Стальненко Марина Валентиновна
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш по мотивам русской народной сказки «Гуси — лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация звука Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательная
- уточнить представления о звуке Ш;
- закрепить навык правильного произношения звука Ш в словах, словосочетаниях и предложениях;
- закрепить умение определять наличие и место звука в слове;
- продолжать учить составлять предложения по образцу.
Коррекционно-развивающая
- развивать фонематические процессы;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику пальцев рук;
- формировать правильное речевое дыхание;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш по мотивам русской народной сказки „Гуси — лебеди“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
- развивать у детей мышление, слуховое внимание, интонационную выразительность, чувство ритма.
Коррекционно-воспитательная
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- формировать самоконтроль и коммуникативное взаимодействие;
- воспитывать чувство взаимовыручки.
Оборудование : вязаный театр «Гуси – лебеди», коврограф, печатные дидактические игры, массажные дорожки.
Методы:
Словесные, наглядные, практические, игровые.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
I. Организационный момент
Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии в исполнении оркестра русских инструментов и садятся на места.
- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычное занятие. Но прежде чем начать его, давайте познакомимся.
Игра – знакомство «Ладошки»
- У каждого из вас есть ладошка. Мы будем по очереди класть ладошки на стол и называть своё имя. (Меня зовут Марина Валентиновна….)
- Ребята, а вы любите сказки?
По неведомым тропинкам
Идет сказка- невидимка.
Ровно в полдень динь-динь-дон
Ты услышишь тихий звон.
Это сказка к нам вошла,
Тише, тише - вот она. (Логопед ставит сундучок со сказкой на стол)
II Основная часть
– В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Аленушка да сынок Ванюшка. Отправились маменька с папенькой в город. А Аленушке родители наказали в доме прибраться да за Ванюшкой – малышом посмотреть.
1. Артикуляционная гимнастика
- Сами лошадь в дрожки запрягли и поехали (упражнение «Лошадка»)
Алёнушка улыбнулась братцу (упр. «Улыбка»).
А Ванюшка пошёл на дудочке играть (упр. «Трубочка»).
Пошли дети завтракать. Взяли ложечки (упр «Лопатка»).
Взяли чашечки (упр. «Чашечка») попили чая.
Да достали вкусное варенье (упр. «Вкусное варенье»)
Позавтракали ребята и побежали на качелях качаться (упр. «Качели»).
- Услыхала девчушка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала поиграть с девочками. Пока ребята на улице играли, налетели гуси-лебеди. Подхватили малыша, унесли его в темный лес к Бабе-Яге. Отправилась Аленушка искать братца, идет по дорожке, торопится.
2. Массаж пальцев «По тропинке» с использованием аппликатора Кузнецова
3. Изолированное произношение звука Ш и характеристика звука.
- Видит, у дороги яблоня стоит. Качает ветер её веточки, шелестят на яблоньке листики. (Дети изображают яблоньку, качают руками над головой ш-ш-ш.)
- Какой звук мы слышим? (Ш) А какой это звук? (согласный, твёрдый). Давайте ещё раз его произнесём (Ш-Ш-Ш)
- А яблочки давно поспели.
- Спелые яблоки наклонили ветви ее. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки. Хотя и торопится Аленушка, но решила помочь яблоньке.
4. Развитие фонематических процессов.
Упражнение «Спелые яблочки»
Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука Ш в словах.
- На яблоньке есть спелые и неспелые яблочки. Соберите в корзинку только те яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком Ш.
Пошла Аленушка дальше по тропинке. Массаж пальцев «По тропинке»
- Вдруг видит Аленушка стоит печка, так разогрелась, аж шипит ш-ш-ш…. Давайте пошипим как печка ш-ш-ш.
5. Пальчиковая гимнастика
- А в печке пироги уже готовы.
Пирожки горячи, (Потрясти кистями рук)
Не хотят сидеть в печи.
Пирожки румяные, («печь пирожки»)
Просто объеденье!
С маслицем, малиною, (одновременно загибать пальцы рук
С яблочным вареньем.
Мимо не иди дружок, (погрозить пальчиком)
А достань – ка пирожок (сложить ладошки пирожком)
- Просит девочку печка открыть заслонку, вынуть пышки, пока они не сгорели. Некогда Аленушке, но пожалела она печку.
6. Автоматизация звука Ш в словах
Упражнение «Пирожки»
Цель: автоматизировать звук Ш в словах, учить определять место звука в слове.
- Давайте поможем Алёнушке достать пирожки. Пирожки у нас непростые, на каждом пирожке картинка. Произнесите, что нарисовано на пирожке, чётко проговаривая звук Ш.
- А теперь помогите Алёнушке разложить пирожки по трём тарелкам. Если звук Ш в начале слова – положите пирожок в первую тарелочку, если звук Ш в середине слова – во вторую тарелочку, если в конце – в третью.
Пошла Аленушка дальше по тропинке. Массаж пальцев «По тропинке
- Видит речка бежит, и камыши тихонько шуршат: ш-ш-ш-ш…
- Пригляделась девочка. А речка едва течет, завалили русло ее камни тяжелые. Пожалела Аленушка реченьку, решила помочь убрать камни.
7. Автоматизация звука Ш в словосочетаниях.
Упражнение «Камешки»
Цель: автоматизировать звук Ш в словосочетаниях.
- Давайте поможем Алёнушке убрать камешки.
Дети убирают камешки и составляют предложение («под камешком шкатулка»)
- И опять побежала речка весело.
- Пошла девочка дальше по тропинке. Массаж пальцев «По тропинке»
- Зашла Аленушка в самую чащу. Видит, дом Бабы-Яги стоит. Ванюшка у нее в избе сидит, плачет. Обрадовалась Баба-Яга, что Аленушка к ней пришла. Пообещала старуха не трогать братца, коли девочка будет у нее служанкой. Осталась Аленушка у Бабы-Яги, стала прибираться, обед готовить, чаем старуху угощать.
8. Автоматизация звука Ш в предложениях.
Упражнение «Чашки»
Цель: автоматизировать звук Ш в предложениях, развивать речевое дыхание.
- Давайте и мы чая попьём. Выберите себе чашечку и скажите, что на ней нарисовано («у меня на чашке кошка…»). А теперь давайте подуем на чай, чтобы он постыл.
- Напилась старуха чаю, в ступу вскочила и полетела по белу свету. Как только она скрылась, Аленушка взяла братца на руки и побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню. Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей – лебедей.
9. Подвижная игра на внимание «Спрячься от гусей-лебедей» под музыку
Цель: развивать слуховое внимание детей, поддерживать двигательную активность.
Если я буду говорит «речка», то вы будете бежать по кругу, как –будто речка течёт. Если я буду говорить слово «печка», вы должны присесть и закрыть голову руками, как - будто печка стоит. На слово «яблонька» – вы встанете прямо и поднимите руки вверх, как - будто яблонька растёт.
- Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой, вернулись к Бабе-Яге ни с чем.
Только прибежали Аленушка с братцем к дому, а тут и маменька с папенькой из города вернулись, гостинцы детям привезли.
- Вот и сказке конец, кто слушал и помогал героям - молодец!
10. Рефлексия
- А кто знает, как называется эта сказка?
Как вы думаете, ребята, почему и речка, и яблонька, и печка спрятали Аленушку с братом? …Потому что Алёнушка была добра к ним, помогала им.)
- Сегодня мы с вами помогли Алёнушке спасти братца. А какой звук мы старались произносить правильно? (Ш). Ребята, вам понравилась сказка? А что понравилось больше всего? А что вам показалось самым сложным?
Вы все были большие молодцы, мне очень понравилось путешествовать с вами по сказке. Вас ждут гостинцы.