Получи документы

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Звук. Свойства звука» в старшей группе

Людмила Денисова
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Звук. Свойства звука» в старшей группе

ЦЕЛЬ:

• Обобщение представлений детей о звуке (звук слышим с помощью уха);

• дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки;

• развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

• развитие коммуникативности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

• формировать эмоционально- положительное отношение к окружающему миру и природе.

МЕТОДЫ:

Публикация «Конспект по опытно-экспериментальной деятельности „Звук, Свойства звука“ в старшей группе» размещена в разделах

• игра-экспериментирование;

• моделирование.

ОБОРУДОВАНИЕ:

• стол маленький, таз с водой, предметы, которые тонут;

• аудио запись звука грозы;

• два продолговатых таза с водой на столах, камни, 10 тампонов для

ушей;

• два мяча;

• самодельные музыкальные инструменты, маленький стол;

• металлофон, палочка деревянная;

• магнитная доска, магниты, схемы;

• предметы в группе, издающие высокие и низкие звуки;

• аудио запись с посланием от ребят из подготовительной группы;

• аудио запись п. И. Чайковский «Времена года. Апрель». 1

Ход ЗАНЯТИЯ.

I. Постановка темы занятия.

В. - Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

(Звучит аудио запись звуков)

В. - Послушайте запись. Что вы услышали? (Ответы детей)

В. - Как вы догадались? (Ответы детей)

В. - Ребята, я предлагаю вам послушать тишину. Что можно услышать в тишине?

(Ответы детей)

В. - Ребята, вы не видите птиц за окном, а как вы догадались, что это именно они?

(Ответы детей)

В. - Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он.

И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах.

II. Распространение звука в различных средах.

В. - Кто из вас знает, как распространяется звук? (Ответы детей)

В. - Проведем, эксперимент: подойдите к емкости с водой, возьмите в руки предмет, лежащий на столе. По очереди бросьте предмет в воду. Наблюдайте, что будет происходить.

(Дети выполняют опыт)

В. - Что вы наблюдали на воде? (Ответы детей)

В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне,

распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху.

- Найдите «человечков воздуха» и поставьте схему.

В. - Выясним, только ли по воздуху передается звук. Проведем эксперимент:

1. Возьмите себе один тампон

2. Закройте им правое ухо

3. Левое ухо прислоните к емкости с водой

4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость.

Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем.

(Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, СКОЛЬКО камушков она бросила в емкость).

В. - Как вы догадались, вы же не видели? (Ответы детей)

В. - Где распространяется звук?

Р. - Звуки передавались по воде.

В. - Сделаем вывод: звук может распространяться по воздуху и по воде.

Найдите «маленьких человечков воды» и поставьте их в схему.

В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук.

- Проведем эксперимент:

1. Разбейтесь на пары

2. Возьмите по l-y тампону и по 1-й веревке с ложкой

3. Задание: Послушайте, как звучит ложка. (Ударяю)

Какой был звук? (сильный). Как передавался звук? (по воздуху).

Теперь 1-о ухо нужно закрыть тампоном, а ко 2-му уху прислонить конец веревки, веревку натянуть. Я каждому из вас ударяю по ложке, а вы потом расскажите, что услышали.

Выполняем.

(Воспитатель ударяет по ложкам)

В. - Какой звук был сильнее, когда просто держали веревку в руке, или когда ее прислонили к уху?

(Ответы детей)

В. - Как звук добрался до уха? По какому предмету он бежал? (Д. - По веревке.)

В. - Веревку мы к какой среде отнесем: водной, газообразной или есть другая среда?

Д. - Веревка - это твердая среда.

В. - Вернемся к схеме: мы выяснили, что звук передается по воздуху, по воде и по твердому телу.

В. - Ребята, а вас не удивило то, что звук, который бежал по веревке был сильнее? Хотите знать почему?

(Да)

В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу.

А вторая команда – человечки воздуха (по воздуху в первый раз шел

звук). Как вы должны стоять?

Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе).

В. - Разбегитесь по всей группе.

Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!»

- Посмотрим, кто быстрее.

В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей)

В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче?

( Ответы детей:потому что твердой среды стоят близко друг к другу)

III. Высокие и низкие звуки.

В. - Предлагаю развлечь наших гостей музыкой. Музыкальная пауза.

- Возьмите со стола наши самодельные музыкальные инструменты, встань те вкруг.

По моей команде, я предлагаю вам сыграть любую мелодию, только

погромче, чтобы всем было слышно. Придумали? Начали. «Шумная игра».

В. - Понравилась вам наша «мелодия»? Можно это назвать мелодией? В. - У нас получился шум. Мы издавали шумовые звуки, а они не

всегда приятны для уха. Поэтому композиторы разрешили это противоречие путем подбора звуков, которые приятны для слуха. Они стоят в определенном порядке, а не хаотичны это музыкальные звуки.

Игра на металлофоне.

В. - Послушаем музыкальные звуки. (Играет ребенок)

В. - А сейчас был шум или мелодия? Почему? (Ответы детей)

В. - Звуки бывают шумовые и музыкальные. Есть и еще одно деление звуков на группы.

- А какие это звуки вы мне сами подскажете. Постройтесь в шеренгу и отвернитесь от меня.

- Я сыграю по очереди два звука, а вы определите на слух, какие они.

(На металлофоне извлекаются два звука : один - высокий, другой низкий)

- Одинаковые звуки прозвучали? (Ответы детей)

В. - Верно, музыкальные звуки бывают высокие и низкие. Подойдите к металлофону. Почему l-ый звук низкий, а 2-ой звук высокий?

(Ответы детей)

( Зависит от пластины: длиннее, короче)

В. - Верно, если предмет больше по размерам или длиннее, или толще, то звук - низкий. А если предмет меньше, короче, уже, тоньше, то звук выше.

В. - Совсем забыла, нам пришло звуковое письмо. Пройдите в литературный уголок.

(Слушание звукового письма)

В. - Ребята из 4 группы просят вас найти два разных звуков. Поможем

им?

(Парами дети ищут предметы, которые издают высокие - низкие звуки)

В. - Проверяем, верно ли вы нашли два различных звуков. (Проверка)

В. - А теперь запишем, сохраним наши звуки для ребят 4 группы. (Запись на магнитофон. Прослушать запись).

IV. Итог.

В. - О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей)

В. - Что вы узнали о звуке? (Повтор по схеме)

- За вашу кропотливую, отличную работу я хочу подарить вам прекрасную весеннюю мелодию П. И. Чайковского из альбома «Времена года» Апрель». Может весна примчится к нам, услышав звуки этой мелодии. (Слушание аудио записи).

В. - Наше занятие закончено. Всем большое спасибо.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель: Расширить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, не имеет запаха, формы, цвета, при нагревании нагревается и поднимается.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Свойства воздуха» Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы». Возрастная группа: средняя Тема (в соответствии с комплексно-тематическим.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Воздух и его свойства»Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Воздух и его свойства» .

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Магнит и его свойства» старшая группа .

Конспект опытно-экспериментальной деятельности (в старшей группе) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №153 (МБДОУ Детский сад №153) Конспект опытно-экспериментальной.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства магнита» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Удивительные свойство магнита». Цель: выявить свойства магнита:.

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Автор: Солдатова Татьяна.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект во второй младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Водичка» Конспект во 2 младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Водичка» Задачи: - Формировать у детей представления о свойствах.

Проект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная вода»Проект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная вода» Нет вещества более удивительного и до конца неисследованного, чем обыкновенная вода. Вода вездесуща, она пронизывает оболочки земли и проникает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Звук. Свойства звука» в старшей группе
Опубликовано: 27 октября 2016 в 23:49
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД