Папки-передвижки

Конспект «Пресные водоёмы, их обитатели»

Анастасия Калинская
Конспект «Пресные водоёмы, их обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы

Старший возраст (5-6 лет)

«Пресные водоёмы, их обитатели»

Калинская Анастасия Николаевна,

1-я квалификационная категория,

МБДОУ №11.

Цель применения ИКТ в НОД:

повышения уровня мотивации познавательно-практической деятельности и двигательной активности у детей.

Обоснование целесообразности применения данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на занятии:

• внесение разнообразия в образовательную деятельность;

• использование яркой, интересной, современной формы представления и закрепления информации детям;

Публикация «Конспект „Пресные водоёмы, их обитатели“» размещена в разделах

• активизация речевой деятельности.

Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на занятии: 7 минут.

Место НОД в изучении темы: занятие по познавательному развитию при реализации проекта «Экологическая тропа».

Цели НОД: формирование представлений о существующих пресных водоемах, его обитателях.

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие» :

• актуализировать, систематизировать и расширять представления о пресных водоёмах и их обитателях;

• совершенствовать знания детей об особенностях внешнего вида обителей пресных водоёмов;

развивать психические процессы: логическое мышление, восприятие, внимание, память;

• развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.

Задачи в интеграции образовательных областей:

образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

• формировать позитивные установки к различным видам пресных водоёмов и их обитателям;

• развивать стремление отражать свои знания и впечатления о пресных водоёмах и их обитателях в игровой деятельности;

• совершенствовать игровые навыки детей;

• развивать общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми;

• формировать умение работать в парах;

• развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

образовательная область «Речевое развитие» :

• активизировать словарь детей по теме «Пресные водоёмы, их обитатели» : пресные водоёмы – озеро, пруд, река, болото; обитатели пресных водоёмов – карась, окунь, водомерка, жук-плавунец, бобёр, утка, цапля…

• развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.

Планируемые результаты НОД: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуацию; ребёнок обладает развитым воображением, проявляет любознательность; склонен к наблюдению и умозаключению; обладает элементарными представлениями о человеческом организме; владеет связной речью, может построить речевое высказывание в ситуации, обобщение; ребёнок обладает установкой ценностного отношения к самому себе и другим людям; заботится о своём здоровье и здоровье окружающих его людей; соблюдает правила личной гигиены, у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он владеет основными видами движений; может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки объектов окружающего мира, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные – умение контролировать в форме слияния с способа действия и его результата с заданным эталоном; формирование произвольности поведения и саморегуляции, как способности ребёнка к мобилизации сил, к волевому усилию.

Личностные – умение оценивать усваимое содержание, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Используемое оборудование для детей: лепбук «Пресные водоёмы, их обитатели» (д/и «Четвёртый лишний», демонстрационные карточки к загадкам, разрезные картинки).

Используемое оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, авторская презентация Power Point, ноутбук, видеозапись с обращением Водяного.

Предварительная работа:

• изготовление лепбука «Пресные водоёмы, их обитатели»

• беседы об обитателях водоемов (паук-серебрянка, водомерка, жук плавунец, стрекоза и ее личинка, лягушка, бобры, рыбы, утки, гуси).

Беседы: «Правила поведения на водоемах», «для чего нужны растения в пресных водоёмах, «Что будет, если….?»;

• Лепка «Улитка», рисование по теме «кто живет в пруду?».

• Чтение Т. А. Шорыгина: «Рыбы. Какие они?», «Насекомые. Какие они?», Ирина Гурина: «Как появляется лягушка?», стихотворений и рассказов о водных обитателях.

Этап 1. Вводная часть – мотивационный этап (продолжительность 4-5 минуты).

Цель этапа: Приветствие, введение в игровую ситуацию, мотивация детей к проведению образовательной деятельности, активизация внимания. Цель этапа: переключение на другой вид деятельности.

Слайд 2. Письмо на электронный адрес

Ребята, сегодня на электронный адрес нашего детского сада пришло письмо, с пометкой для группы «Чебурашки».

В:Хотите узнать от кого письмо, и что там написано?

Д:«Да, конечно хотим».

Слайд 3. Видеообращение Водяного

Открываем файл и слушаем видеообращение.

Водяной: «Здравствуйте ребята. Я Водяной, живу в пресном водоёме. С моими друзьями случилась беда: их заколдовала злая Кикимора. Помогите мне расколдовать их, а это можно сделать, лишь выполнив все задания Кикиморы. Пожалуйста, спасите моих друзей, без них мне очень грустно».

В:Ребята, кто обратился к нам с просьбой о помощи? («Водяной»)

-А где живёт Водяной? («Водяной живёт в пресном водоёме»)

-Какие пресные водоёмы вы знаете(«Озеро, пруд, река, болото»)

-Ребята, что случилось с друзьями Водяного(«Злая Кикимора заколдовала их»).

-О чем просит нас Водяной? («Водяной просит нас спасти его друзей»)

-Хотите помочь Водяному? («Да, конечно хотим»)

Этап 2. Основная часть – содержательно деятельностный этап (продолжительность 15-16 минут)

Цель этапа: обобщение и тренировка теоретических и практических знаний, умений и навыков детей. Цель этапа: закрепление знаний, использование имеющихся знаний и навыков.

В: Чтобы спасти друзей водяного надо пройти все препятствия в сказочной стране, но как же нам туда попасть?

Д: Высказывают свои предположения: «на ковре самолёте», «с помощью цветика семицветика», «с помощью волшебной палочки», «нам поможет волшебный клубок»….

Слайд 4. Ковёр самолёт, цветик семицветик, волшебный клубок, волшебная палочка

В: Вы правы, с помощью всех этих волшебных предметов можно попасть в сказку, но у меня есть только волшебный цветик семицветик.

В: Хорошо, давайте оторвё м лепесток и скажем волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-нашему, вели.

Вели, чтобы мы с ребятами оказались в сказочной стране.

В: Вот мы и в сказочной стране.

Посмотрите, здесь что-то интересное.

А вот и первое задание Кикиморы «Четвертый лишний в пруду».

Подумайте, кто живет в пресном водоёме? Кто может быть другом Водяного? А кто же лишний из них?

Показываем детям карточку с изображением: окуня, щуки, индюка и карася.

Д: «Лишний индюк, потому что окунь, щука и карась – это рыбы, которые водятся в пресном водоёме, а индюк - домашняя птица».

В:Правильно ребята окунь, щука и карась – это пресноводные рыбы, а они могут быть друзьями Водяного?

Д: «Да могут, они же живут в воде».

В: А, вы знаете, чем похожи все рыбы?

Д: «Они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя».

Показываем детям следующую карточку с изображением: утки, лебедя, гуся и петуха.

Д: «Лишний петух, так как он не умеет плавать, а остальные птицы водоплавающие, значит они тоже друзья Водяного».

Показываем детям ещё одну карточку с изображением: водомерки, жука - плавунца, пчелы, комара.

Д: «Здесь лишняя пчела, потому что она не водное насекомое, а водомерка, жук - плавунец, комар живут в воде».

В: Молодцы, ребята, с первым заданием справились отлично. И некоторых друзей Водяного уже расколдовали. Давайте посмотрим, что же ещё приготовила для нас Кикимора.

«ОТГАДАЙ-КА»

Ребята, я буду читать загадки, а вы постарайтесь угадать, о каком обитателе водоёма идёт речь, и найдите картинку с его изображением.

1. Ползает наоборот,

задом наперёд.

Всё под водой

хватает клешнёй.

Д: «Рак»

2. По узкой дорожке,

голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

на себе свой дом везет?

Д: «Улитка»

3. Голубой аэропланчик

сел на белый одуванчик.

Д: «Стрекоза»

4. На дне, где тихо и темно

Лежит усатое бревно.

Д: «Сом»

5. Пёстрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку – спотыкалочку.

Д: «Утка»

6. Где же вы её найдёте?

Ну, конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,

Говорит: «КВА, КВА, КВА!»

Д: «Лягушка»

Вот мы и расколдовали ещё шестерых друзей Водяного.

Интегрированная двигательтно-познавательная пауза

Цель: переключение детей на активную деятельность, снятие возможного статического напряжения, профилактика утомления. Цель: выполнение движений по тексту.

Давайте, представим, что мы лягушки и сделаем лягушачью зарядку.

«Две лягушки»

Видим, скачут по опушке

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкультпривет!

- Дети, давайте с вами попрыгаем к следующему заданию.

«СОСТАВЛЯЙ-КА»

Вот и последнее задание Кикиморы. Здесь надо составить картинки, и тогда мы спасём остальных друзей Водяного. Разделитесь по парам и вместе вы сможете собрать картинки быстрее.

Дети самостоятельно делятся по парам и выполняют задание.

Кто же у вас получился?

Ответы детей: «Цапля, бобёр, тритон, цапля, ондатра»

Вот мы и выполнили задания злой Кикиморы и спасли всех друзей водяного.

Нам пора возвращаться в детский сад. А поможет нам?

Д: «Цветик семицветик».

Скажем волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-нашему, вели.

Вели, чтобы мы с ребятами оказались в детском саду.

Этап 3. Заключительная часть – рефлексивный этап (продолжительность 3-4 минуты)

Итог НОД. Рефлексия. Мотивация на дальнейшую деятельность. Постепенный переход к самостоятельной деятельности.

Цель: подведение итогов НОД. Определение эмоционального состояния детей в конце деятельности. Заинтересовывать детей, на самостоятельную дальнейшую деятельность, вне рамок данной, НОД. Цель: ответить на вопросы воспитателя, выделив, интересные для каждого моменты. Осознание своего эмоционального состояния.

Скажите ребята, Водяной это реальный персонаж или сказочный? («Водяной – это сказочный персонаж»)

Как вы думаете его можно встретить на самом деле? («Нет, он живёт только в сказках»)

Что вам понравилось в нашем путешествии в сказочную страну? («Собирать картинки», «отгадывать загадки», «выполнять задания Кикиморы».)

А что для вас было сложным? («Ничего», «Собирать разрезные картинки»)

За что бы вы хотели себя похвалить?

Спрашиваем каждого ребёнка.

Ребята, у меня есть Водяной который сидит в своём водоёме (игровое поле водоём). Возьмите друзей Водяного и разместите их рядом с ним, если вы всё поняли, если вам еще что-то хотелось сделать, разложите водоросли в водоёме и разложите камушки если вам что-то осталось непонятным.

А теперь, вы можете придумать сами свою сказку про Водяного, его друзей и поиграть.

Воспитатель благодарит детей за проделанную работу, отмечает успехи каждого ребёнка. Отмечает детей, которые в процессе деятельности приходили на помощь своим товарищам, затруднявшимся в выполнении какого – либо задания.

Информационные ресурсы:

• Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.

• Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 512с.

• Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. : Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «-е, переработ. и доп. М. : «Просвещение», 1972. 415 с. с ил. Для чтения О. Кригер «Золотая рыбка»

• Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.

Беседа. Что мы знаем о рыбах? С. 158

https://yandex.ru/images

www.maam.ru

• 1september.ru

https://dohcolonoc.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по экологии «Обитатели морей»Конспект интегрированного занятия по экологии «Обитатели морей» Конспект интегрированного занятия по экологии Тема: «Обитатели морей» Цель: 1. Познакомить с многообразием морских обитателей, развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Обитатели Керженского заповедника»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Обитатели Керженского заповедника» Цель: закрепить знания детей о обитателях Керженского заповедника, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни обитателей.

Конспект НОД «Лесные обитатели зимой» Конспект НОД беседы в старшей группе Воспитатель Бузунова С. С. Лесные обитатели зимой. Цель: помочь детям запомнить признаки, характеризующие.

Конспект НОД по ФЦКМ «Река Раздольная и её обитатели» Тема: «Река Раздольная и её обитатели» Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект НОД «Лесные обитатели» (средняя группа)Конспект НОД «Лесные обитатели» (средняя группа) Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о лесных обитателях. Образовательные задачи: 1. Формировать представление о внешнем.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Обитатели аквариума» МКДОУ №5 г. Ефремов Образовательная ситуация «Обитатели аквариума» Время проведения: 19 апреля 2017 года Задачи: Обучающие: 1. расширение.

Конспект занятия «Морские обитатели» Мастер – класс в студии «Солнышко». Тема: «Морские обитатели». Цель: Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского.

Конспект занятия «Обитатели нашего края» Цель: Расширить представление детей о диких животных нашего края (заяц, ежик, белка, их внешнем виде, повадках, месте обитания. Развивать.

Экологический проект «Аквариум и его обитатели» или «Не загрязняйте, люди, водоёмы!»Экологический проект «Аквариум и его обитатели» или «Не загрязняйте, люди, водоёмы!» Актуальность проекта: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию.

Водоёмы и их обитателиВодоёмы и их обитатели "В воде мы живём, Без воды мы пропадём" (Рыбы) Не так давно, ребята средней группы, осваивали тему "Водоёмы и их обитатели". На этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект «Пресные водоёмы, их обитатели»
Опубликовано: 10 сентября 2017 в 19:47
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект «Пресные водоёмы, их обитатели»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Калинская (УИ 501223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД