Папки-передвижки

Конспект открытой НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

Ирина Сергеевна Кондратенко
Конспект открытой НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Посуда»

Разработали: Воспитатель высшей квалификационной категории - Купченко Людмила Николаевна

Публикация «Конспект открытой НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР» размещена в разделах

Учитель-логопед первой квалификационной категории - Кондратенко Ирина Сергеевна

Цель: развитие связной речи детей, уточнение и расширение представлений детей о посуде.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• познакомить детей с историей возникновения и совершенствования предметов посуды, показать историю эволюции посуды.

• закреплять и расширять знания о свойствах глины и камня.

• систематизировать и обобщить знания детей о посуде; материала, из которого она сделана;

• расширять и активизировать словарный запас детей по теме : «Посуда» (братина, ставец, кубок, черпак, блюдо, самовар, ковш, миска глиняная, стеклянный, металлический, каменный век).

• совершенствовать грамматический строй речи : образование относительных прилагательных (из стекла – стеклянная);

• обучение составлению описательного рассказа по модели.

Коррекционно-развивающие :

• закреплять умение пользоваться в речи распространённым предложением.

• закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.

• продолжать развивать плавный длительный выдох.

развивать зрительно-пространственные восприятия и представления;

развивать артикуляционную моторику.

развивать мелкую моторику.

развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, сравнения, обобщения).

Коррекционно-воспитательные:

• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми.

• воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, активности, внимательности.

развитие умения слушать партнёра, не перебивая, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательным.

• воспитание бережного отношения к посуде.

Интеграция образовательных областей:

На занятии была связь со всеми образовательными областями:

«Социально-коммуникативное развитие» (развитие общения и взаимодействия детей с педагогами, сверстниками, формирование позитивной установки к занятию;

«Познавательное развитие» (знакомство и усвоение нового материала);

«Речевое развитие» (ответы на вопросы, составление предложений, рассуждения, составление описательного рассказа о свойствах предмета по модели, заучивание стихотворения);

«Художественно-эстетическое развитие» (Закрепление знаний о свойствах глины и камня, развитие слухового внимания и памяти)

«Физическое развитие» (манипуляции с глиной и камнем, зрительная гимнастика, ориентировка в пространстве).

Форма организации: подгрупповая.

Категория возраста: дети 6 - 7 лет.

Предварительная работа: чтение К. И. Чуковского «Федорино горе», Сказок: "Муха-Цокотуха", "Дудочка и кувшинчик", "Горшочек каши", рассматривание посуды и беседа о её назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит; беседа о деятельности Петра I.

Образовательные технологии:

• Информационно – коммуникативная;

• Технология исследовательской деятельности.

Материалы и оборудование:

Телевизор, проектор, интерактивный стол, компьютер.

Глина и камни (по количеству детей, подставки под глину и камни, сундук маленький, свиток из бересты с письмом, волшебный мешочек, сухая глина, молоток, ориентиры эпох, модель для описания свойств камня и глины, посуда (глиняная, металлическая, деревянная, пластмассовая, стеклянная, сундук большой, изображения посуды с смайликами.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Логопед: Ребята, посмотрите, что необычного вы видите в группе? (ответы детей) Я вам принесла волшебный сундучок, а вы догадываетесь, что в нем? (дети открывают сундучок и видят кусочек сухой глины и свиток с надписанным посланием о путешествии: Я волшебный сундучок из прошлого приготовил вам подарки, но чтобы их найти, вам придётся отправиться в путешествие и выполнить задания). Как вы думаете что можно сделать из этого куска глины? (Ответы детей) Попробуйте отгадать загадку и узнаете о чём мы будем сегодня говорить.

Если б не было ее

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп налить

И котлетку положить.

Что это? (Посуда) Что такое посуда?

Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли посуда была такой как сейчас? (Нет)

А вы хотите узнать об истории появления посуды?

Мы, предлагаем отправиться в путешествие по Реке Времени. Время течёт так быстро, как вода в реке. На пути нам будут встречаться острова, мы узнаем много нового и интересного. А помогут нам путешествовать вот эти часы. (СЛАЙД)

Тик-так, тик-так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В Каменный век мы попадём.

(на телевизоре картинка с каменным веком)

Воспитатель: Ищите где здесь каменный век? (сопоставляют картинку на телевизоре с картинкой в группе). Когда появилась первая посуда?

Как вы думаете, из чего люди делали посуду? Почему? (ответы детей, то что они знают об этих материалах)

А как узнать удобно ли было пользоваться такой посудой? (ответы детей)

Посмотрите, что вы видите на столе? (глина и камни)

Воспитатель: Какой камень на ощупь? (берут взрослые, а за ними и дети)

Логопед: Что с ним будет, если мы его помнём? (дети мнут, а педагог подводит к тому, что он не мнётся, потому, что он твёрдый).

Воспитатель: А можно ли его раскатать? Давайте попробуем.

Логопед: Что с ним произошло, когда мы его раскатывали? (педагог подводит к тому, что камень нельзя раскатать, потому, что он твёрдый).

Воспитатель: А давайте его разделим. (производим действие, а педагог подводит к тому, что он не делится на части.

Логопед: А как проверить прочный он или нет? (ответы детей)

Давайте ударим по нему молотком. Что произошло? (педагог подводит к тому, что он не разбился, потому, что твёрдый и прочный).

Воспитатель: Расскажите, что вы узнали о камне по схеме. (ответы детей)

Логопед: Теперь рассмотрим глину. Какая она на ощупь? (берут взрослые, а за ними и дети)

Логопед: Что с ней будет, если мы её помнём? (дети мнут, а педагог подводит к тому, что она мнётся, потому что она мягкая).

Воспитатель: А можно ли её раскатать? Давайте попробуем.

Логопед: Что с ней произошло, когда мы её раскатывали? (педагог подводит к тому, что изменила форму).

Логопед: И что мы можем о ней сказать?

Дети: Глина меняет форму, потому что она мягкая, влажная, липкая.

Воспитатель: А давайте её разделим. (производим действие, а педагог подводит к тому, что она делится на части).

Логопед: А как проверить прочная она или нет? (ответы детей)

Давайте ударим по ней молотком. Что произошло? (педагог подводит к тому, что глина не бьётся, потому что она влажная и мягкая).

Воспитатель: Вспомните, а что было в сундучке? А какая там глина? (сухая) Можно ли её разбить? (педагог подводит к тому, что её можно разбить, потому что она непрочная).

Логопед: Расскажите, что вы узнали о глине, вот по этой схеме. (ответы детей)

Воспитатель: Да посуду стали делать из глины, но она была непрочной. А какой подарок нам оставил каменный век?

А, вы хотите узнать, какая посуда появилась потом?

Давайте поплывём дальше по нашей Реке Времени на следующий остров.

Тик-так, тик-так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В древность мы попадём.

Это Великая Русь.

(на телевизоре картинка с избой)

Воспитатель: Ищите где здесь Великая Русь? (сопоставляют картинку на телевизоре с картинкой в группе)

Скажите, может, вы знаете, из чего делали, посуду на Руси? Как её делали? Какими целебными свойствами обладала?

В это время традиционно посуда была деревянной. Почему её делали из дерева? (Говорят дети.)

Логопед: Посмотрите сколько разной посуды, сделанной из дерева было на Руси. Как она называется? И для чего нужна? (ответы детей)

Воспитатель: В каждой клеточке волшебного квадрата изображена посуда. Только одна клеточка пустая. От нее мы будем прослеживать глазками, и называть предмет, который я загадала.

Например: две клеточки вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, какая посуда находится в этой клеточке квадрата.

Воспитатель: Ребята, а это что за сундук? (ответы детей) Испокон веков люди сочиняли сказки и рассказы.

Вот у меня сундучок, а в нём разная посуда. Назовите кто же хозяин (достаёт их сундука кувшин и тарелку, три деревянные миски и ложки, маленький самоварчик, два глиняных горшочка.)

Кувшин и тарелку подарили лиса и журавль, миски и ложки - три медведя, самоварчик - горшочки - Красная Шапочка, девочка из сказки "Горшочек каши", Вини-Пух, Федорино горе, «Дудочка и кувшинчик»

Например: Этот кувшин из сказки «Лиса и журавль»

Этот чашка из сказки «Муха – Цокотуха»

Этот горшочек из сказки «Горшочек каши» и т. д.

Логопед: Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Муха Цокотуха пьёт чай – губы трубочкой подуть на горячий чай.

Тараканы пили чай и были очень довольны «улыбочка»

Лиса облизывала мордочку языком – «Вкусное варенье»

Мишутка пьёт из чашки - покажем, какая была «чашечка» у мишутки.

Воспитатель: Пора плыть дальше по нашей Реке Времени на следующий остров.

Тик-так, тик-так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В Царские времена мы попадём.

(на телевизоре картинка с Петром I)

Воспитатель: Ищите где здесь Царские времена? (сопоставляют картинку на телевизоре с картинкой в группе)

Как вы думаете, кто это? (ответы детей) А чем ещё он знаменит? (ответы детей).

Логопед: А вы знаете какая бывает металлическая посуда? (Дети говорят о посуде)

Выберите карточки и разделитесь на группы. (логопед и воспитатель параллельно проводят игры)

Логопед: Игра «Чего не стало?» (на интерактивном столе)

Посмотрите на посудную полку.

Назовите, дети, что на полке стоит?

Ответы детей : На полке стоит чайник (тарелка, кубок, братина, стакан, ковш, повар).

Я уберу один из предметов посуды, а вы, открыв глаза, назовёте, чего не стало.

- Запомните, а теперь закройте глаза.

(Ответы детей).

Воспитатель: Дидактическая игра «Что лишнее?»

(воспитатель показывает карточку с изображением посуды 5 картинок – из которых одна лишняя. Дети находят лишнюю картинку и объясняют почему она лишняя.)

Воспитатель: Какая последняя картинка оказалась лишней в вашей команде и в вашей (поварёшка и повар)

Давайте составим предложение с двумя этими словами. (ответы детей)

Логопед: Посмотрите на экран кто там появился Повар. Давайте выучим стихотворение про него.

Заучивание стихотворения по мнемотаблице «Ходит повар в колпаке»

Воспитатель: Вы хотели бы посмотреть какой посуда стала потом? Тогда давайте поплывём по Реке Времени на другой остров.

Тик-так, тик-так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В Современность попадём.

(на телевизоре картинка с современной кухней)

Воспитатель: Ищите где здесь современная кухня? (сопоставляют картинку на телевизоре с картинкой в группе)

Я вам всем задачу дам всё расставить по местам. Расставьте посуду на соответствующую полку.

Стеклянная: стакан, тарелка, блюдо.

Пластмассовая: поднос, ковш, миска

Металлическая: кастрюля, чайник, сковорода

Логопед: Какая посуда стоит на этой полке?

Например: Эта посуда стеклянная, потому что сделана из стекла.

Воспитатель: Шли годы, люди учились использовать новые материалы для изготовления посуды. Давайте вспомним, как называются острова по которым мы путешествовали (ответы детей).

Логопед: Какие подарки мы принесли из нашего путешествия, расположите их в нужной последовательности.

Молодцы! Вам понравилось наше путешествие.

Оценка!

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР КОНСПЕКТ подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей.

Конспект открытой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: • Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (твердый, мягкий); место звука.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «В королевстве Речи» Цель: развитие коммуникативных способностей, активизация речевой деятельности Задачи: Образовательная: упражнять в умении читать по слогам,.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе Тема:"Пересказ сказки А. С. Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде"". Коррекционно-образовательные задачи: Актуализировать знания сказок.

Конспект ООД по развитию связной речи в подготовительной группе. Придумывание конца рассказа В. Бианки «Голубые лягушки» Задачи: 1) Учить детей придумывать завершение рассказа. 2) Учить подбирать соответствующие теме и содержанию речевые формы. 3) Развивать.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Домашние животные»НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Цель: Уточнение и расширение знаний детей о домашних животных. Развитие навыка составления описательного рассказа.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Лунтик» Воспитатель: Готовцева Марина Артемьевна Тема: В гостях.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Ласточка» с применением синквейна.Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Ласточка» с применением синквейна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Составление рассказа-описания.

План-конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Фрукты» Период обучения: I Цель: актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Фрукты» Задачи: --развитие связной речи - пополнение и.

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада «Сказка на новый лад» Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада «Сказка на новый лад» Воспитатель: Рулева Е. Ю. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытой НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 20:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД