Лучший педагог года

Конспект познавательного занятия «Что такое соль?»

Елена Махмутова
Конспект познавательного занятия «Что такое соль?»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о соли, её происхождении.

Задачи: Познакомить детей с химическим названием соли – хлористый натрий.

Познакомить с интересными фактами из прошлого: соль заменяла людям деньги, из-за неё воевали; Уточнить и расширить знания детей о том, как добывают соль, почему в честь неё названы целые города.

Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно – следственные связи через экспериментальную деятельность.

Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Публикация «Конспект познавательного занятия „Что такое соль?“» размещена в разделах

Развивать свободное общение ребенка с взрослыми и детьми.

Воспитывать интерес к познанию природы, любовь к ней.

Методы: беседа, эксперименты, просмотр слайдов.

Словарная работа: Обогащать словарный запас детей новыми словами: хлористый натрий, караван, озеро Баскунчак, кристаллы, шахта, скульптура, рельефы, шахтеры, бактерии.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, оборудование для опытов ( одноразовая посуда: стаканчики, ложки, лупы, темный картон); банки с консервациями, мешочек с солью, полотенце.

Предварительная работа: экскурсия в соляную комнату в детском саду, заучивание поговорок о соли с детьми, изготовление веток, покрытых кристаллами соли.

Работа с родителями: рассказ родителей о Соль-Илецке, Красноусольске, просмотр фотографий.

Направления развития:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Ход занятия.

I часть.

Дети сидят полукругом около доски.

Воспитатель входит и держит в руках хлеб и соль.

Воспитатель

- Хлеб да соль ребята и гости дорогие, приглашаю вас на интересное занятие. В старину гостей встречали самым дорогим, что было в доме – хлебом и … (показывает на солонку) что это, ребята?

- Соль!

- Правильно, поваренная соль, или, как бы сказали химики, - хлористый натрий. А знаете ли вы, что соль — это очень необычное вещество, и свойства у нее удивительные, и судьба интересная.

Представим себе Древний Рим. Караван с солью бредет по главной торговой дороге- Виа Солариа, что означает “соляной путь”.

Но почему звенят доспехи? Это отряд воинов сопровождает в пути караван, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стало добычей разбойников.

В древности соль ценилась буквально на вес золота, и даже дороже. Говорили – “Соль необходима всем, а без золота многие могут обойтись”.

Раньше из-за соли воевали, ею расплачивались вместо монет, Вот такие мешочки с солью (показывает) служили людям средством расчета.

Времена эти прошли: Сейчас соли добывают достаточное количество.

А как вы думаете, откуда она берется – соль?

Ответы детей.

Открою вам секрет. Соль выпаривают из воды. Есть такие водоемы с большим содержанием соли, например, озеро Баскунчак.

- Ребята, а отгадайте загадку

В воде родится,

Но воды боится?

- Соль!

- Правильно, мы с вами узнали, что соль выпаривают из воды. А чтобы узнать боится ли она воды, проведем опыт.

Опыт 1.

- Для начала рассмотрим соль. Что она из себя представляет?

Дети: белое вещество.

- Рассмотрим ее в лупу, что еще скажите?

Дети сыпят соль на цветной картон и в лупу ее рассматривают.

Дети: соль состоит из маленьких белых частиц.

Воспитатель: Да, эти частицы называются кристаллами.

Опыт 2.

На столах у детей в емкостях вода, они высыпают в нее соль и размешивают ложкой.

Воспитатель: Соль в воде растворилась?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот мы и нашли подтверждение загадки. Ведь соль выпаривают из воды и в то же время она в воде растворяется. Попробуйте на вкус, какая стала вода?

Дети: Соленая!

Воспитатель: Это очень ценное свойство соли, а как люди его применяют?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, еще с помощью соленого раствора солят рыбу, консервируют мясо. Делают заготовки на зиму: солят помидоры, огурцы, квасят капусту. Ведь соль препятствует развитию бактерий гниения и помогает сохранить продукты в течении продолжительного срока.

Воспитатель демонстрирует банки с солениями.

Физминутка.

Воспитатель обращает внимание на экран.

Воспитатель: Есть такие места, где прямо из-под земли выходит пласт каменной соли. Его толщина 100м, а площадь около 2 километров.

Места, где добывают соль в честь нее и называют. Есть города: Соль-Илецк, Красноусольск, Соликамск, Экибастус и др.

В Таджикистане есть гора Ходжа-Мумин, она полностью состоит из соли.

В Алжире есть селение Фази, где все дома от фундамента до крыши и даже крепость с башнями состоят из соли. Но в этих местах очень мало дождей, иначе бы все эти дома просто…

Дети: Растаяли.

Воспитатель: А кто знает пословицы и поговорки о соли?

Дети:

- Хлеб, да соль для гостей дорогих.

- Хлеб – соль ешь, да правду режь.

- О важном говорят:” В этом вся соль!”.

- Рассыпать соль – к ссоре.

- Уйти ни с чем – уйти несолено на хлебавши.

- А чтобы лучше узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

- О героях говорят: “Соль земли Русской”.

Воспитатель обращает внимание на экран.

- Есть соляные шахты, которые используют для лечения больных – соляной воздух лечебный.

А еще соляные шахты – идеальное место для хранения ценностей: старинных картин, монет, мехов, важных документов.

Особенно впечатляет часовня Святой Кинги – целый зал с высокими потолками: здесь и скульптуры, и рельефы, и даже роскошные люстры из соли.

Здесь вы видите (показ) обитателя соляной шахты – трудолюбивого гнома. Гномы – помощники шахтеров. Эту скульптуру создал автор Стефан Козик.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Дети: О соли.

Воспитатель: А какие свойства соли нам известны?

Дети: Она состоит из кристаллов белого цвета, растворяется в воде. С помощью нее солят продукты и т. д.

Воспитатель: Молодцы, вы были внимательны на занятии, и за это хочу показать вам маленькое чудо.

Воспитатель вносит вазу, а в ней ветки, на которых блестят кристаллики соли.

Воспитатель: Вот вам сказка, правда, похоже на царство снежной королевы? Но сходство только внешнее. Потому, что соль – злейший враг льда. Именно поэтому в сильный гололед дворники посыпают ею дорожки.

На этом наше занятие законченно.

Предлагаемая физминутка.

(Провести на усмотрение воспитателя, когда дети устанут)

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и хорошем совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать.

Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое. Цель: закрепить с детьми представления.

Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровые ситуации. Задачи: - показать детям, используя.

Конспект занятия по развитию читательских умений в средней группе «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект по развитию читательских умений в средней группе на 7.02.18 Тема: «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Подготовила:.

Конспект познавательного занятия для детей 5–7 лет «Что такое город и село» Конспект познавательного занятия «Город и село». (для детей 5-7 лет) Цели: ознакомление с понятиями город, село, особенностями труда в.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию во второй мл. группе Подготовила воспитатель Дубчак Наталья Кахромавна.

Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» по программе «Безопасный интернет» Тема №1 «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних воспитанников путем привития.

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе для детей с ТНР «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: формирование нравственных представлений у детей. Задачи: 1. Учить давать нравственную оценку поступкам окружающих людей. 2. Формировать.

Конспект занятия по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия по речевому развитию. Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Выполнил воспитатель: Жевлоченко Евгения Вячеславовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия «Что такое соль?»
Опубликовано: 14 сентября 2018 в 17:23
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД