МААМ-картинки

Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе «Путешествие по малой Родине — городу Петровску»

Светлана Симонова
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе «Путешествие по малой Родине — городу Петровску»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие». Виды деятельности: познавательная, музыкальная, игровая, речевая.

Цель:

Обобщение знаний детей о малой Родине, г. Петровска.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о том, как и, кто основал г. Петровск, как были устроены дома, какую одежду носили, с укладом жизни. Учить сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени.

Закрепить знания детей о памятных местах города, их историей.

Публикация «Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе „Путешествие по малой Родине — городу Петровску“» размещена в разделах

Учить эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов, читать стихи. Поддерживать интерес к рассказыванию.

Развивающие:

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города, осознание детьми принадлежности к своему народу.

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей малой Родине, интерес к посещению музеев, выставок, культурно - исторических мест.

Словарная работа: машина времени, прошлое, транспорт, площадь, ремесленники,

достопримечательности.

Методы и приемы: использование наглядного материала, художественного слова, музыкального сопровождения, ИКТ, ТСО, сюрпризный момент, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, анализ, подведение итогов.

Материалы и оборудование:

Машина времени (высокая ширма, украшенная звездами, магическими знаками).

Для презентации: экран, мультимедийный проектор, изображения (картины, фото, музыкальный центр, фонограмма музыки, макеты Петровской крепости и современного города.

Предварительная работа:

Экскурсии по городу к памятникам, рассматривание герба г. Петровска, беседы, чтение и заучивание стихов о родном городе местных поэтов, разучивание русской народной песни, игр, пословиц о родине, совместные рисунки детей и родителей о родном городе чтение книг о прошлом и настоящем города Петровска, игра «Шел козел по лесу».

Воспитатель.

Друзья, я предлагаю поиграть. У меня есть много разных картинок, они самые обычные. Но, когда я смотрю на них, то сразу вспоминаю, что-то интересное.

Например - книга. Я вспоминаю, как мы с вами ходили в библиотеку.

-А вы? Ответ детей.

-А у меня есть картинка кота. Ответ детей.

-А вот картинка березы. Ответ детей.

- Чем является? Ответ детей.

-А еще у меня есть картинка матрешки. Ответ детей.

-Почему многие иностранцы увозят ее к себе? Ответ детей.

-А вот картинка нашего герба. Ответ детей.

Воспитатель. Дети, я от вас слышала слово – Родина. А что такое Родина? Ответ детей. Ребенок читает стихотворение.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

-Дети, скажите, где ваша Родина? Ответ детей.

- Давайте послушаем стихотворение о малой Родине.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

- Дети, хотите узнать, как выглядел Петровск много-много лет назад? Тогда занимайте места в машине времени (дети садятся в «машину времени»). Все приготовились? 3,2,1- ПУСК! (звучит музыка). Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое! Машина остановилась! (музыка прекращает звучать).

Посмотрите, как здесь все необычно! Давайте с вами посидим на этой чудесной полянке и поговорим о том, как появился наш город? (дети садятся в круг).

Воспитатель начинает рассказ.

- Когда – то, очень давно, когда не было на свете ни вас, ни ваших мам, пап и даже бабушек и дедушек здесь были …

- Как вы думаете что? (дикое поле, степи, леса).

- Леса какие? (густые, бескрайние, высокие, непроходимые)

- Через леса протекали реки большие и (маленькие, узкие и (широкие, мелкие и (глубокие). -- А как вы думаете, что было дальше?

-Дети. На берегу реки поселились кочевники, разбойники. Они грабили и уводили в плен, всех кто проезжал с товарами на Москву.

И русский царь Петр 1, проезжая из военного похода велел построить на берегу реки Медведица крепость для защиты от кочевников.

Слайд 1.

Воспитатель:

Деревья в три обхвата,

Дремучие леса.

Среди лесов когда-то

Крепость поднялась.

- Кто был первыми жителями? Ответ детей.

(Первыми жителями Петровска были выходцы из Пензы, Саранска, Мокшана и других мест.

-Где находилась крепость? (на центральной площади)

- А, что было дальше?

Дети рассказывают.

Прошло немного времени, и крепость стала превращаться в город. Приезжали сюда молодые семьи, купцы, кузнецы, ткачи, ремесленники, строили дома.

-Все дома были высокие, красивые как сейчас?

Ответ детей.

Не все дома были добротными, многие топились «по - чёрному»

дым выходил из маленького окошечка, пол был земляной, крыша соломенная.

Слайд 2.

- Город строился,

Слайд 3.

рождались дети, которые любили играть. Давайте и мы поиграем.

На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)

Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)

Окружает все забор (изобразите забор, нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию).

За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)

Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)

В дверь стучимся: (кулаками по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к другу мы пришли,

И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

Под музыку появляется Любавушка (взрослый):

Любавушка: Поклон вам, красны девицы и добры молодцы. Вижу, не здешние вы и одеты не по-русски, не по-нашему. Аль со злом на Петровскую землю пожаловали?

Дети: С добром!

Любавушка.

Так, вы стало быть тоже, петровчане?

Дети: Да! Мы тоже петровчане, но только из 21 века! Мы хотели на старую Петровскую крепость посмотреть! А как вас зовут?

Любавушка: А звать-величать меня Любавушка, а это мои дети (дети из группы).

Дети. А как вы к нам попали?

Дети: На машине времени.

Любавушка: Вот так диво дивное, чудо чудное! Как бы и мне хотелось, чтобы вы мне про свой город рассказали, показали всё интересное.

Дети: А поехали с нами, Любавушка!

Дети садятся в машину времени и отправляются в настоящее (свое) время, выходят из машины.

Любавушка. Покажите нам свой Петровск.

На экране появляется изображение достопримечательностей города.

Слайд 1.

Привокзальная площадь, памятник Петру 1, основателю города.

Слайд 2.

Дети.

А у нас, главным украшением города Петровска были православные храмы.

Слайд 3.

Дети.

Памятник борцам, погибшим за Советскую власть в настоящее время.

Слайд 4.

Дети.

А так раньше выглядела улица Московская.

Слайд 5.

Дети.

Петровск является родиной Героев Советского Союза Ивана Васильевича Панфилова и Павла Степановича Шамаева,, детского поэта Александра Устиновича Порецкого, дирижёра Виктора Кнушевицкого, олимпийской чемпионки по бегу Татьяны Казанкиной, доктора Николая Кушева, он работал в Петровской земской больнице. Также в Петровске жили и учились академик живописи Лев Степанович Игорев.

Слайд 6.

Дети.

У нас в городе имелась женская гимназия, реальное училище, духовное училище. И было много ремесленников.

- Дети. Кто такие ремесленники?

Дети отвечают.

Ремесленники- люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду.

Ремесленники — люди, занимающиеся ремеслом.

Слайд 7.

Современная площадь. Над площадью возвышается памятник петровчанам. Участникам, Великой Отечественной войны, возле него горит Вечный огонь.

Воспитатель.

Во время войны более 6000 петровчан не вернулись с поля битвы. Память о них жива, на гранитных плитах написаны имена погибших, лежат венки из цветов.

Слайд 8.

Дети. У нас здесь раньше была крепость.

Дети.

А еще наш город славится людьми. У нас много поэтов и музыкантов.

Воспитатель. Мы тоже любим веселиться.

Русская хоровод - игра «Шёл козел по лесу»

Любавушка. Как у вас интересно стало в Петровске. Дети, а что у вас народ говорит, о Родине?

Дети называют пословицы о Родине:

1. На чужой стороне и весна не красна.

2. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

3. Человек без Родины, что соловей без песни.

4. Жить – Родине служить.

5. В отдыхе веселье, смех – в работе успех.

6. Нет в мире краше Родины нашей.

7. Своя земля и в горстке мила.

Любавушка. А в моем времени, были большие ярмарки. У торговцев кроме товара были счетные дощечки, их называли – носами. Для чего они нужны? Ответ детей.

Любавушка. Можно было брать товар в долг, а чтобы не забыть о нем, на дощечках делали зарубки. Говорили: «заруби себе на носу» – значит запомни.

Представьте, что вы попали на одну из них.

Проводится игра «Ярмарка».

Ребенок – продавец представляет свой товар.

1- Ребенок.

Игрушка-диво!

Изящна, красива!

Угодно купить?

Могу уступить!

Подходи, смотри:

Товар, что надо,

Отдам без заклада!

2 Ребенок. Дальше пойду, еще посмотрю.

Диалог продавца и покупателя.

-Здравствуйте, откуда вы приехали, что привезли?

- Я приехал из селенья Хохлома, Нижнего Новгорода, привез расписные ложки и т. д.

-Это беру, и это. Хотелось и ложечку взять, у меня дочка подрастает. Едим из общего котелка, а ложечка у каждого своя. Да жаль, что закончились монеты. Продай мне в долг! Заруби у себя на носу, долг завтра принесу.

Покупатель и продавец делают на дощечках зарубки и показывают присутствующим.

Любавушка. А у нас традиция есть, дорогих гостей хлебом – солью встречать.

Воспитатель. Русские народные традиции и обычаи веками соблюдаются. Сами посмотрите.

Выход ряженных с хлебом – солью.

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим! Хлеб считается основой благополучия, соль отгоняет злых духов. Поэтому мы делимся с вами самым дорогим, и выражаем свое уважение и пожелание благополучия и добра.

Любавушка. Отламывает кусочек, макает в соль, хвалит. Очень вкусный хлебушек.

Дети.

«Без соли, без хлеба худая беседа»,

«Хлеб на стол, так и стол — престол»,

«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай»

Любавушка.

Хорошо у вас, но дома-то лучше. Я уже соскучилась, домой хочу. Низкий вам поклон, до свидания!

Любавушка и дети уходит.

Итог.

Воспитатель. Дети, а вы счастливы, что живете в Петровске? Чем нравится Петровск?

Ответ детей.

«Я счастлив, что в городе этом родился,

Что с ним я судьбою навек породнился.

Горжусь я и гордость свою не скрываю –

Мой город – Петровск, я дороже не знаю!»

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе «Путешествие по малой Родине — городу Петровску»
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 21:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД