МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебница вода»

Валентина Бочкарь
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебница вода»

Цель: помочь детям развить познавательный интерес, умение мыслить логически, обобщать, делать умозаключения, обогатить интеллект ребенка.

Задачи: Образовательные: дать детям представление о трех физических состояниях воды: жидкость, пар, лед. Познакомить со свойствами воды. Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Расширять и активизировать словарь детей. Упражнять в умении длительно произносить звук – с на выходе.

Развивающие : развивать психические процессы: память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев, речь детей.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Волшебница вода“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать бережное и экономичное отношение детей к воде, к окружающему миру.

Предварительная работа: наблюдение за природными явлениями: дождь, снег, туман, роса, радуга, иней; загадывание загадок, чтение и заучивание стихов, потешек о природных явлениях; игры с водой. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Тучки и капельки». Проведение опытов «Растениям необходима вода», разучивание пальчиковых гимнастик.

Ход занятия:

Воспитатель: давайте отгадаем загадку, чтобы узнать чему посвящается наше занятие.

В морях и реках обитает, но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать, на землю капает опять. (вода).

Воспитатель: Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое?

Дети: Глобус – макет нашей планеты Земля, макет земного шара.

Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше?

Дети: Синего.

Воспитатель: что принято обозначать на карте и на глобусе синим цветом?

Дети: Синий – это вода, все моря и океаны нашей планеты.

Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что этой краски действительно на нем намного больше, чем желтой, зеленой, коричневой….

А сегодня вы видели воду? И где?

Дети: Да. В кране, аквариуме, в луже, чайнике.

Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем?

Дети: пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.

Воспитатель: дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет.

В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, продели большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. И мы сегодня отправимся в путешествие к волшебнице воде. Закрывайте глазки, вы сейчас превратитесь в кого – то. Я побуду волшебницей.

Включается аудиозапись. Слышится спокойное журчание воды. Воспитатель обходит детей и крепит эмблемы капелек к одежде детей, а себе тучку. Откройте глазки. Вы кто?

Дети: Мы капельки, а вы мама – Тучка.

Воспитатель: сейчас мы все узнаем о воде. Но надо вооружиться вниманием и терпением. Проводится серия опытов.

Опыт 1.

Для его проведения потребуются три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Надо заполнить их водой и спросить детей: какую форму приняла вода?

Дети: вода принимает форму того сосуда, в котором находится вода – жидкость. Воспитатель насыпает в формочку сухой песок, затем пересыпает его из формочки в ведерко, а потом насыпает горкой в специальный поднос. Песок тоже меняет свою форму. Значит песок – жидкость. Как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель: Опрокинем стакан воды. Что происходит?

Дети: Вода растекается.

Воспитатель: А что произойдет, если опрокинуть ведерко с песком?

Дети: Песок ложится горкой.

Воспитатель: Так что, песок – это жидкость?

Ответы детей.

Дети: Песок – сыпучий, вода – жидкая.

Воспитатель: Теперь необходимо определить: какого она цвета.

Опыт 2 «Вода прозрачная бесцветная».

Перед детьми стоит по два одинаковых стаканчика: в одном – вода, в другом – молоко.

Дети опускают трубочки для коктейля.

Дети: в стакане с водой трубочка видна, а в стакане с молоком – нет. Вода прозрачная, бесцветная, а молоко – нет.

Опыт 3 «У воды нет вкуса».

Воспитатель предлагает детям попробовать воду через трубочку для коктейля. Есть ли у нее вкус?

Вывод: у воды нет вкуса. А вот морская вода соленая, ее нельзя пить.

Опыт 4 «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).

Дети: у воды нет запаха.

Воспитатель: Как вы думаете, у воды есть температура? Ответы детей.

Воспитатель: разве вода может заболеть? Температура бывает не только у больного. Например: я сегодня совершенно здорова, но если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть и у воды. Какая?

Опыт 5.

Нальем в один стакан холодной воды, а в другой теплой. Воспитатель предлагает детям потрогать воду пальцем. Одинаковая ли она? Чем отличается?

Дети: холодная и теплая.

Воспитатель: значит, вода может быть холодной, горячей, теплой – в зависимости от температуры. Измеряют ее термометром. Главная его часть – крохотный пузырек с тоненькой трубкой. В пузырьке прозрачная жидкость. Это спирт. Он очень похож на воду. Он, как и вода жидкий, прозрачный, бесцветный. А покрашен для того, чтобы было лучше видно его движение по трубочке. Давайте опустим термометр в стакан с водой и попробуем измерить температуру воды. Для этого нужно дождаться пока столбик остановится. Дети измеряют температуру воды.

А теперь давайте немножко поиграем с пальчиками.

Дождик, лей веселей! (удары пальцами по столу, беспорядочно)

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей, (поочередно загибаем пальцы, начиная с

И для маленьких детей, большого)

И для мам и для пап

Кап – кап! Кап – кап! Пальчики здороваются.

Воспитатель: а со мной вот что недавно случилось. Я решила порисовать красками. Налила воду в банку, поставила краску, кисти, только удобно устроилась. Зазвонил телефон, и меня пригласили в гости. И только на второй день вечером я снова хотела рисовать, а воды в банке нет. Может быть, вы мне подскажите, куда она делась? Пропала? Исчезла?

Выслушиваются ответы всех детей, среди ответов звучит версия: вода испарилась.

Воспитатель: А что значит испарилась?

Дети: превратилась в пар.

Воспитатель: верно, превратилась в пар – шапку – невидимку. Пар, т. Е. мельчайшие капельки воды, невидимые не вооруженным глазом.

Опыт 6.

Воспитатель открывает термос с кипятком «Что вы видите?»

Дети: поднимается пар.

Держит над паром зеркальце – на нем выступают капельки. Их показывают детям.

Воспитатель: процесс превращения пара в капельки воды происходит при охлаждении пара. Водяной пар – это газ. Так ребята солнечное тепло превращает воду морей, рек, океанов в пар. Он поднимается вверх, охлаждается в капли воды. Эти капли собираются вместе, образуя облака. Ветер гонит их над землей. Вода из облаков выпадает в виде дождя, снега, града. Она попадает в реки, которые несут воду к морю, завершая цикл. А дома вы видели пар?

Дети: в ванной, когда купались, когда кипел чайник, мама готовила обед.

Воспитатель: Ребята, а можно поймать пар, который находится в комнате. Давайте проверим можно ли его поймать. Воспитатель достает из сумки – холодильника бутылку с замершей водой. Дети наблюдают за тем, что происходит. Поверхность сосуда запотевает, т. е. покрывается мелкими капельками воды. Они становятся все теплее, и в конце концов, сползают на блюдце.

Дети: мы поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара.

Воспитатель: а на улице вы такое явление встречали?

Дети: да.

Воспитатель: отгадайте загадки.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой застлали.

А пошли искать их днем – ищем, ищем, не найдем. (роса)

Он белесый и сырой, опустился над землей.

Словно облако упало, и домов не видно стало.

Над рекою он плывет, а с рассветом пропадет. (туман)

Вы заметили, что летом и без дождя трава по утрам бывает мокрой. Это роса. А еще вода, что в воздухе опускается на землю в виде тумана. Мы уже знаем, что вода может быть жидкой, паром, а твердой может быть или нет?

Дети: да, вода станет твердой, замерзнет при морозе.

Воспитатель: А что произойдет со льдом, если он попадает в теплое помещение?

Дети: превратится в воду. Давайте проверим.

Опыт 7.

Воспитатель раздает детям кубики льда. Дети держат их в руках. Лед тает. Затем бросают в стаканчик. Лед плавает.

Дети: лед превращается от тепла в воду. Лед легче воды.

Воспитатель: итак, вода, пар, лед – одно и то же вещество в разных состояниях: жидком, газообразном, и твердом.

Игра «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что мама Тучка, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать: полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Бегут и произносят на выдохе звук – с. Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (появляется солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулась к маме тучке.

Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять!

Воспитатель: Так что капельки вы интересного узнали о воде.

Дети: вода прозрачная, без вкуса, запаха, бывает разной температуры. Это жидкость превращается в пар и лед.

Воспитатель: Человек, запомни навсегда.

Символ жизни на земле – вода!

Экономь ее и береги – мы ведь на планете не одни!

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Обобщить знания детей о воде. Задачи: Обобщить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность,.

Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по познавательному развитию с детьми первой младшей группы (2-3 года) 1. Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в.

Конспект НОД по познавательному развитию «Где вода — там жизнь» в подготовительной к школе группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Образовательная область: познавательное развитие.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема НОД: «Волшебница вода»Основная образовательная область:.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение.

НОД по развитию речи во второй младшей группе «Волшебница вода» .

Конспект НОД по ознакомлению со свойствами воды «Волшебница-вода» в подготовительной группе ГДО МБОУ Зубовская СОШ КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА».

Занятие по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Это волшебница — вода» Программное содержание. Закрепить знания детей о различных состояниях воды в окружающей среде, показать значение воды для всего живого,.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница-вода» Конспект Непрерывной образовательной деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Волшебница вода» Старшая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебница вода»
Опубликовано: 19 октября 2016 в 22:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД