Конспект открытого занятия в 9 классе «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем»

Новак Елена Васильевна
Конспект открытого занятия в 9 классе «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем»

Конспект открытого занятия в 9 классе по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем»

(для подготовки к ОГЭ)

Автор: учитель математики Самарской ООШ№2 С. А. Макаренко

Учитель химии и английского языка Самарской ООШ№2 Е. В. Новак

Цель урока:

Образовательные: Обобщить и систематизировать знания о линейных неравенствах; закрепить свойства неравенств с одной переменной; развивать умения решать неравенства и системы неравенств, графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка. Продолжить формирование умений работать по алгоритму.

Развивающие: развивать навыки коллективной работы, взаимопомощи, самоконтроля, развитие умения самостоятельно анализировать текст, добывать знания и делать выводы; развитие познавательного интереса; развитие мышления учащихся; развитие умений общаться в группах, сотрудничать; развитие правильной речи учащихся, формировать способность к рефлексии: фиксированию собственных затруднений по теме «Линейные неравенства с одной переменной и их систем», выявление их причин; тренировать способность к анализу, сравнению, выявлению существенных свойств, к использованию изученного алгоритма решения неравенств;

Воспитательные: воспитывать внимание, математическую зоркость, культуру речи. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение сопереживать, веру в себя. Воспитывать у учащихся познавательную активность, развивать навыки самоконтроля, самостоятельности.

Цели УУД:

Формирование коммуникативных УУД – учить высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий таких, как числовые неравенства, свойства числовых неравенства, числовые промежутки; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках, задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Формирование познавательных УУД – предлагать мыслительные операции в ходе поиска решения неравенства, применять правила – определение решения неравенства, перенос слагаемых, приведение подобных слагаемых, свойства неравенств, изображение решений неравенств на координатной прямой, запись ответа.

Формирование регулятивных действий – научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному алгоритму, научить контролировать свою речь, помочь адекватно оценивать выполненную работу, проверять результаты вычислений, адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки, оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности.

Задачи урока:

• Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

• Уметь применять свойства неравенств и алгоритм решения неравенств.

• Развивать математическое мышление.

• Воспитывать чувство взаимопомощи.

• Правильно оценивать свой труд

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки с заданиями самостоятельной работы, пробирки, индикаторная бумага.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Доброе утро, друзья мои! Я очень рада видеть вас. (слайд 1) Сегодня мы принимаем гостей, это своего рода праздник. Настроение должно быть праздничным. Но утром каждый из вас сегодня проснулся со своим настроением. А каким было это настроение? Женя, с каким ты сегодня проснулся настроением? Посмотрите, ребята, у каждого было настроение свое: отличное, хорошее, не очень хорошее (слайд 2). Как же связано настроение с нашим сегодняшним уроком, с математикой?

Математика тесно связана с жизнью, только жизненные ситуации переведены на язык символов. Если мы с вами сказали, что с утра мы по своему настроению не одинаковые, разные, не равные, так о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? О неравенствах, правильно. Несмотря на то, что мы с вами разные, неодинаковые, но тем не менее мы каждый день должны с вами собираться, общаться, учиться, взаимодействовать. Раз мы все месте с вами собрались, то мы как неравенства объединились во что? В систему.

Нам осталось сформулировать тему нашего урока: «Решения линейных неравенств с одной переменной и их систем».

Какую цель нужно поставить перед собой на уроке? Наша цель на уроке – обобщить знания и закрепить учебный материал по теме «Решения линейных неравенств с одной переменной и их систем». Повторить, проверить, закрепить, систематизировать, сделать выводы.

Также сегодня вы сделаете очередной шаг навстречу большой цели – итоговая аттестация. Я с радостью помогу вам сделать этот шаг.

У каждого из вас на столах лежат оценочные листы. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем решать задания. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу: в оценочных листах отметить «+» в соответствующих столбцах: справился с задачей самостоятельно; справился с задачей вместе с классом или соседом по парте, т. к. возникали сложности; возникло много вопросов, на которые не удалось ответить на уроке.

II. Актуализация знаний.

1. “Корзина” идей (слайд 6)

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев).

Историческая справка. Сравнивать числа люди научились еще много тысячелетий тому назад. Еще в «Началах» Евклида было доказано одно из первых неравенств. Мы c вами вспомнили основные определения и понятия темы. А кто и когда первым стал применять символы больше, меньше, которыми мы пользуемся сейчас?

Историческая справка (слайды 7-9)

III. Закрепление изученного материала

1. Верно или нет (да-1, нет-0) (слайд 10)

1) Является ли число 12 решением неравенства 2х>;10?

2) Является ли число - 6 решением неравенства 4х>;12?

3) Является ли неравенство 5х-15>;4х+14 строгим?

4) Существует ли целое число, принадлежащее промежутку

[-2,8; -2,6]?

5) При любом ли значении переменной а верно неравенство

а +4 >о?

6) Верно ли, что при умножении или делении обеих частей неравенства на отрицательное число знак неравенства не меняется?

7) Верно ли, что при переносе слагаемых из одной части неравенства в другую знак неравенства не меняется?

Проверка 1010100 (слайд 11)

2. Установите соответствие (слайд 12)

Установите соответствие между неравенствами и числовыми промежутками:

1. 3x > 6 а) (- ; - 0,2]

2. -5х 1 б) (- ; 15)

3. 4х > 3 в) (2; +)

4. 0,2х < 3 г) (0,75; +)

3. Найди ошибку (слайд 13)

4. Решение системы неравенств (слайд 14)

Решите систему неравенств

5 + 2х < 0

2 - 3х > -4

IV. Практическое применение неравенств (химический опыт)

(слайд 15-17)

Конечно же, существует неразрывная связь между науками и математикой. Например, математика тесно связана с химией. Учитель просит обучающихся продемонстрировать, как неравенства связаны с химией, а так же, как их можно применить в повседневной жизни.

Сейчас мы проведем небольшой химический эксперимент. У нас есть три пробирки с бесцветным раствором. Необходимо определить вид среды раствора. Из курса химии мы помним, что среда раствора может быть кислая, нейтральная или щелочная. В каждый раствор опускаем индикаторную бумагу. Происходит следующее: индикатор окрашивается в соответствующий цвет. С помощью эталонной шкалы мы устанавливаем среду каждого раствора.

Если показатель 0 pH < 7, то среда кислая;

Если показатель pH = 7, то среда нейтральная;

Если показатель 7< pH 12, то среда щелочная

Вывод:

1. индикатор окрасился в красный цвет, показатель 0 pH < 7, значит среда первого раствора кислая, т. е. имеем кислоту в 1 пробирке;

2. индикатор окрасился в фиолетовый, показатель pH = 7, значит среда второго раствора нейтральная, т. е. у нас была вода во 2 пробирке;

3. индикатор окрасился в синий цвет, показатель 7< pH 12, значит среда третьего раствора щелочная, значит в 3 пробирке была щелочь.

Зная границы показателя pH можно определить уровень кислотности почвы, мыла, многих косметических средств.

V. Углубление и расширение знаний

2 часть. Задание № 21 (слайд 18-19)

1) Решите неравенство:

2) Решить самостоятельно с последующей самопроверкой:

((х)>

Ответ:

VI. Проверка усвояемости изученного материала.

Интеллектуальное лото (приложение 1) (слайд 20)

Обучающиеся выполняют задания на карточках. На обратной стороне карточек слова из цитаты. По группам из слов собирается цитата.

1 группа: Умные, дорожите неравенством с глупцами.

2 группа: Честные, гордитесь неравенством с подлецами.

«Умные, дорожите неравенством с глупцами.

Честные, гордитесь неравенством с подлецами.

Города должны быть непохожи, как люди.

Люди непохожи, как города.

Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда»

Александр Володин (1919 - 2001)

IV. Рефлексия

Лист самоконтроля

___

(фамилия имя)

№ п/п Задания Справился с задачей самостоятельно без ошибок Справился с задачей вместе с классом или соседом по парте, т. к. возникали сложности Вопросы, которые возникли при выполнении задания

1 Верно или нет (да-1, нет-0)

2 Установите соответствие

3 Найди ошибку

4 Решение системы неравенств

5 2 часть. Задание № 21

6

Интеллектуальное лото

7 Индивидуальная карточка

Поставь точку в каждом секторе

V. Домашнее задание: индивидуальные карточки

Учащиеся сдают оценочные листы.

Учитель: «Спасибо за урок. До свидания!»

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект открытого занятия «70-летие Победы»Конспект открытого занятия «70-летие Победы» Тема: «70-летие Победы» Цель: подготовка семей воспитанников ко Дню Победы. Задачи: обобщить знания детей о Великой Отечественной войне;.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в 9 классе «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем»
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 00:38
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

23 февраля. День защитника Отечества

23 февраля вся Россия, а также Беларусь, Киргизия и Таджикистан отмечают День защитника Отечества. Это праздник всех, кто с оружием в руках защищал Родину и всех, кому предстоит в будущем надеть военную...

Картотека загадок про весну для 2 класса
Совсем скоро наступит долгожданная весна! Это подборка загадок для второго класса. Буду рада, если кому-то пригодится. Рыхлый снег на солнце тает,...
Проект «Игрушки» в младшей группе
Паспорт проекта «Игрушки» Вид проекта: творчески – игровой, краткосрочный. Дата реализации проекта: 1-30 сентября Участники проекта: дети, родители,...
Спортивное развлечение «А, ну-ка, мальчики!» в младших группах
Цель: Формировать первые впечатления о «Папином празднике» - явлении общественной жизни, а также военных мужественных профессиях. Задачи: Образовательные:...