Татьяна Тихонова
Конспект «Путешествие по родному городу»
▼ Скачать + Заказать документы
План–конспект
«Путешествие по родному городу»
Форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми «Встречи с Санкт-Петербургом»
Программное содержание.
1. Закрепить и расширить знания детей об основных достопримечательностях города: Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Стрелка Васильевского острова.
2. Закрепить умение воссоздавать целостное изображение из частей, укрепить внимание, умение сравнивать.
3. Развивать умение составлять описательные рассказы (опираясь на мнемотаблицы и схемы).
4. Уточнить и расширить сведения об архитекторах Санкт–Петербурга: Д. Трезини, А. Захарове, Ж. Тома де Томон.
Публикация «Конспект „Путешествие по родному городу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
5. Расширять словарный запас.
6. Развивать творческие способности.
Материалы к занятию.
- карта Санкт–Петербурга (настенная);
- карта–схема;
- разрезные картинки «Колокольня Петропавловского собора» (для фланелеграфа);
- детская игра «Собери Петропавловский собор» (на каждого ребенка);
- картинки (заяц, лодка, стена, перо, ангел, часы, пушка, люди) для составления рассказа «Рождение Петербурга»;
- портреты архитекторов Д. Трезини, А. Захарова, Ж. Тома де Томона, иллюстрации и фотографии их построек;
- мнемотаблица «Адмиралтейство»;
- эстафетная палочка;
- карточки для игры «Найди пару»;
- игровизоры, фломастеры;
- ребусы (стрелка, Ростральная колонна, пакгауз);
- детская игра «Чего не хватает? Дорисуй» (Адмиралтейство);
- барабан для игры «По болоту Петр шел»;
- награды–медальки.
Предварительная работа.
- Экскурсии в Петропавловскую крепость, на Стрелку Васильевского острова, к Адмиралтейству;
- чтение книг: Л. Шиф «Единственный город», Е. Ефимовский «Путешествие в Санкт–Петербург», Н. Яковлева «Наш город Санкт–Петербург»;
- разучивание стихотворений о Санкт–Петербурге и его символах;
- работа с картами города: настенная, индивидульная карта–схема;
- просмотр видеоматериалов;
- изодеятельность: рисование «Что мне больше всего понравилось в Петропавловской крепости», «Адмиралтейство в разное время года», «Стрелка Васильевского острова»;
лепка из пластилина и бумажной массы методом налепа «Ростральные колонны», «Петропавловская крепость»; аппликация «Символы Петербурга» (бумага, ткань, природный материал); чеканка «Удивительный Санкт–Петербург»;
- игры: «Составь картинку», «Найди пару», «Сложи и узнай», «Что напутал художник», «Узнай архитектора и его творения»;
- разучивание подвижных игр»
- работа с мнемотаблицами;
- работа с альбомами «Архитекторы Петербурга»;
- разгадывание ребусов, кроссвордов;
- конструирование из крупного конструктора «Крепость на Заячьем острове», из бросового материала «Ростральная колонна».
Организация детей: дети стоят полукругом у стенда. На стенде карта – схема с изображением картин «Детский сад», «Заячий остров», «Васильевский остров», «Адмиралтейский остров – сюрприз».
Ход встречи – «путешествия»
Начало встречи.
Метод создания ситуации игрового моделирования.
- Ребята, вот наш детский сад. Сейчас мы с вами отправимся путешествовать по нашему городу с помощью карты. Мы поплывем на корабле (показываю «кораблик Адмиралтейства»). Вы узнали его?
- Да. Это кораблик Адмиралтейства.
- А давайте мы оживим его, прочитаем стихотворение о кораблике Адмиралтейства.
Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою
Синем и просторном.
Маленький кораблик
Высоко плывет.
Это символ города,
Здесь рождался флот.
- Занимайте места на нашем корабле (дети рассаживаются на импровизированном корабле). Наше путешествие начинается.
Основная часть встречи–путешествия.
- А куда мы приплывем сейчас, узнаем, отгадав загадку (ребенок читает стихотворение–загадку).
Маленький остров, но грозен на вид.
В полдень на острове пушка палит.
Здесь Петербург начинался когда–то.
Как называется остров, ребята?
- Заячий остров.
- Ребята, а откуда началось строительство нашего города?
- Строительство города началось на Заячьем острове, с крепости.
- Расскажите, как строилась крепость. (Дети выкладывают по порядку 8 карточек на фланелеграф: 1 - лодка, 2 - заяц, 3 - перо, 4 - стена, 5 - ангел, 6 - часы, 7 - пушка, 8 - люди и рассказывают):
1 - Петр Первый приплыл на лодке на остров
2 - Это был маленький остров, назывался он Заячьим
3 - Остров царю понравился и в этот момент упало перышко – это был хороший знак
4 - И Петр Первый решил построить здесь крепость
5 - В крепости есть собор. На высоком шпиле ангел с крестом, он охраняет город
6 - В полдень бьют часы на колокольне собора.
7 - В крепости стреляет пушка. Это традиция.
8 - А сейчас в крепости музей истории Санкт–Петербурга.
- Как же называется эта крепость?
- Крепость называется Петропавловская, по имени собора Петра и Павла. Святой Петр владеет ключами от рая, Павел – охраняет ворота рая.
- А кто руководил строительством крепости и собора?
- Архитектор Доменико Трезини. Он приехал в Россию в 1703 году.
(ребенок читает стихотворение Е. Ефимовского «Доменико Трезини»)
Петром в Россию приглашен,
Здесь тридцать лет работал он.
Трезини – «зодчий городской» –
Построил крепость над Невой,
А в крепости воздвиг собор-
Всех выше здание до сих пор.
Не ждал больших чинов за труд,
Наград и привилегий
Он здание построил тут
Двенадцати коллегий,
Немало возводил домов-
Они стоят и ныне.
Был век суров и стиль таков
Великого Трезини.
- Скажите, а кого называют архитектором?
- Архитектор – это человек, который проектирует дома, здания и даже целые города – главный строитель.
- Предлагаю вам стать архитекторами и построить колокольню Петропавловского собора (плоскостное конструирование)
(Дети получают конверты с деталями, выполненными из бумаги. Один ребенок «строит» на фланелеграфе)
-Молодцы! Хорошие вы строители, красивую построили колокольню. А теперь расскажите о ней и о соборе.
(Рассказ детей «по цепочке» – передавая друг другу игрушку-ангела)
- Собор – это главный храм.
- Над собором возвышается купол.
- Колокольня похожа на пирамиду, которая кверху становится уже.
-Завершается колокольня шпилем с флюгером – ангелом.
- Ангел – добрый, он охраняет город
- Колокольню украшают часы – куранты
- Фасад украшен лепниной, ангелочками.
- А сейчас предлагаю поиграть. (Подвижная игра «По болоту Петр шел». Водящего выбираем «стрелочкой» – ребенок встает в центр круга, закрывает глаза, руки вытягивает вперед, ладошки вместе, кружится до сигнала «стоп». На кого будет показывать «стрелка», тот и водящий «Петр».)
- Пока играли – попали на другой остров.
Ребенок читает стихотворение – загадку о Васильевском острове:
Каждый, наверно, назвать мне готов
Остров, что больше других островов.
Был центр Петербурга когда-то на нем,
Здесь возвели первый каменный дом,
Таможню, Кунсткамеру, дом для Сената…
Как этот остров зовется, ребята?
- Васильевский.
- Найдите и обозначьте самый большой остров (дети берут игровизоры и фломастер).
- Молодцы! Задание выполнено.
А теперь покажите на карте Стрелку Васильевского острова.
Ребенок с указкой выходит к карте и показывает Стрелку.
- Сейчас мы с вами «оживим» стихотворение Е. Ефимовского «На Стрелке откроется вам панорама».
Дети читают стихотворение, «оживляя» его показом:
На Стрелке откроется вам панорама:
Здание Биржи – торгового храма.
Плещет вода у Ростральных колонн
Автор ансамбля – Тома де Томон.
Античная строгость и водный простор
Огней на колоннах свеченье.
Так зодчий восславил купеческий торг
И порт мирового значенья.
Суда проходили фарватер реки
Толпа горожан их встречала,
А на колоннах огни маяки горели всю ночь
И по ним моряки путь находили к причалу.
- Настало время для игры. Игра называется «Найди пару». (Перед детьми на ковре по кругу разложены карточки. Под музыку дети движутся, когда музыка останавливается, дети берут карточку и находят себе пару.)
Дети находят пару и встают рядом: Стрелка- -мыс, архитектор – Тома де Томон, Биржа – кошелек, пакгауз – ящик, ростра – носовое украшение корабля, Васильевский – остров. Каждая пара объясняет: почему они вместе).
- Пока играли – бог морей Нептун приготовил вам задания. Выполните свое задание до сигнала и расскажите, что делали.
(Дети выбирают себе игру-задание из предложенных:
1. «Построй ансамбль Стрелки В. О»
2. «Что напутал художник?»
3. «Вставь пропущенную букву»
4. «Разгадай ребусы».
- А сейчас покажем сказку, которую вместе придумали.
Игра–фантазия «Сказка про Сфинкса».
Сказка. Сфинкс сидел на набережной: большой, могучий, сильный. Решил он охранять наш город и загадывать загадки тем, кто будет проходить в город. Шел Купец, а Сфинкс спросил:
- Что дороже денег?
- Дороже денег дружба, - ответил Купец. И Сфинкс пропустил его.
Моряку Сфинкс задал такой вопрос:
- Что всего красивее?
- Всего красивее море!- ответил Моряк.
Мастеру задал вопрос:
- Что сильнее любого волшебства?
Мастер ответил:
- Сильнее любого волшебства – человеческие руки.
Художнику задал вопрос Сфинкс:
- Какие тебе нужны цвета, чтобы раскрасить мой город?
Художник ответил:
- Мне нужны все цвета радуги!
Сфинксы и сейчас как – будто задают вопрос:
- А достоин ли ты жить в моем городе?
- Кого можно назвать настоящим петербуржцем?
- Добрых, воспитанных, трудолюбивых, заботливых, культурных людей.
- Мы посетили два острова: самый маленький и самый большой. А теперь поплывем к острову – сюрпризу… Добрались до конверта–сюрприза (достаю из конверта карточку с мнемотаблицей «Адмиралтейство»)
- Куда мы попали?
- На Адмиралтейский остров.
(С помощью «эстафетной палочки» дети поочередно составляют рассказ по таблице):
- Адмиралтейство построили на берегу реки Невы.
- Оно имеет форму буквы П.
- Его перестраивали три раза.
- Кораблик на шпиле Адмиралтейства – символ города морской славы.
- Нептун вручил Петру Первому трезубец – символ власти России над морем.
- От Адмиралтейства отходят три улицы: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.
- Якорь – символ моряка на благополучное возвращение.
- Пушка предупреждала о наводнении.
- Стерегущий лев.
- Сейчас в здании Адмиралтейства находится Военно-морское училище.
- Нептун просил вас помочь: на картине у Адмиралтейства не хватает деталей. Дорисуйте и расскажите.
- Я дорисовал арку.
- На шпиле – кораблик.
- Нужны часы
- Не хватает скульптур: нимфы держат сферы.
- Над колоннами статуи: времена года, 4 стихии, 4 ветра.
- Молодцы! Очень внимательны. За хорошие знания истории нашего города Нептун благодарит вас и награждает медалями «Знай и люби свой город».
Завершение встречи – путешествия.
- Где мы побывали? Что увидели?
Мы побывали на Заячьем острове, на Стрелке Васильевского острова, у Адмиралтейства. Увидели Петропавловский собор, здание Биржи, Ростральные колонны…
- Что ещё хотите узнать о нашем городе?
Хотим узнать, какие ещё памятники есть в нашем городе.
Выводы: данное занятие (встреча – «путешествие») является частью системы работы краеведческого образования, включенного в систему образовательной работы детей старшего дошкольного возраста. Это продукт проектной деятельности по темам «Рождение Петербурга», «Крепость–верфь «Адмиралтейство», «Стрелка Васильевского Острова». Дети показали глубокие знания истории города, знание стихотворений, умение составлять рассказ по серии картинок, умение ориентироваться на плоскости (карте, карте-схеме, проявили интерес к дальнейшему изучению своего города.