Агаева Елена
Конспект праздничного мероприятия для детей и родителей в детском санатории «Зимние посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект праздничного мероприятия «Зимние посиделки»
Цель:
воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе народного фольклора и краеведения.
Задачи:
• создание радостного настроения у участников праздника;
• развивать интерес к традициям, быту и укладу жизни прошлых поколений;
• воспитывать духовно-нравственные качества;
Публикация «Конспект праздничного мероприятия для детей и родителей в детском санатории „Зимние посиделки“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Сценарии с участием родителей.Совместные с родителями развлечения
- Темочки
• прививать любовь к русскому фольклору, традициям Тульского края;
• обогащать словарь детей новыми словами : «посиделки, горница и др. ;
• воспитывать звуковую культуру устной речи, формировать ее грамматический строй;
• формирование устойчивого интереса ко всем видам музыкальной деятельности;
• закрепление знаний об изменениях в природе с наступлением зимы;
• формирование навыков самостоятельного исполнения выученных песен и танцев;
• развитие творчества детей средствами исполнения простейших мелодий на народных музыкальных инструментах – ложках, трещотки;
• развивать умение детей передавать через движение характер музыки, ее эмоционально образное содержание;
• в течение всего мероприятия находиться в заданном образе, оставаться выразительным, артистичным.
Оборудование.
Тульские самоварчики 4 штуки; тарелочки с вареньем (малиновое, черничное, лимонное, клубничное, земляничное, яблочное, тыквенное, одноразовые ложки для варенья; ложки деревянные, трещотки; карточки с скороговорками; карточки с текстом песни «А кто его знает…» для родителей.
Содержание.
1 Ребё нок:
На завалинке, в светёлке,
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки,
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели,
И водили хоровод.
2 Ребё нок:
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
1 ведущий:
- Верно! Вот мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое богатое праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений. В зимние холодные вечера на Руси народ собирался на посиделки – словом перемолвится, да шуткой перекинутся, посмеяться да поиграть.
2 ведущий:
- На них собирались в избе, девушки – пряли, вышивали, вязали. Парни лапти плели, из глины посуду лепили, из дерева ложки да игрушки вырезали. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, кто из дерева ложки вытачивает. Весело было! И мы собрались сегодня в горнице на посиделки.
1 ведущий:
-А сейчас сядем рядком, да поговорим ладком. А вот вам, ребятки, зимние загадки.
2 ведущий:
-В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для нахождения решения, ответа. Про загадку сам народ так говорил: «без лица в личине», — то есть «лицо» загадочного предмета скрыто под маской – «личиной». Загадкой испытывается сообразительность и смекалка человека. Любили русские люди на посиделках отгадывать загадки. Попробуйте и вы отгадать зимние загадки.
1 ведущий:
- Если ребята ответить не смогут, то им взрослые помогут.
1. Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит – слезы льет. (Зима)
2. Идет, а ног нет;
Лежит, а постели нет;
Легкий, а крыши ломит. (Снег)
3. Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
4. Белоснежная хозяйка
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет. (Зима)
5. Только выпали снежинки,
Побежал я по тропинке,
А за мной они бегут,
Весь маршрут мой выдают. (Следы)
6. Заметает в парке тропы,
Собирает снег в сугробы.
Кто же эта незнакомка,
Догадались вы? (Поземка)
7. Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок — и нет цветка. (Снежинка)
8. Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется… (Кормушка)
9. Всю зиму лежал у плетня за избой
В серебряных ножнах кинжал голубой.
(Замерзший ручей)
10. Стоят казаки,
На них белы колпаки. (Пни под снегом)
11. Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает –
Ковром устилает. (Снег)
12. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)
13. В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)
14. Их треплют, катают,
А зимой таскают. (Валенки)
2 ведущий:
-Молодцы! Загадки о зиме умеете отгадывать. На наших посиделках мы будем славить красавицу-Зиму. Послушайте стихотворение Николая Алексеевича Некрасова о зиме. Его нам прочтёт….
Ребё нок:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Весёлых белых мух.
- Стихотворение Сурикова «Зимнее утро» прочтёт…
Ребё нок:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Стихотворение Сергея Есенина «Заметает пурга» прочтёт…
Ребё нок:
Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути:
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.
1 ведущий:
-Предлагаю поиграть, ведь в старину и молодые и старые в свободное от работы время играть любили. Игра называется «Назови приметы Зимы». (Для дошкольников)
Дети по очереди называют приметы зимы, кто больше назовёт.
2 ведущий:
- Эй, девчонки-девчушки,
Весёлые хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать
Зимний вечер скоротать!
Дети исполняют танец под песню «Белые снежинки кружатся с утра…» из кинофильма «Джентльмены удачи».
1 ведущий:
- Как хорошо вы танцуете ребята! А теперь разрешите объявить следующую игру: «Бой скороговорок». (Для школьников)
Дети произносят скороговорки, кто лучше.
1. На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.
2. У четырех черепашек четыре черепашонка.
3. Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
4. Тощий немощный Кощей,
Тащит ящик овощей.
5. Купила бабуся бусы Марусе.
6. Проворонила ворона вороненка.
7. Носит Сеня в сени сено.
Спать на сене будет Сеня.
8. Ткёт ткач ткани на платочек Тане.
9. Наша река широка как Ока.
Так, как Ока широка наша река.
10. Кот ловит мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
11. Щетина у чушки, чешуя у щучки.
2 ведущий:
- Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается. Поиграем ещё, ведь не могут посиделки без игр обойтись.
Игра «Золотые ворота»
Игроки делятся на две группы. Одна часть детей стоят в кругу, держатся за руки, руки подняты вверх. Произносят слова:
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается.
Второй раз запрещается.
Ну а третий раз не пропустим вас.
Другая часть детей в это время друг за другом «змейкой» идут под руками. После последней фразы дети опускают руки. Тот кто оказался внутри круга - выбывает (или становится в круг). Тот, кто оказался за кругом продолжает играть. В конце игры группы меняются, игра проводится ещё раз.
1 ведущий:
- Хорошо у нас на посиделках, весело! И, конечно, на посиделках и парни и девушки - пели песни. Хорошая русская песня дух бодрит, где она поется, там весело живется. С хорошей песней и труд спорится. Выходи честной народ песню петь.
Исполняется песня «Как на тоненький ледок» с использованием музыкальных инструментов: ложек и трещётки.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх! Зимушка, зима,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Эх! Зимушка, зима,
Ехал Ваня, поспешал,
С своего коня упал.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
Он упал да и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
Скоро к Ване подбежали,
На коня его сажали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.
2 ведущий:
- Будем истории слушать да чаек кушать.
В народе говорится: «Старинная пословица недаром молвится.
А сейчас, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте.
Проводится игра «Доскажи пословицу». Ведущий называет первую часть пословицы, дети – вторую.
Выпей чайку – (забудешь тоску)
Чай кушай- (да гармошку слушай)
Чай пить – (не дрова рубить)
Чай пить – (долго жить)
Чай пить – (по душам говорить)
Пришел невзначай – (да попал на чай)
Где чай с пирогами – (там и мы с руками)
Чай не пьешь – (откуда силу возьмешь)
Где есть чай, (там и под елью рай.)
Береги в доме добро, (а в чае - тепло)
Коль чаем угощают, (значит уважают)
Пей чай – (удовольствие получай)
Чай крепче, если он (с добрым другом разделён)
Чаем на Руси никто (не подавился)
1 ведущий:
- А самый вкусный чай из самовара.
Что за чудо, что за жар,
Это тульский самовар.
2 ведущий:
-Самовары были изобретены в Англии, а потом оттуда попали к нам. Первый тульский самовар был изготовлен в 1748 году мастером из тульского Заречья Назаром Лисицыным. И вскоре город оружейников стал известен на весь мир, как центр самоварного производства. Самовары делали из красной и зеленой меди, мельхиора, иногда самовары золотили или серебрили, но основной материал для самовара – это латунь. В Туле выпускали и выпускают жаровые самовары, больше их не делают нигде. В таком самоваре в середине труба, в нее засыпают топливо и поджигают его, а вода вокруг трубы закипает.
Мы с вами наследники славных традиций тульских умельцев. Потренируемся самовар собирать.
Конкурс: «Собери самовар».
Дети на скорость собирают маленькие тульские самоварчики.
1 ведущий:
- На посиделках чай из самовара, да еще и с вареньем – это просто чудо. Дети любите варенье? Сейчас мы это проверим.
Конкурс: «Отгадай варенье!»
Дети и взрослые с закрытыми глазами пробуют варенье (малиновое, черничное, лимонное, клубничное, земляничное, яблочное, тыквенное) и определяют его состав.
2 ведущий:
- А еще чай у нас в Туле пьют с пряниками. Ребята, а из чего пекут пряники тульские? (ответы детей).
-Послушайте стихотворение о тульском прянике. «Пряник тульский» (В. Степанова).
Ребёнок (или несколько детей) :
Где родился пряник тульский?
Там, где медом в час июльский
Пахнут русские снега.
А зимой метет снега.
Там где словно на крылечке,
Светел лес стоит у речки
И в Упу роняет он
Золотистых листьев звон.
Пряник тульский рос на поле
Там, где пот рубаху солит,
Там, где дождик проливной
Клонит колос наливной.
Пряник тульский там родился
Где с любовью потрудился
Возле мельниц и печей
Хлебороб страны моей.
Пряник мастером замешан,
На цвету рябины здешней,
И на песнях, тех что пели.
Мамы нам у колыбели.
Ты возьми его в ладони
Аромат его вдохни
И увидишь, мчатся кони,
Летний вечер в травах тонет.
1 ведущий:
- От наших предков нам досталось богатое наследство и одно из них русские народные песни, уважаемые взрослые, давайте покажем детям, что мы не забываем это наследие, исполним песню, которую знают все и пели эту песню наши прадеды и прабабки на посиделках.
Родители исполняют песню «И кто его знает».
На закате ходит парень
Возле дома моего,
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего.
И кто его знает,
Зачем он моргает?
Как приду я на гулянье -
Он танцует и поет,
А простимся у калитки -
Отвернется и вздохнет.
И кто его знает,
Чего он вздыхает?
Я спросила: "Что не весел?
Иль не радует житье?"
"Потерял я, - отвечает, -
Сердце бедное свое".
И кто его знает,
Зачем он теряет?
А вчера прислал по почте
Два загадочных письма:
В каждой строчке - только точки,
Догадайся, мол, сама.
И кто его знает,
На что намекает?
Я разгадывать не стала -
Не надейся и не жди.
Только сердце почему-то
Сладко таяло в груди.
И кто его знает,
Чего он моргает,
Чего оно тает?
2 ведущий:
- Как говорится «делу время, а потехе час». Будем шутки шутить, да гостей веселить.
Проводится игра «Яша, Маша».
Дети встают в круг, держатся за руки. Внутри круга водящий «Яша»(если водящий девочка -«Маша»). Дети идут по кругу со словами:
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
Свои руки положи,
И на друга покажи.
По окончании слов Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, вместе они встают в центр круга спиной друг к другу. Дети хлопают в ладоши и считают : «раз, два, три» Игроки одновременно поворачивают голову: если в одну сторону выиграли (обнимаются и водящий меняется, если в разные – нет (жмут друг другу руку). Игра продолжается.
1 ведущий:
- Ну вот, дорогие ребята и взрослые, повеселились мы, много нового узнали. Мы рады, что знакомы вам обряды народные, бережете вы родную культуру.
2 ведущий:
- Закончились посиделки наши. Желаем в мире жить, всем дружить, родным краем дорожить. А на праздниках веселых петь, плясать и не тужить!
Звучит песня группы «Иванушки-интернешенл» «Зима, зима, зима…». Дети с родителями танцуют. Праздник заканчивается.