Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебница вода»

Валентина Бочкарь
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебница вода»

Цель: помочь детям развить познавательный интерес, умение мыслить логически, обобщать, делать умозаключения, обогатить интеллект ребенка.

Задачи: Образовательные: дать детям представление о трех физических состояниях воды: жидкость, пар, лед. Познакомить со свойствами воды. Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Расширять и активизировать словарь детей. Упражнять в умении длительно произносить звук – с на выходе.

Развивающие: развивать психические процессы: память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев, речь детей.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономичное отношение детей к воде, к окружающему миру.

Предварительная работа: наблюдение за природными явлениями: дождь, снег, туман, роса, радуга, иней; загадывание загадок, чтение и заучивание стихов, потешек о природных явлениях; игры с водой. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Тучки и капельки». Проведение опытов «Растениям необходима вода», разучивание пальчиковых гимнастик.

Ход занятия:

Воспитатель: давайте отгадаем загадку, чтобы узнать чему посвящается наше занятие.

В морях и реках обитает, но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать, на землю капает опять. (вода).

Воспитатель: Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое?

Дети: Глобус – макет нашей планеты Земля, макет земного шара.

Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше?

Дети: Синего.

Воспитатель: что принято обозначать на карте и на глобусе синим цветом?

Дети: Синий – это вода, все моря и океаны нашей планеты.

Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что этой краски действительно на нем намного больше, чем желтой, зеленой, коричневой….

А сегодня вы видели воду? И где?

Дети: Да. В кране, аквариуме, в луже, чайнике.

Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем?

Дети: пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.

Воспитатель: дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет.

В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, продели большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. И мы сегодня отправимся в путешествие к волшебнице воде. Закрывайте глазки, вы сейчас превратитесь в кого – то. Я побуду волшебницей.

Включается аудиозапись. Слышится спокойное журчание воды. Воспитатель обходит детей и крепит эмблемы капелек к одежде детей, а себе тучку. Откройте глазки. Вы кто?

Дети: Мы капельки, а вы мама – Тучка.

Воспитатель: сейчас мы все узнаем о воде. Но надо вооружиться вниманием и терпением. Проводится серия опытов.

Опыт 1.

Для его проведения потребуются три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Надо заполнить их водой и спросить детей: какую форму приняла вода?

Дети: вода принимает форму того сосуда, в котором находится вода – жидкость. Воспитатель насыпает в формочку сухой песок, затем пересыпает его из формочки в ведерко, а потом насыпает горкой в специальный поднос. Песок тоже меняет свою форму. Значит песок – жидкость. Как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель: Опрокинем стакан воды. Что происходит?

Дети: Вода растекается.

Воспитатель: А что произойдет, если опрокинуть ведерко с песком?

Дети: Песок ложится горкой.

Воспитатель: Так что, песок – это жидкость?

Ответы детей.

Дети: Песок – сыпучий, вода – жидкая.

Воспитатель: Теперь необходимо определить: какого она цвета.

Опыт 2 «Вода прозрачная бесцветная».

Перед детьми стоит по два одинаковых стаканчика: в одном – вода, в другом – молоко.

Дети опускают трубочки для коктейля.

Дети: в стакане с водой трубочка видна, а в стакане с молоком – нет. Вода прозрачная, бесцветная, а молоко – нет.

Опыт 3 «У воды нет вкуса».

Воспитатель предлагает детям попробовать воду через трубочку для коктейля. Есть ли у нее вкус?

Вывод: у воды нет вкуса. А вот морская вода соленая, ее нельзя пить.

Опыт 4 «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).

Дети: у воды нет запаха.

Воспитатель: Как вы думаете, у воды есть температура? Ответы детей.

Воспитатель: разве вода может заболеть? Температура бывает не только у больного. Например: я сегодня совершенно здорова, но если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть и у воды. Какая?

Опыт 5.

Нальем в один стакан холодной воды, а в другой теплой. Воспитатель предлагает детям потрогать воду пальцем. Одинаковая ли она? Чем отличается?

Дети: холодная и теплая.

Воспитатель: значит, вода может быть холодной, горячей, теплой – в зависимости от температуры. Измеряют ее термометром. Главная его часть – крохотный пузырек с тоненькой трубкой. В пузырьке прозрачная жидкость. Это спирт. Он очень похож на воду. Он, как и вода жидкий, прозрачный, бесцветный. А покрашен для того, чтобы было лучше видно его движение по трубочке. Давайте опустим термометр в стакан с водой и попробуем измерить температуру воды. Для этого нужно дождаться пока столбик остановится. Дети измеряют температуру воды.

А теперь давайте немножко поиграем с пальчиками.

Дождик, лей веселей! (удары пальцами по столу, беспорядочно)

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей, (поочередно загибаем пальцы, начиная с

И для маленьких детей, большого)

И для мам и для пап

Кап – кап! Кап – кап! Пальчики здороваются.

Воспитатель: а со мной вот что недавно случилось. Я решила порисовать красками. Налила воду в банку, поставила краску, кисти, только удобно устроилась. Зазвонил телефон, и меня пригласили в гости. И только на второй день вечером я снова хотела рисовать, а воды в банке нет. Может быть, вы мне подскажите, куда она делась? Пропала? Исчезла?

Выслушиваются ответы всех детей, среди ответов звучит версия: вода испарилась.

Воспитатель: А что значит испарилась?

Дети: превратилась в пар.

Воспитатель: верно, превратилась в пар – шапку – невидимку. Пар, т. Е. мельчайшие капельки воды, невидимые не вооруженным глазом.

Опыт 6.

Воспитатель открывает термос с кипятком «Что вы видите?»

Дети: поднимается пар.

Держит над паром зеркальце – на нем выступают капельки. Их показывают детям.

Воспитатель: процесс превращения пара в капельки воды происходит при охлаждении пара. Водяной пар – это газ. Так ребята солнечное тепло превращает воду морей, рек, океанов в пар. Он поднимается вверх, охлаждается в капли воды. Эти капли собираются вместе, образуя облака. Ветер гонит их над землей. Вода из облаков выпадает в виде дождя, снега, града. Она попадает в реки, которые несут воду к морю, завершая цикл. А дома вы видели пар?

Дети: в ванной, когда купались, когда кипел чайник, мама готовила обед.

Воспитатель: Ребята, а можно поймать пар, который находится в комнате. Давайте проверим можно ли его поймать. Воспитатель достает из сумки – холодильника бутылку с замершей водой. Дети наблюдают за тем, что происходит. Поверхность сосуда запотевает, т. е. покрывается мелкими капельками воды. Они становятся все теплее, и в конце концов, сползают на блюдце.

Дети: мы поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара.

Воспитатель: а на улице вы такое явление встречали?

Дети: да.

Воспитатель: отгадайте загадки.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой застлали.

А пошли искать их днем – ищем, ищем, не найдем. (роса)

Он белесый и сырой, опустился над землей.

Словно облако упало, и домов не видно стало.

Над рекою он плывет, а с рассветом пропадет. (туман)

Вы заметили, что летом и без дождя трава по утрам бывает мокрой. Это роса. А еще вода, что в воздухе опускается на землю в виде тумана. Мы уже знаем, что вода может быть жидкой, паром, а твердой может быть или нет?

Дети: да, вода станет твердой, замерзнет при морозе.

Воспитатель: А что произойдет со льдом, если он попадает в теплое помещение?

Дети: превратится в воду. Давайте проверим.

Опыт 7.

Воспитатель раздает детям кубики льда. Дети держат их в руках. Лед тает. Затем бросают в стаканчик. Лед плавает.

Дети: лед превращается от тепла в воду. Лед легче воды.

Воспитатель: итак, вода, пар, лед – одно и то же вещество в разных состояниях: жидком, газообразном, и твердом.

Игра «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что мама Тучка, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать: полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Бегут и произносят на выдохе звук – с. Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (появляется солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулась к маме тучке.

Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять!

Воспитатель: Так что капельки вы интересного узнали о воде.

Дети: вода прозрачная, без вкуса, запаха, бывает разной температуры. Это жидкость превращается в пар и лед.

Воспитатель: Человек, запомни навсегда.

Символ жизни на земле – вода!

Экономь ее и береги – мы ведь на планете не одни!

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Обобщить знания детей о воде. Задачи: Обобщить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность,.

Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по познавательному развитию с детьми первой младшей группы (2-3 года) 1. Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в.

Конспект НОД по познавательному развитию «Где вода — там жизнь» в подготовительной к школе группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Образовательная область: познавательное развитие.

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема НОД: «Волшебница вода»Основная образовательная область:.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение.

НОД по развитию речи во второй младшей группе «Волшебница вода» .

Конспект НОД по ознакомлению со свойствами воды «Волшебница-вода» в подготовительной группе ГДО МБОУ Зубовская СОШ КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА».

Занятие по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Это волшебница — вода» Программное содержание. Закрепить знания детей о различных состояниях воды в окружающей среде, показать значение воды для всего живого,.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница-вода» Конспект Непрерывной образовательной деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Волшебница вода» Старшая.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебница вода»
Опубликовано: 19 октября 2016 в 22:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя»
Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического...
Мастер-класс по изготовлению поделки для участка из мешков из-под сахара «Собака»
Каждый год как только приближается зима возникает вопрос как украсить участок своей группы. Снег выпадает всегда в разное время. Даже если с наступлением...
Фотоотчёт по занятию нетрадиционным рисованием в первой младшей группе «Зимующие птицы»
Моей задачей было показать детям возможность получения изображения птиц с помощью отпечатков ладошек, вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ...
Сценарий новогоднего развлечения для подготовительной группы «Новогоднее путешествие...
Звучит музыка «Замела метелица город мой» Гул самолета Голос диспетчера:Внимание пассажиров рейса №2019 авиакомпании Детский сад №3 аэро просим пройти...
Аппликация «Снеговик»
Любой вид творческой деятельности развивает у ребёнка фантазию, восприятие цветов, текстур и форм, способствует формированию пространственного и образного...