МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте для старших дошкольников «Звук и буква Й»

Дарья Денисова
Конспект занятия по обучению грамоте для старших дошкольников «Звук и буква Й»

Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников «Звук и буква Й»

Цель: Знакомство со звуком и буквой Й.

Задачи:

- учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й’] в словах, образовывать родственные слова;

- развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память; совершенствовать диалогическую форму речи;

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для старших дошкольников „Звук и буква Й“» размещена в разделах

- воспитывать усидчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.

Оборудование: предметные картинки, картинки на звук Й, карандаши, звуковые пеналы, тетрадь.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а с каким вы ответите позже. Сначала послушайте меня, я произнесу ряд слов, а вы определите какой звук в этих словах слышится последним.

– чай, май, край, змей.

– Догадались? Правильно это звук Й.

– Давайте дадим характеристику звуку Й?

– Это звук согласный, звонкий (горлышко «работает», мягкий всегда. ­

2. В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - «йод», «йога», «йогурт».

Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й) :

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай)

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)

-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)

-Птица, которая хорошо поёт? (Соловей, канарейка)

-Птица, которая умеет говорить? (Попугай)

-Морская белая птица? (чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)

-Городской транспорт? (Троллейбус, трамва)

3. Сейчас поиграем в игру  «Измени слово» так, чтобы в нём появился звук Й. Например: копеечка – копейка.

Отвечать будем по цепочке;

Маечка – майка, заяц – зайчик (зайка, скамеечка – скамейка,

яичко – яйцо, соловушка – соловей, гаечка– гайка 

линеечка – линейка, воробышек – воробей, леечка– лейка.

4. Физминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок,

Стоп. Сели, посидели,

Травушку покушали,

Тишину послушали.

5. Послушайте загадку:

 Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежда в два цвета–

На зиму и лето  (заяц).

 А как ласково назвать зайца? (Зайчик, зайка). Назовите ещё слова – родственники к слову заяц. (зайчиха, зайчата, заюшка, заинька, зайчишка, зайчище, нора чья?хвост чей? туловище чьё? лапы чьи (заячья.).

 6. Звуковой анализ слова зайка

 – Вот сколько много слов назвали, а теперь скажите:

– Сколько звуков в слове зайка? (5)

– Назовите первый звук. Последний звук.  ( 2-ой, 3-й, 4 – й  звуки.)

– Назовите гласные звуки. Сколько гласных звуков в этом слове?  (2 – а, а, значит сколько слогов? – тоже два, напомните правило: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

– Разделим слово зайка на слоги: зай – ка

– Назовите первый слог.  (зай)  Какой он? (Слог - слияние за, й вне слияния).

 – Назовите второй слог.  (ка) Какой он? (Слог - слияние ла.)

 7. Знакомство с буквой Й.

Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.

(На доске)

-Н- надела поясок, И - надела поясок. Буква Н надела ровно, Буква И — наискосок.

Ты ей шапку подари- Станет краткой буква И.

(При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).

А теперь пора и поработать в тетрадях.

8. Итог занятия:

– Скажите, с каким звуком мы познакомились? Какой это звук? Чем понравилось занятие? В чём затруднялись?  Мне очень понравилось,  как вы сегодня занимались и играли в игры. Спасибо всем.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте для старших дошкольников «Звук и буква Й»
Опубликовано: 20 марта 2022 в 13:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД