Лучший педагог года

Познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Жанна Бердова
Познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Программное содержание

Цель: - Обобщить и систематизировать представления о птицах, о их строении и пищевых предпочтениях. Актуализировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент.

1. Образовательные задачи:

- Закрепить знания о зимующих птицах, возможности удовлетворения возможности в пище;

- Продолжать учить детей формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент.

2. Воспитательные задачи:

Публикация «Познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста „Зимующие птицы“» размещена в разделах

- Воспитывать любовь к природе и птицам в зимних условиях, умение видеть красоту окружающего мира.

3. Словарная работа:

-Активизировать речь через ответы на вопросы.

Предварительная работа.

- Чтение художественных произведений и разучивание стихов о зимующих птицах, загадывание загадок по теме;

- Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимующих птиц.

Материалы к занятию:

Разрезные картинки с изображением вороны и синицы; картинка -«помогалка» о строение птиц, индивидуальные карточки с набором цветных кругов малого диаметра, модель – схема из категории «Расскажи-ка» по теме «Птицы», 4 обруча, 4 тарелочки, корочка хлеба, овес, кусочек сала, семечки, ягоды рябины, шапочка и нос Буратино, коврики с дельфинами (10 штук, сумочка для сюрприза, ноутбук, презентация по теме : «Зимующие птицы», аудиозапись: «Пение птиц», веселая динамичная музыка.

Методические приёмы:

Проблемная игровая ситуация, беседа, использование ИКТ, физкультминутка в виде подвижной игры, дидактические игры, работа с раздаточным материалом, релаксационная пауза, эксперимент, подведение итогов.

Ход занятия:

В: Дружно за руки возьмемся (берутся)

Мы друг другу улыбнемся (улыбаются)

И отправимся гулять (ходьба на месте)

Будем весело играть.

(входят в группу, здороваются с гостями)

Тему нашего разговора вы можете узнать сами. Для этого вам нужно собрать картинки. На этом столе разложены элементы картинок.

Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите кружочки у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята у кого картинки с желтым кружочком подойдите к желтому столу; те у кого кружочек синего цвета - подойдите к синему столу. А теперь вам нужно собрать картинки.

Итак, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки.

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня?

Д: о птицах

В: совершенно верно, сегодня наш разговор будет посвящен птицам.

А как вы смогли определить, что это птицы?

Дети называют признаки, характеризующие птиц:

(на доске висит картинка –помогалка)

На столах перед детьми лежат карточки с набором цветных кругов малого диаметра

Д: У всех птиц есть голова. (обозначим голову красным кругом)

В: У нас с вами тоже есть голова, но мы не птицы

Д: У всех птиц есть клюв (обозначим синим кругом)

В: Зачем птицам клюв?

Д: Клюв нужен птицам, чтобы есть, пить

Д: У птиц есть глаза? (обозначим черным кругом)

В: Для чего птицам глаза?

Д: Глаза нужны птицам для того, чтобы видеть, замечать еду, своих врагов, например, кошек, машины.

В: Что еще есть у птиц?

Д: У всех птиц есть крылья, для того, чтобы летать. Все тело птиц покрыто перьями, крылья тоже. (обозначим зеленым кругом)

В: Хорошо, а еще какие признаки характерны для птиц?

Д: У всех птиц 2 ноги, они нужны для того, чтобы передвигаться по земле, цепляться за ветки деревьев. (обозначим желтым цветом)

В: Отлично, что еще не назвали?

Д: Кроме этого у птиц есть хвост (обозначим оранжевым)

В: А зачем птицам хвост?

Д: Хвост очень помогает птицам в полете, благодаря ему, они могут в полете поворачивать и не врезаться в здания и деревья.

В: Молодцы, все особенности птиц рассказали.

Давайте поиграем

Дидактическая гра: «Я загадаю, вы отгадайте».

Используя модель-схему «Птицы», дети описывает птицу, картинки, с изображением которых, лежат на столе, а остальные дети должны назвать ее по описанию.

В: А заметили ли вы, какие это птицы? Как их можно назвать одним словом.

Д: Это зимующие птицы

В: Совершенно верно, молодцы!

ИКТ: просмотр презентации.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть, какие еще зимующие птицы живут рядом с нами.

(просмотр презентации на тему: «Зимующие птицы»).

В: Какие из этих птиц вам уже знакомы?

О каких птицах вы услышали в первый раз?

Ребята, почему прилетают птицы зимой из леса в город?

Д: Чтобы спастись от голода.

В: Верно. Я предлагаю вам поиграть в другую игру, которая называется

Подвижная дидактическая игра «Птичья столовая».

На полу, на большом расстоянии друг от друга лежат обручи, это кормушки. Внутри «кормушек» стоят тарелочки с различными видами корма. Напомнить детям, что у птиц есть предпочтения в еде: воробьи с удовольствием клюют хлебные крошки, овес; голуби любят семечки; снегирь выберет ягоды рябины; а синичка не откажется от кусочка сала.

В: Вправо, влево повернитесь, в …воробьев …вы превратитесь

Под музыку дети - птицы «летают» по залу

В: Проголодались воробышки, ищите свою кормушку….

Поочередно дети превращаются во всех названных птиц.

В: Вправо, влево повернитесь, в …ребятишек … превратитесь.

Релаксационная пауза:

Долго мы уже путешествуем, давайте немножко отдохнем? Вы на трувку опуститесь, послушайте, как птички поют. Дети садятся на коврик, закрывают глаза, слушают пение птиц.

Проблемная игровая ситуация с элементами экспериментирования.

Воспитатель в это время надевает шапочку и нос Буратино, предлагает детям продолжить путешествие. Дети открывают глаза и удивленно спрашивают, что случилось? Почему вы стали Буратино?

В: (сокрушенно) Я даже не знаю, хотела Вам передать гостинец от птиц, который лежит вон в той сумочке (показывает сумочку вдали, а тут чудеса начали совершаться….я в Буратино превратилась, а тут река….как же мне через нее перебраться? Надо же вас то угостить….вот же горе, прям беда… и мостика нет нигде.

Воспитатель подводит детей к формулировке проблемы «Плыть надо – плыть нельзя».

Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может он не утонет, ведь он деревянный.

Воспитатель предлагает проверить последнюю гипотезу. А вдруг он утонет? Дети выясняют, что Буратино сделан из дерева, и находят в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, в баке для мытья игрушек, который стоит в стороне, и проводят эксперимент.

Вывод. Дерево в воде не тонет, значит, Буратино не утонет, он деревянный.

Подведение итогов.

Воспитатель «переплывает реку» и возвращается с сюрпризом.

Дети вам понравилось наше путешествие? А что понравилось больше всего?

А сейчас давайте попрощаемся с гостями и займемся другими делами.

Публикации по теме:

«Осень». Календарно-тематический план занятий в старшей группе. Уважаемые коллеги! Первые две недели плана ("День знаний", "Мой любимый детский сад") вы можете посмотреть в моём блоге. 3. "Осень" Коммуникация.

Летят перелётные птицы… Мультимедийная презентация для детей. Видео Доброе время суток всем! У нас в саду начинается тематическая неделя "Перелетные птицы". Решила сделать для детей презентацию с голосами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 10:00
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД