Лучший педагог года

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе: «Путешествие по Древней Руси. Чтение былины «Вольга и Микула»

Софья Манина
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе: «Путешествие по Древней Руси. Чтение былины «Вольга и Микула»

Цель: Дать детям начальные сведения о Древней Руси, жизни крестьян,и первых князей Киевской Руси, познакомить с новой былиной, подчеркивающей колорит жизни людей в те давние времена.

Задачи: Сообщить некоторые сведения об эпохе Древней Руси : в те времена во главе государства стоял князь (познакомить детей с первыми князьями Киевской Руси : Игорем, Святославом, Владимиром Красным Солнышком, Ярославом Мудрым). У князя была дружина. Ежегодно князь собирал со своих крестьян дань (часть собранного урожая, скота, изготовленных ремесленниками изделий).

Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе: „Путешествие по Древней Руси, Чтение былины „Вольга и Микула“» размещена в разделах

Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Вольга и Микула". Используя разные средства выразительного чтения передать напевность, колорит, своеобразие слога былины. Обогатить словарь словами и выражениями: князь, дружина, оратай, пахарь, соха, дань.

Продолжать знакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о земле, о хлебе. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице и поговорке заключена народная мудрость.

Продолжать формировать фонематическое восприятие звуков детьми, дифференциацию похожих по звучанию звуков.

Материал к занятию :

1. Серия картинок «Как наши предки выращивали хлеб».

2. Картинки первых русских князей и исторических событий и достопримечательностей того времени:

1. Князь Игорь.

2. Князь Игорь собирает дань.

3. Князь Святослав.

4. Князь Владимир Красное Солнышко.

5. Князь Ярослав Мудрый.

6. Чтение народу «Русской правды»

7. Золотые Ворота в Киеве.

8. Софийский Собор в Киеве.

3. Текст былины «Вольга и Микула»

4. 2 письма от князя Вольги.

5. 5 пословиц о земле и хлебе.

6. Игра на дифференциацию звуков, скороговорка, «щифровка».

Предварительная работа: Чтение былин о русских богатырях, беседы по содержанию былин, рассматривание иллюстраций, знакомство с картиной Васнецова «Три богатыря» и беседа по ней.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с историей Руси и с былинами.

Что же такое былина и чем же она отличается от сказки? (ответы детей)

Вспомните, какие былины мы с вами уже читали. (ответы детей)

Кто же главные герои в былинах? (ответы)

Давным-давно, в Древней Руси люди жили совсем не так как мы с вами. В то время не изобрели еще ни компьютеров, ни других умных машин, помогающих людям. И люди делали все сами вручную.

Вспомните русскую народную сказку «Мальчик с пальчик».

Какую работу выполнял отец «мальчика с пальчика»? (работал в поле)

Да, он был крестьянин и работал в поле, выращивал хлеб.

Кто такие крестьяне? (ответы детей)

Давайте посмотрим картинки и вспомним, как раньше, в старину, люди выращивали хлеб. (рассматривание картинок и краткое их описание)

Ребята, послушайте древнерусские пословицы и поговорки о земле и о хлебе:

1. Что посеешь, то и пожнёшь.

2. Земля - кормилица наша.

3. Хлеб всему голова.

4. Худ обед, когда хлеба нет.

5. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

6. Ой, ребята, а здесь вместо пословицы какое-то послание. Прочитаем? «Здравствуйте ребята, други мои дорогие. Меня зовут Вольга Святославович. И жил я давным-давно, более тысячи лет назад в Киевской Руси. Я знаю – вы ребята умные и хорошие, и я приглашаю вас в гости. Как ко мне попасть, спросите вы? Встаньте прямо, расставьте руки в стороны, закройте глаза, прокрутитесь 1 круг и четко, дружно произнесите 3 раза заклинание: «СА-ЗА-ЗУМ». И вы сразу же очутитесь в Древней Руси

Дети пермещаются во времени.

(Физкультминутка) :

Ой, а мы и правда переместились. Смотрите, и мы превратились в крестьян Древней Руси. Вот и солнышко всходит – утренняя заря – пора пахать землю. Как пахаря звали в древности, помните? (орАтай) Чем будем пахать? (Сохой) – имитация. А теперь сеять… что? (рожь, пшеницу) – имитация. Взошла рожь, подрастает. Ветерок между колосьями пробежал, вот так: «сссссс» А теперь подул ветер сильнее. (дуют на ладошку со всей силы) Качается рожь… - имитация. Стихает ветер (дуют тихо) Ветерок между колосьями гуляет: «сссссс» Комары пищат : «зззззз» Вот и дождик пошел (запрыгали капельки по земле) – имитация. Созревает рожь, наливается. Пора ли жать? Проверьте. Как в старину проверяли, созрели ли колосья? (пробуют зернышко «на зубок») имитация. Чем будем убирать? (серпом жать, или косой косить.) - имитация: мальчики косят, девочки серпом жнут. Что делаем с колосками? Связываем в снопы, кладем на телегу и везем на ток. На току будем обмолачивать. Чем? (цепом или молотилом бьем) – имитация. Что с зерном теперь делаем? На мельницу везем и мелем муку. – имитация работы лопостей ветряной мельницы. А из муки что? (замесим тесто и испечем хлеб) Вот так вот хлеб попадал на стол людей в Древней Руси. Вот как нужно было потрудиться, чтобы хлебушка поесть. Ох, тяжела работа у крестьян.

Но где же Вольга Святославович? Пойдемте его поищем. Смотрите – закрыты ворота… и, кажется, попасть мы туда сможем, только пройдя испытания. Справитесь?

1. Игра «Какое слово здесь лишнее?» (на дифференциацию звуков «з-с», «з-зь», «с-сь»)

- Соха, Солнце, Зной, Солома

- колоС, обоЗ, волоС, откоС

- Земля, Зелень, Сено, Зерно

- Сеять, Собирать, Сошка, Стог

- Змея, Зерно, Заря, Забота

2. Прочитать и сказать быстро скороговорку:

- Стоит воз овса, возле воза – овца. (сначала медленно, потом быстрее, затем быстро)

3. Расшифруй слова (первые буквы – картинки) :

слова – «Русь» (рак, утка, слон, ь) и «князь» (кот, носорог, ящерица, заяц, ь)

Молодцы! Теперь мы сможем увидеть то, что там спрятано. (Доска переворачивается – там 8 картинок, повернутых тыльной стороной наружу. Они будут переворачиваться по мере рассказа о них.)

Так вот, в Древней Руси, в те времена во главе государства стоял князь. Хотите посмотреть на первых князей Древней Руси? Киевской Руси - так ее тогда называли. Потому что главным городом в то время был «стольный град Киев». «Стольный» – что обозначает? (столица) Давайте посмотрим:

1. Киевский князь Игорь. Игорь Рюрикович. Он жил более тысячи лет назад. И его считают первым князем на Руси. (Жил с 878 по 945 г., правил с 912 по 945 г.)

У каждого князя была дружина. Что такое дружина? (это его войско, его воины.) Как вы думаете, какое слово мы очень часто с вами говорим и оно похоже на слово «дружина»? (дружба) Да – случись беда, кто первый придет на помощь? (друг, друзья) Вот и княжеское войско в то время называли дружиной.

Ежегодно князь собирал со своих крестьян дань. Дань – это то, что отдавали крестьяне князю. Что это могло быть? (часть собранного урожая, скота, изготовленных ремесленниками изделий).

2. А здесь мы видим, как князь Игорь собирает дань.

3. Князь Киевский и Новгородский Святослав Игоревич. (Жил с 942 по 972 г. правил с 945 по 972 г.) Когда убили его отца – Князя Игоря, Святославу было всего 3 годика. И пока он был совсем мал, вместо него правила Русью его мать - княгиня Ольга. А когда Святослав подрос – он стал Киевским князем.

4. Великий князь Киевский и Новгородский Владимир Святославович. (Жил с 960 по 1015 г., правил с 978 по 1015 г.) У него было много имен. Его по-другому называли Владимир Святой и Владимир Великий. А так же Владимир Креститель. Потому что он первый из русских князей крестился и ввел христианскую религию на Руси. После этого на русских землях было построено много соборов, храмов и церквей. А еще его звали Владимир Красное Солнышко. (помните, мы с вами читали недавно в былине о Соловье Будимировиче)

5. Великий князь Ярослав Владимирович. (Жил с 978 по 1054 г., правил с 1016 по 1054 г.) Он вошел в историю под именем Ярослав Мудрый. Сначала он был Ростовским князем, потом Новгородским, а потом и Киевским. При Ярославе Мудром была составлена «Русская правда» - это самый первый сборник законов. В то время книг как таковых еще не было, но были свитки, на которых писали. И все законы были написаны на таких свитках и соединены в один сборник, как в книгу.

6. А здесь старец читает народу «Русскую правду» в присутствии самого князя Ярослава Мудрого.

7. В те времена было много воин. И на города часто нападали враги. Поэтому города укреплялись высокими толстыми стенами. Вот при Ярославе Мудром город Киев стал еще больше, чем раньше, и тогда вокруг него построили высокую стену с Золотыми воротами. Они не были из золота, их просто так называли. Вот эти ворота. С тех пор прошла почти тысяча лет, и ворота много раз перестраивались, но их всегда старались сохранить такими, какие они были при Ярославе Мудром. Сейчас в Киеве вот эти, настоящие Золотые ворота – музей.

8. А это Софийский Собор в Киеве. Когда на Киев напали враги – печенеги, киевское войско разбило их и в честь этой победы Ярослав Мудрый «на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии» - Софийский Собор.

Вот мы с вами и познакомились с первыми князьями Древней Руси.

Вот, посмотрите – здесь еще одно послание: «Ребятушки, други мои, простите великодушно, что я не смог встретить вас. Мне надобно было срочно оседлать коня моего вороного и уехать на войну с печенегами, которые снова напали на нашу Русь-матушку. А вам, в знак благодарности, что вы приехали, я дарю одну из былин обо мне

Давайте ее послушаем? Называется она «Вольга и Микула».

(Дети рассаживаются на ковре по турецки. Чтение былины "Вольга и Микула".)

Ребята, вам понравилась былина? Давайте мы в группе нарисуем рисунки по мотивам этой былины и отправим их Вольге Святославовичу? Я думаю, ему они понравятся. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Дети возвращаются, используя заклинание «СА-ЗА-ЗУМ», обратно.

*** Если дети устали или занятие затянулось - прочитать былину можно потом, например перед тихим часом, или во второй половине того же дня.

Публикации по теме:

«Тысячелетие крещения Руси». Конспект занятия-беседы в старшей группе«Тысячелетие крещения Руси». Конспект занятия-беседы в старшей группе Цель: формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, формировать представление о значимости крещения, принятия православия,.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Крещение Руси» Цель: приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям, а также желание следовать им. Задачи: 1. Учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе: «Путешествие по Древней Руси. Чтение былины «Вольга и Микула»
Опубликовано: 20 декабря 2014 в 17:32
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД