Татьяна Морозова
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква и и звук [И]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Познакомить с гласным звуком «И», с печатным написанием буквы «И». Учить читать слоги и слова. Учить различать твердые и мягкие согласные. Закреплять умение определять место звука в слове; умение проводить фонетический разбор слов. Продолжать знакомить с условным обозначением мягких согласных - зеле-ный круг, гласные – красный, твердые согласные – синий круг.
Развивать ориентировку в звуковой системе языка
Воспитывать интерес к чтению.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Буква и и звук [И]“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Материал и оборудование: Демонстрационный материал «Звуки и буквы» (лист 18) Е. В. Колесникова, иллюстрации с картинками: очки, гриб, пила; разрезная азбука большого формата.
Раздаточный материал: набор магнитных букв, слоговые шарики, схема для нахождения места звука в слове.
Методы и приемы: Игровой прием, вопросы к детям, объяснение, показ, самостоятельная работа детей с раздаточный материалом, индивидуальная помощь, итог.
Ход:
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, а с какой, вы догадайтесь сами.
Выставляю на доску лист №18
- Назовите картинки. (Книга, игрушки.)
- Какой одинаковый гласный звук есть в этих словах? («И».)
- Вы правильно отгадали звук, а кто знает, как выглядит буква «И»?
Вызванный ребенок находит среди других букв и показывает букву «И», остальные дети работают с магнитными буквами
- Послушайте, ребята, стихотворение И. Блюмкина.
Очень простая буква «И»,
Ты на рисунок посмотри -
Она похожа на зигзаг -
Вот так!
Игра «Кто внимательный»
- Ребята, сейчас мы с вами проверим, кто у нас в группе самый внимательный. Я буду произносить слова, вы хлопаете в ладоши, если в слове есть звук «И», если звука «И» нет, то хлопать не надо.
Слова: ива, иголка, индюк, рыба, шар, икра, аист, мишка.
Работа детей со схемой Место звука И в трех позициях.
- Ребята, нам нужно определить, где слышится звук «И» в названии предмета.
Воспитатель показывает картинки, примерные картинки для игры: очки, гриб, пила.
Дети называют слово, обозначают на схеме (кладут красный кружок в первый квадратик, в середину или в последний квадратик)
На доске лист №18
- Прочитайте слоги «ЛЫ-ЛИ», «МЫ-МИ», «НЫ-НИ» (одновременно веду указкой, добиваясь слитного произношения).
- Когда звуки произносятся как «Л», «М», «Н»? (Если после них пишется «Ы».)
- А когда - как «ЛЬ», «МЬ», «НЬ»? (Если после них пишется «И».)
Работа в тетради «Слоговые шарики»
- Обведите букву И по пунктирным линиям и напиши в слоговых шариках.
- Прочитайте слоги.
- Закрасьте синим карандашом шарики, если согласный звук твердый, зеленным, если согласный звук мягкий.
- Прочитайте слоги в синих шариках? (МЫ, ЛЫ, НЫ, РЫ).
- Прочитайте слоги в зеленых шариках? (Ми, Ли, Ни, Ри).
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись. Имитация движений.
ЧТЕНИЕ И ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
- Прочитайте слова «малина», «имена» (одновременно веду указкой от начала слова к концу, добиваясь от детей слитного произношения слов).
Провести с детьми фонетический разбор этих слов.
- Назови первый звук в слове «малина»? Первый звук в слове «малина» звук [М]
- Назови, какой это звук? Он согласный, твердый.
- Какой фишкой мы обозначаем согласный звук в схеме? Согласный звук мы обозначаем синей фишкой.
- Второй звук в слове «малина»? звук [А].
- Назови, какой это звук? Он гласный, безударный.
- Какой фишкой мы обозначаем гласный звук в схеме? Гласный звук мы обозначаем красной фишкой.
- Какой следующий звук в слове «малина»? Следующий звук в слове «малина» звук [Л].
- Какой он? Он согласный, мягкий.
- Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный звук в схеме? Мягкий, согласный звук мы обозначаем, зелёной фишкой. Аналогично И, Н
- Последний звук в слове «малина» звук [А].
- Какой он? Он гласный, безударный.
- Сколько звуков в слове «малина»?
- В слове «малина» 6 звуков.
- Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?
- Сколько слогов в слове «малина»?
- В слове «малина» 3 слога.
- Ребята, теперь определим, где в слове стоит ударение, давайте произнесём это слово «малИна»
- Где у нас стоит ударение? На каком слоге? На каком звуке?
- Правильно! Ударение стоит на втором слоге.
Индивидуальная работа с набором магнитных букв.
- Ребята, отгадайте мою загадку, но отгадку нужно не сказать, а записать.
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его… (Лимон)
- Напишите, ребята, слово - отгадку буквами на верхней полосочке, а внизу условными обозначениями (гласные-красным кружком, согласные твердые – синим, согласные мягкие - зеленым). Провести фонетический разбор слова.
- Молодцы, ребята!
- Ребята, скажите, с чем мы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какое задание было для вас самым сложным?
- Молодцы! С заданиями справились отлично.