Приложение МААМ

Конспект познавательного досуга для детей подготовительной группы «Путешествие в Татарстан»

Наталья Одинцова
Конспект познавательного досуга для детей подготовительной группы «Путешествие в Татарстан»
▼ Скачать + Заказать документы

План-конспект

познавательного досуга

для детей подготовительной группы

«Путешествие в Татарстан».

Задачи.

Познавательные :

- продолжать знакомить детей с народами России, их культурой и традициями;

- обобщать и систематизировать представления о русской национальной одежде;

- формировать представления о татарской национальной одежде, орнаменте;

Публикация «Конспект познавательного досуга для детей подготовительной группы „Путешествие в Татарстан“» размещена в разделах

- учить детей делать татарскую тюбетейку из картона, приклеивая к цилиндру на зубцы «донышко» и украшать национальным орнаментом;

- отрабатывать умение вырезать одинаковые детали из сложенной в несколько слоёв бумаги;

- знакомить с татарской музыкой и танцевальными движениями.

Речевые:

- расширять словарный запас детей за счёт названий татарской одежды, праздников, блюд, пр. ;

- продолжать развивать речь-доказательство;

- продолжать развивать диалогическую форму речи в коллективном труде.

Воспитательные:

- продолжать воспитывать уважение и интерес к культуре и традициям разных народов России;

- продолжать учить работать дружно при изготовлении совместной поделки;

- продолжать формировать устойчивую потребность в ручном труде;

- продолжать развивать наблюдательность, логическое мышление.

Оборудование.

1. Мультимедийный проектор с набором картинок.

2. Магнитофон и записи татарской и русской музыки.

3. Татарские тюбетейки.

4. Картон, ножницы, цветная бумага, клей, кисточки для клея.

5. Шаблоны – образцы растительного орнамента.

6. Мольберт с заданием «Отгадай название столицы Татарстана».

7. Политическая карта России.

Досуг проводится в музыкальном зале, разделённом на 2 зоны. В одной – экран мультимедийного проектора, мольберт, стулья для детей. Другая оборудована для практической части – столы накрыты клеёнкой, на них – материалы и инструменты, необходимые для изготовления татарской тюбетейки. Центр музыкального зала свободен для проведения динамической паузы.

Предварительная работа.

1. Чтение татарских сказок.

2. Рассматривание альбома «Народы России».

3. Д/и «Кто построил этот дом», «Народы России».

4. Изучение татарского танца музыкальным педагогом с подгруппой детей.

5. Рассматривание политической карты Российской Федерации.

Ход досуга.

1. Приветствие.

Дети заходят в музыкальный зал, рассаживаются на стулья. Педагог приветствует детей и сообщает, что сегодня они отправляются в Татарстан – одну из республик России. Спрашивает детей, какие ещё республики они знают. Обращает внимание на карту и показывает, где находится Татарстан.

2. Население и культура Татарстана. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций на мультимедийном проекторе).

Воспитатель сообщает детям, что Татарстан – это многонациональная республика, но больше всего живёт в этой республике татар. Для более лё гкого понимания детям предлагается схема: круг, разделённый на сектора, каждый сектор раскрашен своим цветом. Татар – примерно половина населения Татарстана, русских – 1/3 и множество других народов.

Но не надо думать, что татары живут только в Татарстане, этот народ широко распространён по всей территории Российской Федерации. Татары живут в Башкортостане, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Чуваши, Нижегородской, Кировской, Пензенской, Курганской, Пермской, Челябинской, Рязанской и др. областях. Перечисление педагогом областей сопровождается показом их на карте.

Традиционным занятием татар являлось земледелие, также занимались скотоводством, пчеловодством. Одним из любимых занятий татар и по сей день является разведение лошадей.

Что касается прикладного искусства, у татар развито золотое шитьё, вышивка, кожаная мозаика, ювелирная техника, резьба по камню, дереву, выработка узорных тканей. Характерным являлся растительный орнамент.

Дома в татарских деревнях традиционно располагались в глубине дворов. Татары строили бревенчатые избы, очень похожие на русские, с раскраской и декоративными деталями. Отличались они тем, что на окнах никогда не было ставен, а ещё татарский дом, в отличие от русского, делился на мужскую (чистую) и женскую (кухонную) половины.

Основной частью обстановки татарской избы являются нары - (сэке, которые были обязательны в жилище татар. На нарах не только спали, но и работали, ели, принимали гостей и т. п. Нары всегда покрывались войлоком или домоткаными половиками. Постилались также одеялом (керпэ, выполненным техникой лоскутной мозаики. Перед нарами почти всегда стоял стол, накрытый скатертью. Татарские женщины очень любили занавешивать стены тканями. Полотенца (сёльгы) у татар были не только предметом гигиены, но и использовались как декоративный элемент интерьера комнаты.

Татары сплошь покрывали пол половиками, сотканными на обычном ткацком станке. Пол мыли очень тщательно, если он был некрашеным, то его обязательно скребли ножом. Мыли также и стены. Татары никогда не входили в избу в той обуви, в которой они были вне дома. Обычно их снимали в сенях и входили в дом в чулках. В кожаной обуви (ичиги-читек) входили только тогда, когда поверх ее носили галоши.

В домах принято было разводить комнатные цветы (гел). Цветы ставились на окнах и рассаживали их в разную посуду. Иногда горшки снаружи белили известью.

Обязательной принадлежностью обстановки каждой избы были сундуки. Их ставили один на другой, как в казахской юрте, иногда их ставили вдоль стены. Некоторые татарки красивые сундуки выставляли напоказ на нарах.

3. Татарский танец и динамическая пауза.

Дети группы, одетые в стилизованную татарскую одежду танцуют татарский танец. После его окончания педагог приглашает остальных детей на ковёр и спрашивает, запомнили ли они какие-либо движения. Некоторые движения повторяются вместе под татарскую музыку. Педагог спрашивает, а помнят ли дети движения русских народных танцев. После утвердительного ответа предлагает поиграть. По очереди включается фонограмма русской и татарской национальной музыки. Если дети слышат русскую музыку – исполняют движения русских танцев, если татарскую – татарских. В случаях затруднения, педагог и музыкальный работник помогают детям.

4. Задание «Четвёртый лишний. Отгадай название столицы Татарстана». Знакомство с особенностями национальной татарской одежды.

Татарстан – это очень большая, красивая, современная республика. В Татарстане много театров, музеев. В Татарстане проходят известные на весь мир фестивали музыки, кино, танцев. А в главном городе Татарстана, его столице, есть даже филиал Эрмитажа. А ещё в столице Татарстана есть много красивых храмов. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций).

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как называется столица Татарстана? Нет? Тогда я предлагаю вам это отгадать. А заодно мы с вами узнаем как выглядит национальная одежда татар, какие у неё особенности и как она называется.

Для этого вам придётся применить всю свою наблюдательность и смекалку. Здесь, на мольберте, зашифровано нужное нам слово. К каждой клеточке для вас приготовлено задание: на экране проектора вы увидите 4 картинки, каждая из которых обозначена буквой. На трёх картинках будут изображёны элементы или костюмы татарской национальной одежды, а на одной – русской. Вы должны будете отыскать лишнюю картинку, и мы впишем букву, которой она обозначена в нужную клеточку и так отгадаем слово.

В ходе выполнения заданий педагог выслушивает предположения детей, обобщает, сообщает названия элементов костюма. Также обращает внимание на орнамент, которым украшены детали татарской одежды (растительный).

5. Практическая часть. Изготовление татарской тюбетейки.

Педагог предлагает детям на память о поездке в Татарстан изготовить татарские тюбетейки для игры в группе. Демонстрирует тюбетейки. Спрашивает, запомнили ли дети, каким орнаментом украшается национальная татарская одежда. Показывает возможные варианты украшения тюбетеек и шаблоны с деталями растительного орнамента. Показывает способ изготовления формы тюбетейки.

Далее дети делятся на подгруппы, договариваются о разделении трудовых операций, занимают места за столами и приступают к изготовлению поделки. Педагог оказывает помощь в случае необходимости.

6. Чаепитие по возвращению в группу.

В группе детей ждут накрытые столы, чай и национальное татарское угощение, например, Чак-чак. Чаепитие можно сопровождать национальной татарской музыкой.

Несколько дней после досуга на прогулке и в группе педагог организует национальные татарские подвижные игры и состязания. В группе оформляется альбом с картинками и новыми словами по материалам досуга. Поощряется самостоятельное изготовление детьми татарских тюбетеек в подарок родным или для игр в группе. Предоставляются бумажные формы татарской одежды для украшения орнаментом (аппликация или рисование).

Публикации по теме:

Национальный уголок «В гостях у куклы Айвики»Национальный уголок «В гостях у куклы Айвики» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас с очередным уголком группы. Я уже представила вашему вниманию физкультурный уголок.

План работы по реализации национального компонента в средней группе на месяц План работы на месяц по «Реализации национального компонента» Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Понедельник 1. Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного досуга для детей подготовительной группы «Путешествие в Татарстан»
Опубликовано: 26 января 2014 в 01:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного досуга для детей подготовительной группы «Путешествие в Татарстан»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Одинцова (УИ 89431) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД