Ольга Лезенкова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и расширить знания детей о значении воды в нашей жизни, Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты.
Развивающие: совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов, развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов, развивать слуховое и зрительное внимание.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать любознательность, бережное отношение к воде, формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Словарная работа: глобус, модель, пресная, «круговорот воды в природе», фильтр, фильтровать, отфильтровывать, очистительная станция.
Материалы: интерактивная доска, ноутбук, глобус, термос с горячей водой, пластмассовая емкость, холодное стекло, пластиковые стаканчики, ложки, миски с солью, воронки, тарелки, ватные диски, марля, плотная ткань, изображение воздушного шара, схема «Круговорот воды в природе», фильм «Вода в природе», запись шума ветра, мульт-зарядка, салфетки.
Ход:
Дети замечают на интерактивной доске картинку воздушного шара и подходят к доске. Воспитатель начинает беседу с детьми с вопроса: «А кто знает, для чего нужен воздушный шар?»
Дети: На воздушном шаре можно путешествовать.
Воспитатель: А вы хотите отправиться в путешествие на этом воздушном шаре?
Получив утвердительный ответ, воспитатель приглашает детей занять посадочные места.
Воспитатель: Отправляемся в полет! 1-2-3 - лети! (звучит шум ветра) А полетим мы над нашей планетой Земля. Достает глобус. Что это?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно! А вы объясните мне, что такое глобус?
Дети: Это наша Земля только маленькая.
Воспитатель: Да, все верно. Это модель нашей планеты. Именно так наша Земля выглядит из космоса. А что на глобусе обозначено голубым цветом?
Отгадайте загадку и получите ответ:
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как, сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Дети: Вода!
Воспитатель: Да, это вода и, посмотрите, сколько её на нашей планете! Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета голубого цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Где в основном находится вода?
Дети: В морях и океанах.
Воспитатель: А какая там вода на вкус? (ответы детей)
Воспитатель: Годится соленая вода из моря и океана для питья? (ответы детей)
Воспитатель: А знаете, наш воздушный шар оснащен мини-лабораторией. И поэтому мы можем провести небольшие эксперименты прямо здесь.
Давайте узнаем, годится ли соленая вода для питья, проведя эксперимент.
Эксперимент №1.
Дети подходят к столику для экспериментирования. На столе приготовлены стаканчики с кипяченой водой, чашечки с солью, ложечки. Дети насыпают немного соли в воду, растворяют её и пробуют на вкус.
Дети: Нет, соленая вода не пригодна для питья.
Воспитатель: А какая вода годится для питья? (ответы детей)
Воспитатель: Верно. Только пресная вода годится для питья, а такой воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду нужно беречь и бережно к ней относиться (дети занимают свои места).
А вы знаете, где же на Земле запасы пресной воды?
Дети: В кране.
Воспитатель: А как она туда попадает?
Дети: Из трубы.
Воспитатель: А в трубы? (ответы детей)
Воспитатель: Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер.
Воспитатель: Для чего мы используем пресную воду?
Дети: Для приготовления пищи, для стирки, уборки, полива растений, моемся водой.
Воспитатель: Много воды нужно для этого?
Дети: Нужно очень много воды.
Воспитатель: Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Ответ на мой вопрос вы узнаете из фильма. (демонстрация фильма «Вода в природе»)
Воспитатель: Что же мы узнали о воде из фильма?
Дети: Запасы пресной воды всегда пополняются, она находится под землей, стекает с гор, капает с неба, поднимается туманом вверх.
Воспитатель: То есть вода путешествует! Это путешествие воды, как вы узнали из фильма, называется «Круговорот воды в природе».
Воспитатель: А как образуются облака? Давайте поймаем наше облако в емкость.
Проводится эксперимент, который демонстрирует воспитатель.
Эксперимент №2.
Перед детьми ставится демонстрационный столик.
В прозрачную пластиковую емкость выливается горячая вода. Емкость заполняется на 2/3 объема. Сверху закрывается охлажденной прозрачной крышкой. Дети наблюдают за образованием сначала пара, а потом и конденсата.
Пока идет процесс образования конденсата, дети отвечают на вопрос воспитателя: Ребята, а все облака одинаковые?
Дети: Есть легкие и пушистые облака, а есть тяжелые темные грозовые тучи.
Воспитателем снимается аккуратно крышечка и детям показывается влага, готовая сорваться в виде капель.
Воспитатель: Вот наше облако напиталось водой и оно готово пролиться дождем на землю. Капли стряхиваются в емкость. Вот такое дождевое облако у нас получилось!
Воспитатель: Давайте на экране выстроим схему круговорота воды в природе. (Дети под руководством воспитателя рассматривают схему и проговаривают ее.)
Воспитатель: Пора нам немножко отдохнуть. (Выполняется физкультминутка «Капелька»).
Воспитатель: Ребята, у нас на столах в стаканчиках есть вода, но она грязная. Как же сделать так, чтобы вода стала чистой? (ответы детей)
Воспитатель: Я вам предлагаю провести настоящую процедуру очистки воды.
Эксперимент №3.
1 способ:
Воспитатель: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? ( ответы детей: фильтр стал грязным, на нем остались большие кусочки грязи).
Воспитатель: А вода стала чистой? ( ответы детей: нет). Значит, марля задерживает только крупный мусор и пропускает мелкий мусор и грязь.
2 способ:
Воспитатель: А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все ребята профильтровали?
Воспитатель: Посмотрите на фильтры. Какие они? (ответы детей). Правильно здесь и песчинки и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная.
3 способ:
Воспитатель: А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. Отфильтровываем. Посмотрите, вода стала чище? ( ответы детей: да). А что мы для этого сделали? (ответы детей)
Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв и не пропускает самые мелкие соринки.
4 способ:
Воспитатель: Теперь ребята положим в нашу воронку все материалы, которыми мы пользовались, по очереди, слоями. И начнём фильтровать воду. Ребята, что стало с водой? ( ответ детей: она стала ещё чище). А как мы это сделали? (ответы детей)
Воспитатель: Вот примерно так, ребята, происходит очистка воды в очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду.
Воспитатель: Но для идеальной очистки нам нужно профильтровать воду через специальный аквафильтр. Посмотрите. (Демонстрация фильтра). Давайте выльем всю вашу отфильтрованную воду в аквафильтр.
Воспитатель: ребята, пока вода фильтруется, посмотрите на экран. Это очистительные сооружения, где происходит очистка воды.
Воспитатель: Вода необходима всему живому на планете, поэтому ее нужно беречь. Давайте подумаем и сформулируем правила бережного отношения к воде (формулируют дети).
Воспитатель: Вот наша с вами вода и отфильтровалась. Какая она стала? (ответы детей). Но это еще не вся процедура очистки. Остальное делают на очистительных станциях.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Что нового вы узнали? (ответы детей). А сейчас нам нужно возвращаться в наш детский сад. 1-2 - покружись, в детский сад наш воздушный шар возвратись! Вот мы и снова в нашем любимом детском саду. Ребята, мы же знаем стихи про воду. Давайте их прочтем.
Вода — источник жизни,
Источник светлых дней.
Взгляни безукоризненно
В стремительный ручей.
Напиться хочет каждый,
Ты реки береги,
Озера, океаны
И малые пруды.
Река, и озеро, и пруд
Всегда нас летом в гости ждут,
В жару приятно очутиться
И у ручья — воды напиться.
Повсюду, всем вода нужна:
Она и кораблям важна,
Плывут что на морском просторе,
Пшенице, спеющей на поле.
И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить!
Молодцы, ребята, большое вам спасибо!