Ирина Светлых
Конспект по развитию речи «Путешествие на заставу богатырей»
▼ Скачать + Заказать документы
униципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ
«Детский сад№18»
КОНСПЕКТ
«Путешествие на заставу богатырей»
для подготовительной логопедической группы
Публикация «Конспект по развитию речи „Путешествие на заставу богатырей“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
выполнила воспитатель
подготовительной логопедической группы
Светлых И. С.
Саратов 2012г
Цель: Познакомить с былиной, как с одним из фольклорных жанров;
формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях.
ЗАДАЧИ:
Образовательная:
1). Научить правильно, составлять описательных рассказ названий элементов костюма и оружия русского богатыря.
Развивающая :
1).Вызвать интерес к языку былин сказаний.
2). Познакомить с оружием и одеждой богатырей.
3). Развивать мелкую моторику.
Воспитательная:
1).Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси, уважение к русским воинам, желание быть похожим на них.
2). Воспитывать патриотизм.
Предварительная работа:
1).Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович».
2). Рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри», «витязь на распутье»
3). Заучивание пословиц и стихов.
Материал:
Костюм тетушки Алены (сарафан).
Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Игрушки : конь, богатырь с элементами одежды, оружия
Картинки с изображением оружия богатырского и современного, камень, свитки, клубок ниток, ковер.
Мультимедийная презентация (слайд-шоу)
Музыкальное сопровождение : Утро Э. Грига, русская народная мелодия «Сударушки», «Детская дружба».
ХОД:
Детей встречает тетушка Алена, предлагает всем удобно расположиться в «горнице» на лавке и поговорить о том, как жилось людям на Руси в старину (звучит «Утро» Э. Грига)
- воспитатель: Ой вы добры молодцы и красны девицы!
Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А говорили мы с вами о богатырях, защитниках Земли Русской, которые жили очень давно, а слав о их подвигах дошла до наших дней.
Ребята, как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами (слайд «Богатыри»)
- дети: Мы узнали о богатырях из былин.
- воспитатель: Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?
- дети: Слово «Былина» произошло от слова «быль».
«Быль» - это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле. (Показ слайда «Древняя Русь»)
- воспитатель: Ребята боле1000лет назад славяне основали свое государство и назвали Русью. На Русь совершали набеги враги: хазары и монголо-татары и приходилось постоянно от них защищаться, они грабили и сжигали дома, а людей убивали и увозили в плен. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Называли их Русичами (показ слайда «Набеги на Русь монголо-татар.
Жили среди русичей богатыри защитники нашей Родины в древности.
Вот так они выглядели (показ иллюстрации картины В. М. Васнецова «Богатыри».
- воспитатель: кто изображен на картине?
- дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
- воспитатель: А как вы думаете, который из них Алеша Попович?
- дети: Тот, который моложе
- воспитатель: А почему у Алеши было прозвище Попович?
- дети: Ответы
- воспитатель: А почему У Добрыни было прозвище Никитич?
- дети: Ответы
- воспитатель: А у Ильи почему было прозвище Муромец?
- дети: Ответы
- воспитатель: Ребята, а как изображены богатыри на картине?
- дети: Богатыри сидят верхом на конях, они вооружены
- воспитатель: Назовите, чем вооружены богатыри?
- дети: У Ильи Муромца- щит и конь
У Алеши Поповича – лук и стрелы
У Добрыни Никитича – в руке меч
- воспитатель: Во что одеты богатыри?
- дети: Ответы
- воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают богатыри в чистом поле в доспехах, вооруженные верхом на конях? Илья Муромец напряженно вглядывается в даль Что же они там все-таки делают?
- дети: Они стоят на заставе, выглядывают не наступает ли враг на Русь. Охраняют родную землю от врагов
- воспитатель: А чтобы стать защитниками, как богатыри, какими нужно быть?
- дети: Храбрыми, смелыми, сильными, отважными.
- воспитатель: А мы с вами сможем совершить благородные поступки и быть храбрыми и попробовать свои силы?
- дети: Да
- воспитатель: Давайте отправимся в путешествие на заставу к богатырям. А на чем мы можем отправиться путешествовать?
- дети: Ответы.
Воспитатель достает из сундука ковер, дети удобно располагаются на нем и под музыку и показ слайда («Русь с высоты птичьего полета)
Отправляются в путешествие древнюю Русь
- воспитатель: Вот мы и на месте. Но сначала давайте вспомним, перед тем, как отправиться в путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
- дети: Дорогу.
- воспитатель: Правильно. Ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нем написано: Пойдешь направо - деньги и слава, пойдешь налево - друзей потеряешь и будешь не смелым. Двинешься прямо - ждет опасность и богатырская застава. Так ребята, какую мы с вами выберем дорогу? (показ слайда «Камень в лесу»).
- дети: Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель идет с детьми прямо по дороге и перед ними лежит свиток (задание №1)
Для начала разомнитесь, По веревочке пройдитесь, со ступать с не нельзя, пропасть вас там ждет друзья. (на полу разложена канатная веревка, по которой детям нужно с закрытыми глазами, руки на пояс) Музыкальное сопровождение русская мелодия «Сударушки»
- воспитатель: Молодцы! Задание выполнили
Далее на пути лежит второй свиток с заданием (задание №2)
Вот преграда на пути, ее так просто не пройти.
Надо быстро вспомнить и пословицы сказать.
(Нужно сказать пословицы, поговорки о смелости, отваге и Родине, русских героев)
-Тот герой, кто за Родину – горой
- кто смел, тот на коня сел
- За край свой – насмерть стой
- Сам погибай, а товарища выручай
- Жить - Родине служить
- Если дружба велика, будет Родина крепка
- Не родом богатырь славен, а подвигом
- воспитатель: Молодцы! Идем дальше. (Задание №3)
Воспитатель разворачивает свиток и читает :
«Здесь преграда на пути: не проехать, не пройти.
Соловей - разбойник злой мост сломал нам над рекой, чтобы дальше нам пойти богатыря в дорогу снаряди» (показ слайда «Соловей – разбойник, звучит музыка «Детская дружба»)
- дети: оседлают коня игрушку, снаряжают куклу богатыря в доспехи и вооружают его
- воспитатель: С этим заданием вы справились.
Дети с воспитателем следуют дальше и находят 4 свиток
(задание №4)
Здесь преграда, здесь кощей. Ест он много-много щей, чтобы дальше вам пойти, нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри» (показ слайда «Кощея бессмертного»)
И последнее задание (задание №5)
- воспитатель: Зачитывает свиток
«Все преграды покорились, дальше в путь вы все пустились, Но у вы не тут-то было, вихрем все вдруг закружило. Змей Горыныч трехголовый повстречался на пути. Тут спасенья не ищи! Но ребята не зевай и оружие скорей выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современного (показ слайда «Змей Горыныч»)
Эвристическая беседа (метод проблемного обучения)
- воспитатель: Ребята вот мы с вами и победили.
Все испытания прошли смело и храбро, как русские богатыри.
Ребята, а как вы думаете – богатыри это реальные герои?
- дети: Ответы
- воспитатель: Сказания о богатырях и называются былинами.
А Соловей – разбойник, Кощей бессмертный, Змей Горыныч- это реальные герои?
- дети: Ответы
- воспитатель: А где их можно еще встретить?
- дети: В сказках.
- воспитатель: Так что же у нас получается – богатыри реальные люди, а их противники (враги) сказочные герои?
Как так получается?
Кто же представлен в виде сказочных героев6 Соловья-разбойника, змея Горыныча, Кощея бессмертного? С кем же на самом деле воевали богатыри?
- дети: Хазры, монголо-татары
- воспитатель: Все эти сказочные герои собирательный образ реальных врагов
Наше путешествие подходит к концу, а мы с вами давайте вспомним какой завет (правило) нам оставили богатыри
- дети: Любить Родину, защищать и беречь ее.
Защищать слабых, стариков, детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными
1 ребенок : И преданья старины забывать мы не должны.
2 ребенок : Чтобы все мы знать могли о делах родной земли.
Хором все вместе: Слава русской старине!
Слава русской стороне!