Марина Андреева
Конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Человек — друг и враг природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познание
Формирование целостной картины мира.
Тема: «Человек-друг и враг природы»
Проводит : Андреева Марина Васильевна, воспитатель
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: на доске - картинки и магниты (с изображением деревьев, цветов, диких и домашних животных, птиц, рыб, насекомых и т. д., картинки - экологические плакаты (правила поведения в природе); картинки с изображением персонажей сказок («колобок», «теремок», «три поросенка», «по щучьему велению», «кот и лиса» и др. ; загадки, стихи о природе, о правилах поведения в природе;
Публикация «Конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе „Человек — друг и враг природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Раздаточный материал: карточки зеленого и красного цвета на каждого ребенка, наклейки с изображением представителей животного и растительного мира; блокнотики-заготовки «красная книга» с рисунками -контурами животных, занесенных в Красную книгу Архангельской области, для штриховки и раскрашивания (белый медведь, лесной лемминг, голубой песец и др.)
Задачи:
1. Развивающие:
- развивать любознательность, память, творческое воображение;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- развивать умение делать выводы о развитии природы;
- способствовать развитию познавательных интересов;
2. Образовательные:
- расширять знания о живой и неживой природе, показать взаимосвязь;
- закреплять умение отгадывать загадки, находить ответы на поставленные вопросы;
- учить решать проблемные задачи.
3. Воспитательные:
- продолжать воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
- формировать желание заботиться о природе.
Ход:
- Дети, посмотрите как красиво сегодня в нашей группе. На доске - много различных картинок и магнитов. Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено? (птицы, рыбы, животные, растения, горы и т. д.). Если вы подумаете и ответите на вопрос: как можно одним словом назвать все, что здесь изображено, вы поймете, о чем мы будем говорить на нашем занятии? Правильно, сегодня мы поговорим о природе. Кто из вас знает стихи о представителях природы.
-Ее всегда в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как еж, зимою – в платье летнем. (Лейла)
- Где ты, солнце, в самом деле, мы совсем окоченели,
Без тебя вода замерзла, без тебя вода промерзла.
Выйди, солнышко, скорей, приласкай и обогрей! (Маша)
- Улитка, улитка ползет по стене и домик улитка несет на спине.
Весну и все лето улитка в пути, ей к осени надо на землю сползти. (Максим)
- Зеленые брюшки и длинные лапки,
Лягушки – квакушки привыкли к зарядке.
Немного сноровки – лягушки в полете.
Весь день тренировки идут на болоте. (Гриша)
- Что растет на нашей грядке: огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп для приправы и для проб.
Есть редиска и салат. Наша грядка – просто клад. (Соня)
- Птицы на юг улетают: гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали. (Митя)
- Молодцы! Есть на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем
Природою родной земли зовется этот дом.
- В каких сказках героями стали представители природы? («Приключения Чиполино», «По щучьему велению», «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Сивка-Бурка», «Курочка Ряба», «Кот в сапогах», «Краденое солнце», «Тараканище»)
- Я поместила отдельно картинки, на которых изображены животные, рыбы, птицы растения от картинок, на которых – горы, планеты, гроза? Правильно, это живая и неживая природа. Чем отличается? Представители живой природы растут, дышат, питаются. Давайте поиграем, если я назову того, кто относится к живой природе – хлопните в ладоши, а если к неживой – сидите тихо. (Сосна, Луна, заяц, щука, гром, роза, ландыш, гора, крот, сорока). Молодцы, а сейчас отгадайте загадки:
-Подскажите, как у елки называются иголки? (хвоя)
-Много рук, а нога одна (дерево)
-У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы)
-У одной матери двое детей: дочка яркая, но тихая, сынок невидимый да громкий (гроза, молния и гром)
-Ох, не трогайте меня, обожгу и без огня! (крапива)
-На свете нет ее сильнее, на свете нет ее буйнее,
В руках ее не удержать и на коне не обогнать! (вода)
-Без рук, без ног, а калитку закрывает. (ветер)
Физкультминутка:
Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок,
Хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет,
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
1,2,3,4 отжимает Хомка гири.
1,2,3,4,5 Хомка хочет сильным стать.
-Ну, а теперь о самом важном: взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днем, а воздух! Сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой, теперь он грязный и больной!
Погибнуть может все живое! Земля, что сделали с тобою?
- 2013 год объявлен годом Земли! Я тоже слышала, что наша природа нуждается в защите. От кого или от чего надо защищать природу? (от неразумного, вредного вмешательства человека). Как человек губит природу? (вырубает деревья, уничтожает растения, загрязняет водоемы, сливает в реку отходы и гибнут рыбы, уничтожает животных, разоряет их жилища). Люди построили много заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух, его загрязняет дым, который выходит из труб в небо. На улицах очень много автомобилей, выхлопные газы тоже загрязняют воздух. При авариях нефть из танкеров проливается в воду морей и океанов. Плохо зная природу, люди погубили много растений и животных.
Народная мудрость говорит:
- Растение – земли украшение,
- Сломать дерево – минута, вырастить – годы,
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!
(Человек – часть природы и существовать без нее он не может. Природа наказывает Человека за плохое отношение. Он дышит загрязненным воздухом, пьет грязную воду и болеет, лишает своих детей и внуков любоваться многими растениями.) Чтобы помочь природе, надо любить ее с детства и понимать, как живут все живые существа. Умные люди думают, как защитить природу, создают организации, которые помогают сохранить нашу планету. Исчезающие животные и растения занесены в Красную книгу. Люди создают заповедники (места, где проживают на свободе редкие животные, где запрещена охота). Не зря появилась наука – экология. Экологи наблюдают и изучают природу, защищают ее, учат бережно относиться к окружающему миру. Мы с вами тоже можем стать юными экологами. Хотите? Предлагаю открыть собрание юных экологов группы «Ветерок». Давайте поприветствуем всех как юные экологи: (дети поют)
- Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка – Земля!
Здравствуйте, мои друзья!
А что хотят юные экологи группы «Ветерок», расскажут нам Егор и Рита:
-Мы хотим, чтоб солнце грело и березка зеленела,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы жил колючий еж и шумел веселый дождь.
-Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась,
Голубели небеса, поутру легла роса.
-А юный эколог Антон расскажет, как он ведет себя в лесу:
-Я на кусте у родника не тронул сети паука,
Я поглядел на муравьев, у них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал и никого не напугал,
Нигде воды не замутил, в лесу я просто погостил.
Молодец, Антон! Предлагаю на нашем первом собрании юных экологов решить, что хорошо для природы, а что плохо. У вас на столах красные и зеленые карточки. Если я назову то, что вредно, опасно для природы, поднимите красную карточку, а если хорошо – зеленую. А еще необходимо объяснить, почему подняли такую карточку.
-Смастерить кормушки и подкармливать птичек зимой, (объясните, почему подняли зеленую карточку)
-забрать из гнезда птенчика и принести домой,
-ломать деревья,
-убирать мусор на нашем участке,
-включать очень громко музыку в лесу,
-посадить весной растения,
-ловить бабочек и сажать в банку,
-рвать цветы и приносить домой,
-подвязать сломанную веточку дерева.
-Теперь мы можем придумать правила поведения в природе и познакомить с ними детей нашего детского сада.
-Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки. (Артем)
-Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. (Карина)
-Из рогатки не стрелять, в лес приходят отдыхать,
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить! (Максим)
(Воспитатель помещает правила в картинках на доску).
- Может быть, кто-то хочет добавить свои правила. (не разводить костры, не разорять гнезда, жилища обитателей и т. д.)
-Пусть правила остаются на доске, это поможет нам их запомнить. После занятия перечеркнем каждую картинку красной полосой. Возможно, вы увидите такие знаки, когда поедете отдыхать, объясните взрослым, что они означают.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
- Наше собрание юных экологов заканчивается. Что понравилось вам на нашем занятии? (Ответы детей)
-Мне очень понравилось, что вы много знаете о природе, с радостью готовы защищать ее. Смотрите дома больше телепередач о природе, расскажите родителям, друзьям, как надо вести себя на отдыхе в лесу, чтобы не навредить природе.
На память о сегодняшнем занятии каждый эколог получит наклейку и свою маленькую Красную книжку. В этой книжке представлены животные нашей области, которые находятся под охраной. Этих животных надо раскрасить или заштриховать, а дома вы можете добавить еще и растения.