Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение сказки «Сказка о царе Салтане»

Ботнарь Марина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение сказки «Сказка о царе Салтане»

Цель: формирование интереса к авторской сказке

Задачи:

Обучающие:

1. Научить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

2. Научить детей проявлять личное отношение к прочитанному произведению

3. Продолжать обогащать словарный запас детей

Развивающие :

1. Развивать умение четко и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

3. Развивать слуховую и зрительную память памяти

Воспитательные

1 Воспитывать умение работать в коллективе

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Чтение сказки „Сказка о царе Салтане“» размещена в разделах

2. Воспитывать у детей культуру речевого общения.

Словарный запас: объяснить смысл слов и выражений:

Внимает- слушает с особым вниманием, прислушивается к чьим-то словам и проявляет готовность им следовать.

Лазоревый – лазурный- это оттенок синего.

Латы- доспехи из крупных металлических пластин, окованных по форме тела воина для защиты его груди и спины от оружия.

Дух занялся-дух захватило- стало трудно, тяжело дышать от избытка чувств, от сильных переживаний и ощущений.

Нашли насилу- нашли с большим трудом.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; художественно эстетическое развитие.

Предварительная работа: Чтение большого отрывка сказки А. С. Пушкина, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Рассматривание просматривание иллюстраций с героями сказки, беседа о сказке и ее главных героях.

Методы и приемы: словесный (чтение сказки, беседа, вопросы к детям, объяснение, чтение стихотворения, наглядный (показ картинок, иллюстраций, практический (физкультминутка и дидактическая игра «Доскажи словечко»)

Материалы и оборудование: книга (А. С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Том первый.) иллюстрации к сказке и портрет писателя

Название части Речь и действия воспитателя Речь и действия детей

Вводная часть

5 минут -Ребята, подойдите ко мне!

Сегодня, когда я шла в детский сад, встретила почтальона. Он передал вам посылку. Давайте посмотрим что же там.

-Ребята, садитесь на свои стульчики.

- Да, правильно, это книга сказок

Я хочу пригласить вас в гости к сказке.

Ребята, а что такое сказка?

- А какими бывают сказки? Кто их придумал?

-Сегодня мы отправимся в одну из авторских сказок.

А кто был автором этой сказки, вы попробуйте отгадать?

-Ребята, кто-нибудь знает кто это?

-Правильно, это Александр Сергеевич Пушкин.

Он жил в те времена, когда ещё даже ваших бабушек и дедушек не было на свете, но его произведения знают и любят и в наше время.

Он родился в Москве. Рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвой. За детьми ухаживала крепостная няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил. Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки. Всю свою жизнь поэт любил её и вспоминал в своих стихах.

Первые колыбельные песни Пушкин услышал от Арины Родионовны.

Какие его произведения вам уже знакомы?

Как много сказок вы знаете, молодцы!

Мы с вами начали читать сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» хотите узнать, что же произошло дальше?

В сказке вам встретятся незнакомые слова, поэтому давайте я расскажу вам их значение.

Послушайте выражение:

А лежит нам путь далек:

Восвояси на восток

Вы знаете, что такое восвояси?

-это значит туда, откуда пришел.

К нам он в гости обещался,

А доселе не собрался —

Доселе

-это значит, до сих пор.

Князь Гвидон тот город правит,

Всяк его усердно славит;

И что же означает это выражение?

Но Салтан им не внимает

-что это значит?

-правильно!

И в лазоревой дали - в лазурной дали- это оттенок синего.

У ворот блистают латы,

Что это такое латы? Кто-нибудь знает?

Верно, латы- доспехи из крупных металлических пластин, окованных по форме тела воина для защиты его груди и спины от оружия.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Разбежались по углам;

Их нашли насилу там.

Что значит нашли насилу?

-Правильно, а теперь устраивайтесь поудобнее, я продолжу читать вам сказку «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- Как вы считаете каки сказка может завершится?

Сказок все мы много знаем,

С интересом их читаем,

Изумительны на слух,

В них живет наш русский дух!

Сказке скажем : в добрый час! Дети подходят ко мне.

Слушают.

-Это книга

Сказка - это выдуманные истории, в которых происходит волшебство.

Народные и авторские.

На экране появляется портрет А. С. Пушкина

«Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».

Нет!

Нет!

Это значит князя любят и хвалят!

-Он их не слушает

Это доспехи.

Еле-еле нашли.

Ответы детей

Основная часть

23 минуты (Чтение сказки)

Чтение сопровождается демонстрацией картинок с изображением последовательности событий.

Физкультминутка.

Белки.

Белки прыгают по веткам.

(прыжки на месте)

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко!

(прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

(прыжки на одной ноге)

А теперь ещё немножко

(прыжки на другой ноге)

На другой поскачем ножке.

(прыжки на одной ножке.)

Беседа о прочитанном

-Скажите, пожалуйста, как называлась сказка, которую мы с вами сейчас прочитали?

Правильно, молодцы!

Ребята, а как можно сказать про эту сказку, какая она?

Правильно, в сказках добро всегда побеждает зло.

- А кто герои этой сказки?

Давайте поиграем в игру «Угадай героя»

Я даю характеристику героя,а вы отгадываете кто это

Все равны, как на подбор.

Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает.

Растёт не по дням, а по часам.

-Сколько было чудес в сказке?

Назовите первое чудо?

-Из чего состояли драгоценные орешки?

-Под каким деревом живет белочка?

-Из чего был сделан домик для белки?

Вот как описывал первое чудо А. С. Пушкин в сказке :

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка в нем живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки всё грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

-Назовите второе чудо в сказке

Ребята, а кто сможет рассказать про богатырей, какие они?

Кто был предводителем богатырей?

Где жили богатыри?

Кем богатыри приходились царевне Лебеди?

Молодцы, а теперь послушайте, как про богатырей написал А. С. Пушкин:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор —

С ними дядька Черномор.

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

- Назовите третье чудо

Какая была царевна-лебедь?

Что блестело под косой у прекрасной царевны Лебеди?

Что горит во лбу у прекрасной царевны?

-Правильно, ребята.

Вот как описывал ее А. С. Пушкин в сказке :

А у князя женка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

(метод повторное чтение)

Мимо какого острова нужно было проехать, чтобы попасть в царство Салтана?

Каким праздником закончилась сказка?

Что стало со сватьей Бабарихой, поварихой, ткачихой?

Как встретил царь Салтан сына и жену?

Как вы думаете, что объединяет царя Салтана и князя Гвидона?

Ребята, вы все внимательно слушали сказку и ответили на все вопросы по содержанию сказки.

А кто из героев вам понравился больше всего и почему?

Мы с вами послушали сказку, поговорили о ней.

А сейчас, мы проверим, на сколько внимательно вы слушали сказку. Я предлагаю поиграть в игру

«Доскажи словечко»

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица,-

То на весь крещенный мир

Приготовила б я…

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому …

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете…

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут во всем они

признались, разрыдались;

Царь для радости такой

Отпустил всех трех…

Слушают сказку

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Волшебная, добрая, чудесная, загадочная.

Царь Салтан

Царица

Князь Гвидон

Царевна Лебедь

33 богатыря.

Царевна Лебедь.

Гвидон.

3 чуда :

1)белка, которая грызет орешки

скорлупа золотая, а ядра изумрудные

под елью

из хрусталя

33 богатыря

Красивые, сильные, храбрые,

дядька Черномор

в море

родными братьями

Царевна-лебедь

Красивая, умная волшебница, в конце сказки выходит замуж за князя Гвидона, который спас ее от коршуна

Месяц

звезда

Буяна

Пиром

Помиловал их царь и отпустил домой

Залился слезами, заплакал, обнял их

Отец и сын

Князь Гвидон.

Он смелый, сильный. Не испугался и спас царевну-лебедь от коршуна

…. пир

…. зверюшку

…. чудо?

….домой

Заключительная часть

2 минуты Ребята как вы думаете, чему учат сказки?

Правильно, а чему нас научила сказка, которую мы прочли сегодня?

Правильно, вы сегодня хорошо поработали, внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы

Ребята, эта сказка многому вас научила. Впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. Добру, справедливости, взаимопониманию, дружбе.

Тому, что добро всегда побеждает зло.

Зависть-это плохое чувство.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Детский мастер-класс по объёмной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»Детский мастер-класс по объёмной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» В преддверии дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, в нашем саду прошли тематические беседы о поэте, чтение.

Конспект музыкального занятия по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и сказке А. С. Пушкина для старшей группы Ход занятия:Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня день гибели великого поэта А. С. Пушкина. Давайте вспомним на нашем музыкальном занятии.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина» Цель: обобщение знаний детей о сказках А. С. Пушкина. Задачи: - развивать связную речь, внимание, мышление, активизировать словарь детей;.

Макет «Тридцать три богатыря» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Коллективная работаМакет «Тридцать три богатыря» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Коллективная работа Ко Дню рождения А. С. Пушкина мы с детьми изготовили макет «Тридцать три богатыря» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» Назначение.

Мастер-класс по объемной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам «Сказки о царе Салтане» А. С. ПушкинаМастер-класс по объемной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон. Видно на море не тихо; Смотрит - видит дело лихо: Бьется лебедь средь зыбей, Коршун.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение сказки «Сказка о царе Салтане»
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 17:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД