины вымирания – это охота людей и распахивание степей)

Воспитатель: А какие животные обитают у нас, в Ростовской области?

(Волк, лиса, заяц, суслик, сурок или байбак, косули, дикие кабаны, хорек, сайгак.)

Показ слайдов (животные)

Волк № 15 Волк – хищное животное. Днем он прячется в зарослях. Охотится на лосей, оленей, преследует зайцев. В природе волк выполняет роль «санитара», съедает больных и слабых животных.

Лиса № 16 Лиса – хищное животное. Мордочка длинная, заостренная. Имеет пушистый хвост, которым заметает следы. Питается мышами, насекомыми, ягодами.

Хорек № 17 Хорек степной – хищное животное, песочного цвета. На морде темная маска. Туловище длинное и тонкое. Длинный хвост, уши небольшие, округлые.

Заяц № 18 Заяц – небольшое дикое животное, с длинными задними лапами и длинными ушами. Заяц осторожный и пугливый зверек. Питается корой деревьев, ветками, травой.

Сайгак № 18

Сайгак–это древнее животное. У сайгака большая голова и нос с маленьким хоботом. Такой нос хорошо защищает легкие от пыли. Голова самца украшена рогами. У сайгака очень хорошее зрение, а слух плохой. Питается травой.

Воспитатель: - На грани вымирания находятся такие животные как Сайгак и хорек, и мы можем скоро их вообще не увидеть. Как вы думаете, почему (охота, распахивание, строительство)

Физминутка с правилами

Мы хотим, чтоб птицы пели, (руки поочередно вверх)

Чтоб вокруг леса шумели, (плавные движения руками вправо – влево)

Чтобы были голубыми - голубыми небеса (круговые движения кистями рук)

Чтобы бабочка резвилась (выпад вправо)

Чтобы речка серебрилась (выпад влево)

Мы хотим любить друг друга, (шаг с хлопком вправо)

Улыбаться, верить в чудо, (шаг с хлопком влево)

Никогда и никого, никого не обижать (грозим пальчиком)

Весело живется, солнышко смеется, (пружинка вправо, влево)

Всех кто с нами рядом будем уважать. (руки вверх и к сердцу).

Воспитатель: В Ростовской области много исчезающих видов птиц, животных, растений, рыб. Их осталось мало, они гибнут, потому что человек распахивает степи. Им негде жить и нечем питаться. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБ СОХРАНИТЬ НАШУ РОДНУЮ ПРИРОДУ.

Воспитатель: А ещё люди создают заповедники. Это место, где оберегают и сохраняют редких и ценных животных, птиц и растения. Самые редкие занесены в Красную книгу (Красная книга - список редких и близких к полному вымиранию видов животных, растений. Все живые организмы, занесенные в красную книгу.

Красная книга на сегодняшний день сигнализирует не только об исчезнувших либо исчезающих видах животных, так же и о редкие животные)

- Я хочу вам предложить самим составить красную книгу Ростовской области. И оставить в саду для обучения другим детям.

Объяснить правила работы, подгруппы, по цвету и т. п.)

Составляем красную книгу - крепятся картинки (дети называют лишнее животное, растение, птиц)

Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами путешествие по Донскому краю. Но закончилось это путешествие, а впереди еще много нового и неизвестного. И я уверена, что мы не раз еще вернемся к страницам этой книги, для познания мира природы.

Посмотрите, что оставил нам лесовичок

НАКАЗ

Природу не уродуй,

природу не обидь.

Родился человеком

Так надо им и быть.

- Что понравилось,

-Ребята, что нового и интересного вы узнали из нашего путешествия?

- как будем беречь и охранять природу.

-Мне было очень интересно с вами, и мы еще ни раз отправимся с вами в увлекательные путешествия.

На память о нашем путешествии дарю вам значки «Друзья природы»!

Публикации по теме:

Проект совместной деятельности «Путешествие по страницам Красной книги Ростовской области» Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №261 Проект совместной деятельности «Путешествие по страницам Красной.

Фотоотчет о выпуске экологической газеты «Животные Ростовской области»Фотоотчет о выпуске экологической газеты «Животные Ростовской области» Фотоотчет о выпуске экологической газеты «Животные Ростовской области» Актуальность. Живая природа - это удивительный, сложный, многогранный.

Фотоотчет проведения акции «75 лет со дня освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков»Фотоотчет проведения акции «75 лет со дня освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков» Фотоотчет проведения акции «75 лет со дня освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков» В последний день лета, 30.

Конспект открытого занятия по образовательной области ФЭМП «В стране математике»Конспект открытого занятия по образовательной области ФЭМП «В стране математике» В занятии использованы современные образовательные технологии: палочки Х. Кюизенера и блоки Дьенеша. Цель: формирование элементарных математических.

Конспект открытого занятия по экологии и рисованию «Путешествие в зимний лес» Программные задачи: 1. Образовательная: - Формировать представление о значении снежного покрова для всего живого. - Поддерживать интерес.

Мероприятия, посвященные 75-летию освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиковМероприятия, посвященные 75-летию освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков Цель: формировать у детей дошкольного возраста гражданско – патриотическое представление о том, что такое Великая Отечественная Война, ознакомить.

Конспект открытого занятия по экологии «Тайны зимнего леса»Конспект открытого занятия по экологии «Тайны зимнего леса» Экологическое занятие в средней группе Как мы открыли Колобку тайны зимнего леса». Воспитатель-Корчагина Елена Владимировна Цели: уточнить.

Сценарий праздника «Ростовской области — 80 лет» РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ -80 ЛЕТ Ребенок: Наша страна Россией зовется, Пусть мирное небо сияет над ней, Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,.

Занятие «Заповедники Ростова-на-Дону и ростовской области» по экологическому воспитанию в подготовительной группе Единый экологический урок «Заповедники Ростова-на-Дону и ростовской области»Ростовская область – край мой родной, Дороже земли в мире нет,.

Плакат «Животный мир Ростовской области»Плакат «Животный мир Ростовской области» Обширная территория Ростовской области покрыта преимущественно степями, леса занимают лишь 3, 8% от всей территории. При этом естественный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Путешествие по Ростовской области» по экологии
Опубликовано: 28 января 2019 в 10:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД