Екатерина Захарова
Конспект родительского собрания «Компоненты психологической готовности к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему : «КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Составитель: педагог-психолог
Захарова Екатерина Ивановна
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Добрый вечер уважаемые родители!
Публикация «Конспект родительского собрания „Компоненты психологической готовности к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Рада приветствовать вас на нашей встрече, которая носит информационный характер. Сегодня мы поведем речь о компонентах психологической готовности к школьному обучению.
И первым делом, хочу представить вам наших гостей. Это Разуваева Светлана Павловна и Рожкова Наталья Николаевна – учителя начальных классов средней школы №2. Они подготовили для вас очень интересную и полезную информацию. Предлагаю внимательно выслушать и возможно в ходе выступления моих коллег у вас возникнут какие либо вопросы… То есть сегодня вы имеете возможность пообщаться в режиме диалога и проговорить какие то моменты касающиеся обучения ваших детей в школе.
(Выступление учителей)
Продолжая наше собрание, вернемся к компонентам психологической готовности. Давайте для начала вспомним, что такое сам термин «психологическая готовность к школе» – это системная характеристика психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятия социальной позиции школьника.
В свою очередь, психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов :
• интеллектуальная готовность;
• мотивационная готовность;
• эмоционально-волевая готовность;
• коммуникативная готовность.
А сейчас кратенько, но содержательно о каждой по порядку.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ предполагает гармоничное развитие познавательной сферы, т. е. развитие всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, сформированности мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии.
Вот хочу обратить ваше внимание на то, что проводя диагностику в сентябре, я как раз ставила перед собой цель определить уровень сформированности именно этого компонента. И результаты этой диагностики я вам уже озвучивала на одном из собраний.
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ. Забегая немного вперед, скажу, что на февраль месяц у меня запланирована диагностика на определение ведущего мотива к школьному обучению у ваших деток.
Предлагаю послушать небольшой рассказ, в ходе которого можно четко разграничить мотивы, которыми руководствуются первоклассники.
«Беседа первоклашек»
Мальчики и девочки первого класса, на одной из переменок, очень шумно вели о чем-то беседу… Я прислушалась, и услышала следующие…
«Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил!» - сказал один мальчик (ВНЕШНИЙ мотив).
«Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки» - весело и громко произнесла одна из присутствующих девочек (УЧЕБНЫЙ мотив).
«А я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть» - сказал один из мальчишек (ИГРОВОЙ мотив).
«Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» - поведал друзьям мальчик Петя (ПОЗИЦИОННЫЙ мотив).
«А я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь» - тихо сказала Лена (СОЦИАЛЬНЫЙ мотив).
«А вот я хожу в школу, потому, что получаю там пятерки» (мотив – ОТМЕТКА).
То есть можно вот таким образом определить, какой из мотивов преобладает у детей.
ЭМОЦИНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ заключается в способности ребенка ставить перед собой цель, принимать решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а так же умения длительно выполнять не очень привлекательную для него работу. (Пример с уборкой игрушек).
КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Она заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам.
К 6-7 годам дети уже воспринимают сверстника полноправным партнером в деятельности, умеют слушать, сопереживать, сравнивать результаты своей деятельности с результатами партнера. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
И подводя итог, хотелось бы сказать о том, что сформированность всех этих компонентов – это залог успешного обучения детей в школе. Если у ребенка, соответственно возрасту будут развиты память, мышление, воображении, определенные знания об окружающем мире, у него будет преобладать не внешний мотив, а учебный, эмоционально-волевая сфера будет зрелой и он будет уметь взаимодействовать как с детским коллективом, так и со взрослыми соблюдая все правила и нормы, то адаптационный период к школьному обучению пройдет более благоприятно. Ребенку будет намного легче пережить этот кризисный момент (я говорю о кризисе 7 лет).
В завершении нашей встречи, предлагаю посмотреть видеоролик о нашей с детьми экскурсии.