Анастасия Калинская
Конспект «Пресные водоёмы, их обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший возраст (5-6 лет)
«Пресные водоёмы, их обитатели»
Калинская Анастасия Николаевна,
1-я квалификационная категория,
МБДОУ №11.
Цель применения ИКТ в НОД:
повышения уровня мотивации познавательно-практической деятельности и двигательной активности у детей.
Обоснование целесообразности применения данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на занятии:
• внесение разнообразия в образовательную деятельность;
• использование яркой, интересной, современной формы представления и закрепления информации детям;
Публикация «Конспект „Пресные водоёмы, их обитатели“» размещена в разделах
• активизация речевой деятельности.
Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на занятии: 7 минут.
Место НОД в изучении темы: занятие по познавательному развитию при реализации проекта «Экологическая тропа».
Цели НОД: формирование представлений о существующих пресных водоемах, его обитателях.
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие» :
• актуализировать, систематизировать и расширять представления о пресных водоёмах и их обитателях;
• совершенствовать знания детей об особенностях внешнего вида обителей пресных водоёмов;
• развивать психические процессы: логическое мышление, восприятие, внимание, память;
• развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Задачи в интеграции образовательных областей:
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
• формировать позитивные установки к различным видам пресных водоёмов и их обитателям;
• развивать стремление отражать свои знания и впечатления о пресных водоёмах и их обитателях в игровой деятельности;
• совершенствовать игровые навыки детей;
• развивать общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми;
• формировать умение работать в парах;
• развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
образовательная область «Речевое развитие» :
• активизировать словарь детей по теме «Пресные водоёмы, их обитатели» : пресные водоёмы – озеро, пруд, река, болото; обитатели пресных водоёмов – карась, окунь, водомерка, жук-плавунец, бобёр, утка, цапля…
• развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.
Планируемые результаты НОД: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуацию; ребёнок обладает развитым воображением, проявляет любознательность; склонен к наблюдению и умозаключению; обладает элементарными представлениями о человеческом организме; владеет связной речью, может построить речевое высказывание в ситуации, обобщение; ребёнок обладает установкой ценностного отношения к самому себе и другим людям; заботится о своём здоровье и здоровье окружающих его людей; соблюдает правила личной гигиены, у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он владеет основными видами движений; может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД:
Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки объектов окружающего мира, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные – умение контролировать в форме слияния с способа действия и его результата с заданным эталоном; формирование произвольности поведения и саморегуляции, как способности ребёнка к мобилизации сил, к волевому усилию.
Личностные – умение оценивать усваимое содержание, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Используемое оборудование для детей: лепбук «Пресные водоёмы, их обитатели» (д/и «Четвёртый лишний», демонстрационные карточки к загадкам, разрезные картинки).
Используемое оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, авторская презентация Power Point, ноутбук, видеозапись с обращением Водяного.
Предварительная работа:
• изготовление лепбука «Пресные водоёмы, их обитатели»
• беседы об обитателях водоемов (паук-серебрянка, водомерка, жук плавунец, стрекоза и ее личинка, лягушка, бобры, рыбы, утки, гуси).
• Беседы: «Правила поведения на водоемах», «для чего нужны растения в пресных водоёмах?», «Что будет, если….?»;
• Лепка «Улитка», рисование по теме «кто живет в пруду?».
• Чтение Т. А. Шорыгина: «Рыбы. Какие они?», «Насекомые. Какие они?», Ирина Гурина: «Как появляется лягушка?», стихотворений и рассказов о водных обитателях.
Этап 1. Вводная часть – мотивационный этап (продолжительность 4-5 минуты).
Цель этапа: Приветствие, введение в игровую ситуацию, мотивация детей к проведению образовательной деятельности, активизация внимания. Цель этапа: переключение на другой вид деятельности.
Слайд 2. Письмо на электронный адрес
Ребята, сегодня на электронный адрес нашего детского сада пришло письмо, с пометкой для группы «Чебурашки».
В:Хотите узнать от кого письмо, и что там написано?
Д:«Да, конечно хотим».
Слайд 3. Видеообращение Водяного
Открываем файл и слушаем видеообращение.
Водяной: «Здравствуйте ребята. Я Водяной, живу в пресном водоёме. С моими друзьями случилась беда: их заколдовала злая Кикимора. Помогите мне расколдовать их, а это можно сделать, лишь выполнив все задания Кикиморы. Пожалуйста, спасите моих друзей, без них мне очень грустно».
В:Ребята, кто обратился к нам с просьбой о помощи? («Водяной»)
-А где живёт Водяной? («Водяной живёт в пресном водоёме»)
-Какие пресные водоёмы вы знаете(«Озеро, пруд, река, болото»)
-Ребята, что случилось с друзьями Водяного(«Злая Кикимора заколдовала их»).
-О чем просит нас Водяной? («Водяной просит нас спасти его друзей»)
-Хотите помочь Водяному? («Да, конечно хотим»)
Этап 2. Основная часть – содержательно деятельностный этап (продолжительность 15-16 минут)
Цель этапа: обобщение и тренировка теоретических и практических знаний, умений и навыков детей. Цель этапа: закрепление знаний, использование имеющихся знаний и навыков.
В: Чтобы спасти друзей водяного надо пройти все препятствия в сказочной стране, но как же нам туда попасть?
Д: Высказывают свои предположения: «на ковре самолёте», «с помощью цветика семицветика», «с помощью волшебной палочки», «нам поможет волшебный клубок»….
Слайд 4. Ковёр самолёт, цветик семицветик, волшебный клубок, волшебная палочка
В: Вы правы, с помощью всех этих волшебных предметов можно попасть в сказку, но у меня есть только волшебный цветик семицветик.
В: Хорошо, давайте оторвё м лепесток и скажем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-нашему, вели.
Вели, чтобы мы с ребятами оказались в сказочной стране.
В: Вот мы и в сказочной стране.
Посмотрите, здесь что-то интересное.
А вот и первое задание Кикиморы «Четвертый лишний в пруду».
Подумайте, кто живет в пресном водоёме? Кто может быть другом Водяного? А кто же лишний из них?
Показываем детям карточку с изображением: окуня, щуки, индюка и карася.
Д: «Лишний индюк, потому что окунь, щука и карась – это рыбы, которые водятся в пресном водоёме, а индюк - домашняя птица».
В:Правильно ребята окунь, щука и карась – это пресноводные рыбы, а они могут быть друзьями Водяного?
Д: «Да могут, они же живут в воде».
В: А, вы знаете, чем похожи все рыбы?
Д: «Они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя».
Показываем детям следующую карточку с изображением: утки, лебедя, гуся и петуха.
Д: «Лишний петух, так как он не умеет плавать, а остальные птицы водоплавающие, значит они тоже друзья Водяного».
Показываем детям ещё одну карточку с изображением: водомерки, жука - плавунца, пчелы, комара.
Д: «Здесь лишняя пчела, потому что она не водное насекомое, а водомерка, жук - плавунец, комар живут в воде».
В: Молодцы, ребята, с первым заданием справились отлично. И некоторых друзей Водяного уже расколдовали. Давайте посмотрим, что же ещё приготовила для нас Кикимора.
«ОТГАДАЙ-КА»
Ребята, я буду читать загадки, а вы постарайтесь угадать, о каком обитателе водоёма идёт речь, и найдите картинку с его изображением.
1. Ползает наоборот,
задом наперёд.
Всё под водой
хватает клешнёй.
Д: «Рак»
2. По узкой дорожке,
голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
на себе свой дом везет?
Д: «Улитка»
3. Голубой аэропланчик
сел на белый одуванчик.
Д: «Стрекоза»
4. На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно.
Д: «Сом»
5. Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку – спотыкалочку.
Д: «Утка»
6. Где же вы её найдёте?
Ну, конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»
Д: «Лягушка»
Вот мы и расколдовали ещё шестерых друзей Водяного.
Интегрированная двигательтно-познавательная пауза
Цель: переключение детей на активную деятельность, снятие возможного статического напряжения, профилактика утомления. Цель: выполнение движений по тексту.
Давайте, представим, что мы лягушки и сделаем лягушачью зарядку.
«Две лягушки»
Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет!
- Дети, давайте с вами попрыгаем к следующему заданию.
«СОСТАВЛЯЙ-КА»
Вот и последнее задание Кикиморы. Здесь надо составить картинки, и тогда мы спасём остальных друзей Водяного. Разделитесь по парам и вместе вы сможете собрать картинки быстрее.
Дети самостоятельно делятся по парам и выполняют задание.
Кто же у вас получился?
Ответы детей: «Цапля, бобёр, тритон, цапля, ондатра»
Вот мы и выполнили задания злой Кикиморы и спасли всех друзей водяного.
Нам пора возвращаться в детский сад. А поможет нам?
Д: «Цветик семицветик».
Скажем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-нашему, вели.
Вели, чтобы мы с ребятами оказались в детском саду.
Этап 3. Заключительная часть – рефлексивный этап (продолжительность 3-4 минуты)
Итог НОД. Рефлексия. Мотивация на дальнейшую деятельность. Постепенный переход к самостоятельной деятельности.
Цель: подведение итогов НОД. Определение эмоционального состояния детей в конце деятельности. Заинтересовывать детей, на самостоятельную дальнейшую деятельность, вне рамок данной, НОД. Цель: ответить на вопросы воспитателя, выделив, интересные для каждого моменты. Осознание своего эмоционального состояния.
Скажите ребята, Водяной это реальный персонаж или сказочный? («Водяной – это сказочный персонаж»)
Как вы думаете его можно встретить на самом деле? («Нет, он живёт только в сказках»)
Что вам понравилось в нашем путешествии в сказочную страну? («Собирать картинки», «отгадывать загадки», «выполнять задания Кикиморы».)
А что для вас было сложным? («Ничего», «Собирать разрезные картинки»)
За что бы вы хотели себя похвалить?
Спрашиваем каждого ребёнка.
Ребята, у меня есть Водяной который сидит в своём водоёме (игровое поле водоём). Возьмите друзей Водяного и разместите их рядом с ним, если вы всё поняли, если вам еще что-то хотелось сделать, разложите водоросли в водоёме и разложите камушки если вам что-то осталось непонятным.
А теперь, вы можете придумать сами свою сказку про Водяного, его друзей и поиграть.
Воспитатель благодарит детей за проделанную работу, отмечает успехи каждого ребёнка. Отмечает детей, которые в процессе деятельности приходили на помощь своим товарищам, затруднявшимся в выполнении какого – либо задания.
Информационные ресурсы:
• Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.
• Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 512с.
• Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. : Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «-е, переработ. и доп. М. : «Просвещение», 1972. 415 с. с ил. Для чтения О. Кригер «Золотая рыбка»
• Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.
Беседа. Что мы знаем о рыбах? С. 158
• https://yandex.ru/images
• www.maam.ru
• 1september.ru
• https://dohcolonoc.ru