Ирина Косорукова
Конспект занятия по развитию речи «Голоса природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Голоса природы.
Цель: - развитие познавательного интереса, внимания к языку;
- развитие логического мышления, воображения, памяти.
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: карточки с заданиями, аудио диски с голосами живой и неживой природы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Голоса природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Здравствуйте ребята! Встаньте прямо, красиво. Все посмотрите на меня, садитесь. Подготавливайтесь к занятию.
2. Основная часть.
Задание №1.
Давайте поиграем! «Кто это?».
По звукам, которые чаще всего встречаются в стихотворении, догадайся, кто их произносит. Объясни свой ответ.
Чьи там крики у пруда:
- Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква квасу, просто-кваши,
Надоела нам вода! (Лягушка) И. Токмакова
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку! (Ворона) В. Орлов
Жу-жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу!
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжал,
Что ж ты, Женя, убежал? (Шмель) Ю. Кааотов
Ухвачу- уу-у!
Укушу–у-у!
Утащу-у-у-у!
И – съем! (Волк) Б. Заходер
Задание №2.
Мы живем в мире звуков. Прислушайтесь внимательно, и вы услышите, как вокруг нас о чем-то поют, говорят, шепчут, вздыхают, живые и неживые предметы.
Давайте вспомним:
- Как тикают часы?
- Как звенит капель?
- Как бьёт колокол?
- Как звенит звонок?
Задание №3.
В своих рассказах, сказках, стихах писатели и поэты нередко передают звуки природы. Вот что услышал во дворе писатель Геннадий Цыферов.
Что у нас во дворе? Дерево. Зовут его тополь.
Если ветер, тополь смеё тся:
- У-у-у….
Если дождь- плачет:
- Кап-кап…
Задание №4.
А вот какие странные звуки напугали Шуру и Петю – героев рассказа Евгения Ивановича Чарушина «Страшный рассказ».
Мальчики оказались поздно вечером одни на даче. Они легли в постель и вдруг услышали странные звуки:
«… топ…топ…шлёп….шлёп…топ….топ»
Как вы думаете, что бы это могло быть? (Это ходил ёжик)
Физкультминутка.
Дети закрывают глаза, прислушиваются к звукам, учитель включает магнитофон, поют птицы, стрекочет кузнечик, кукует кукушка и издаются другие голоса в природе. Дети пытаются определить голоса птиц, насекомых.
Задание №5.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто как говорит?»
Мяукает (кошка, мычит (корова, блеет (овца, кукует (кукушка, трещит (сорока, шипит (змея, стрекочет (кузнечик, воет (волк, пищит (мышь, заливается (соловей, звенит (комар, жужжит (муха, жук).
Задание №6.
Я вам сейчас расскажу очень интересную историю, а вы внимательно меня послушайте.
Вы все хорошо знаете, что петух поёт «ку-ка-ре-ку».Но в Германии считают, что петух кричит «Ки-ке-ре-ки»., в Турции – «ко-ко-ри-ко», В Голландии «ку-ке-лу-ку», а в Англии- «ко-кей-дудл-ду».
По-разному в разных странах слышат хрюканье свиньи: нам оно кажется «хрю-хрю», немцам «и-ик», итальянцам – «фрон-фрон», а финнам – «сперф-сперф».Даже овцы, казалось бы, по-разному блеют: у нас «бе-е», в Германии- «ме-е», в Турции- «ми-ми», в Англии- «ба-а».
Такая разноголосица возникла потому, что в каждой стране люди приспосабливают звуки животных к произношению и звукам своего родного языка.
Задание №7.
«Голоса природы». Знаете ли вы голоса неживой природы?
Вставьте пропущенные слова по образцу: листья шуршат, ручеёк журчит.
Море---, гром---, старая дверь---, вьюга---, гудок---, ветер--- .
Домашнее задание:
Найдите и прочитайте дома сказку-несказку В. Бианке «Кто чем поет».
3. Итог занятия.
Ребята о чём мы сегодня говорили на занятие?
(о голосах живой и неживой природы)
Сегодня на занятие все работали хорошо, активно. Все получают оценки. Молодцы!