Светлана Еренская
Конспект по познавательному развитию «Комнатные растения-спутники нашей жизни»
конспект занятий по познавательному развитию «Комнатные растения – спутники нашей жизни».
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Систематизировать знания детей о комнатных растениях : строении, размножении, условиях произрастания; способах ухода, влиянии на организм человека. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект по познавательному развитию „Комнатные растения-спутники нашей жизни“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Развивать аналитические способности детей при сравнении комнатных цветов, цветов и человека. Уточнить первоначальные представления детей об органах дыхания и их функциях. Воспитывать бережное отношение к чистоте природы; привлечь их внимание к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.
Укрепить интерес ребят к уходу и наблюдениям за растениями.
Обучать детей умению описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Ввести в словарь детей более точные определения внешнего вида отдельных частей растений : например, стебель вьющийся, листья шероховатые, край листа с зубчиками, а также название органов дыхания: нос, дыхательное горло (трахея, легкие.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдения за комнатными растениями, обучение
способам ухода за ними во время дежурства. Проведение опытов: выращивание растений с недостатком влаги (алоэ, бальзамин, с недостатком света-горошины из бумаги на бегонии; работа по пересадке и размножению растений.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: комнатные растения - бальзамин, хлорофитум,
узамбарская фиалка, бегония Рекс, алоэ, пеларгония; клеенки, лейка, ножницы, фартуки, салфетки, баночка с водой, горшочек с землей ; проигрыватель, пластинка "Вальс цветов" П. И. Чайковского (из балета "Щелкунчик"); приглашения для детей на "Бал цветов", конверт с письмом, предметные картинка для игр, таблица "Органы дыхания".
Ход занятия :
- Дети, я получила интересное письмо. Оно пришло из царства цветов. Оттуда, где живет маленькая Дюймовочка и прекрасные Эльфы. Написала его Фея Цветов. Слушайте (читаю письмо) : "Дорогие дети! Скоро у нас состоится бал Цветов. Но чтобы получить приглашение на бал, вы должны рассказать, любите ли вы комнатные растения, знаете ли вы, как за ними ухаживать. Спешите показать свои знания и получить приглашения на бал. Желаю вам всем удачи! Фея Цветов".
- Вот эти красивые приглашения (показываю). Если вам хочется побывать на балу Цветов, то давайте поговорим о комнатных растениях. У нас в группе их много. Как вы думаете, для чего мы их посадили?
- Чтобы было красиво и уютно.
- Чтобы воздух был чище.
- Чтобы мы наблюдали и ухаживали за ними.
- Они отпугивают вредных насекомых, моль.
- Есть лекарственные, лечат людей.
- Правильно, дети! Проходят годы, но сохраняется наша любовь к вечнозеленым спутникам - комнатным растениям. Зимой, когда земля покрыта снегом, а деревья гнутся от порывов ветра, наш глаз радуют зеленые веточки или цветок, распустившийся в комнате.
На балу Цветов нам придется встретиться со многими комнатными растениями и, конечно, нужно знать их названия. Давайте вспомним, какие растения мы выращиваем в нашей комнате? (Бегония Рекс, узамбарская фиалка, бальзамин, герань, традесканиия, хлорофитум).
- Скажите, пожалуйста, всегда ли растениям хорошо? (Нет). А как узнать, что им плохо? (Есть растения с пыльными листьями, а значит им тяжело дышать; в горшках бывает сухая земля, значит им недостает влаги; а желтые листочки говорят о том, что растениям не хватает света, а может быть недостаток или избыток влаги).
Как таким растениям помочь? (Листья крупнолистовых растений протереть влажной тряпочкой, листья с волосками почистить щеточкой, землю полить и порыхлить, внести подкормку.)
ИГРА «ЧТО ГДЕ РАСТЕТ?»
Стихотворения (читают дети) :
На окне цветок колючий Этот доктор Айболит
Смотрит за околицу. На моем окне стоит.
Вы его не троньте лучше, Как у ежика иголки,
Очень больно колется. Весь зеленый, будто елка.
(Кактус) Кашель есть? А насморк есть?
Бистро вылечу я всех.
(Каланхоэ)
Брел в траве росистой На окошке у травы
Фонарик золотистый, Ноги выше головы,
Потом померк, потух А у бедного цветочка
И превратился в пух. Три лиловых лепесточка.
(Одуванчик) (Традесканция,
хлорофитум)
- Дети, все ли в этих загадках цветы комнатные?
- Нет, одуванчик-луговой.
ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ "ЦВЕТЫ".
(Звучит музыка П. И. Чайковского "Вальс цветов".)
- Закройте глаза и представьте, дети, что вы цветы. Цветы растут, тянутся к весеннему солнышку, поворачивается к нему то одной стороной, то другой. Вот солнечный лучик коснулся цветка (воспитатель обходит детей, гладит каждого по щеке, руке, голове, говорит хорошие добрые слова, пробежался по стебельку, зарядил его жизненной энергией и укрепил его. Наступает вечер, лепестки цветка закрываются и отдыхают.
- Цветы любят солнышко, а мы? (Тоже).
- Чем еще цветы похожи на тебя? (Любят солнце, свет, тепло, влагу).
- Живые: растут, цветут, размножается, дышат, умирают,
- Чем цветы дышат? (Листочками, корнями).
- А мы?
- Легкими.
Цветы помогает нам дышать. При дыхании выделяет кислород, необходимый нам, а поглощают углекислый газ, вредный для нас. Давайте, дети, посмотрим, как путешествует воздух в нашем организме. (Используется таблица "Органы дыхания". Дети с помощью воспитателя рассказывают по таблице).
- Что происходит с воздухом, когда он попадает в нос? (Согревается, очищается.) С чем можно сравнить нос? (С фильтром, печкой).
- Почему? Обоснуйте свой ответ.
Внутри носа множество маленьких ресничек, к которым, как муха к липкой бумаге, прилипают пылинки, соринки. Затем очищенный и согретый воздух попадает в дыхательное горло (трахею, идет по нему и легким, а из легких кровь разносит кислород по всему организму.
- На что похожи легкие? (На два воздушных шара). Положите руку на грудь, вдохните глубоко. Что заметили? (При вдохе надувается, при выдохе уменьшаются).
- Какой главный орган дыхания?
- Легкие.
-Почему вы так думаете? А почему важно дышать чистым воздухом?
- Чтобы не болеть, уберечь органы дыхания от болезней. Что мы с вами можем сделать, чтобы воздух на земле стал чище?
- Вышивать комнатные растения, зажать деревья, следить за чистотой в группе и в окружавшей природе, протирать пыль, проветривать комнату, если в группе воздух сухой и трудно дышать, обрызгивать растения и т. д. Если наше здоровье зависит от растений, то как мы можем их называть? (Наши помошники, друзья, спутники, зеленые санитары и т. д.)
ИГРА «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
ПРОБЛЕМНАЯ СУТУАЦИЯ
- Если растения очищают воздух, то почему, когда Незнайка лег спать в маленькой комнате, где много цветов, у него заболела голова? Как вы думаете?
ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
- В этой игре нужно отгадать загадку. Найти отгадку по картинке.
- Дети, чтобы растения выделяли кислород, которым мы дышим, им нужно солнце, солнечный свет, а ночью этого нет. Ночью темно и растения начинают дышать чистым воздухом - кислородом, а выделяют |углерод.
- Ребята мы ответили на все вопросы справились с всеми сложными заданиями.
Посмотрите, кто пришел к вам в гости. В группу входит фея цветов (девочка с веночком на голове) .
ФЕЯ : «Здравствуйте, дети! Вы получили мое письмо? Ведь не случайно я прислала его вам. У вас в группе красивые цветы. Вижу, вы их любите, ухаживаете за ними. А сможете ли вы сказать про цветы красивые, ласковые слова? (Дети называют). Молодцы, ребята! И вы мне понравились, и ваши цветы. Подарите мне, пожалуйста, на память бальзамин, фиалку, хлорофитум.
- Как же нам быть? Ведь у нас один бальзамин, одна фиалка, один хлорофитум. (Дети объясняют? мы у бальзамина отрежем росток, отросток-черенок поставим в воду ; фиалку - листок посадим в горшочек с землей, накроем банкой; хлорофитум - срежем со стебля маленькое растение и укореним в земле,
Фея: Я вами очень довольна и всех приглашаю на бал. (Раздает приглашения) Занятие заканчивается красивыми движениями детей под музыку Чайковского