МААМ-картинки

Конспект семинара-практикума для воспитателей «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»

Ольга Крашенинникова
Конспект семинара-практикума для воспитателей «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 10 «Солнышко»

Конспект семинара-практикума для воспитателей

Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка.

Провела:

Педагог-психолог

Крашенинникова О. Е.

Цель: развитие компетентности педагогов в вопросах охраны прав ребенка.

Задачи:

Публикация «Конспект семинара-практикума для воспитателей „Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка“» размещена в разделах

1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия;

2. Способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей;

3. Ознакомление с юридическими документами, гарантирующими право ребенка на защиту от жестокого обращения;

4. Отработать действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку;

5. Обучение педагогов оказанию помощи пострадавшим детям.

Ход занятия

Защита маленького ребенка от всех форм насилия - актуальная, значимая задача ДОУ. Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми:

физическое,

сексуальное,

психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие,

пренебрежение основными нуждами ребенка.

Психологическое (или эмоциональное) насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Сегодня мы акцентируем наше внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку.

И. В. Дубровина, доктор психологических наук, академик РАО, вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем : первое, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; второе – характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями духа человека.

ЗАДАНИЕ 1 : Портрет ребенка подвергшегося речевому насилию

Признаки речевого и психического насилия над ребенком :

постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

беспокойство, тревожность, нарушение сна;

агрессивность;

склонность к уединению;

неумение общаться;

нервный тик, энурез;

вредные привычки;

задержки умственного развития, плохая успеваемость;

различные соматические заболевания;

проблемы с едой;

излишняя уступчивость или осторожность;

низкая самооценка;

антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Среди причин насилия специалисты выделяют следующие:

семейные - мощный потенциал для агрессивного поведения детей создают: недостаток внимания и теплоты по отношению к детям, недостаточный надзор за ними, наличие моделей агрессивного поведения дома, которые могут включать физическое и речевое насилие родителей по отношению к детям или друг к другу;

• индивидуальные - темперамент ребенка относится к явлениям, которые определяют основу развития моделей поведения личности и межличностных отношений. Активные и импульсивные дети могут быть более склонны к тому, чтобы стать обидчиками;

• социальные - известно, что социальный контекст и надзор имеют решающее значение для частоты проявления и тяжести проблем насилия. Хотя педагоги не могут контролировать индивидуальные и семейные факторы, формирующие склонность детей к насилию, его тяжесть может быть значительно снижена за счет надлежащего надзора, вмешательства в конфликт и общего климата в учреждении. Надзор за детьми имеет первостепенное значение. Необходимо, чтобы социальный климат в учреждении был полон теплоты и принятия всех детей, чтобы поведение детей и педагогов по отношению друг к другу строилось по высоким стандартам.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рассмотрим, как осуществляется закрепление общепризнанных принципов и норм международного права в Конституции РФ, Семейным кодексом РФ, Законами РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесто-кого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования. К ним относятся:

> ст. 19 - дает определение понятия "жестокое обращение" и опреде-ляет меры защиты;

> ст. 6 - обеспечение в максимально возможной степени здорового

развития ребенка;

> ст. 16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства

в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

> ст. 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

> ст. 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необхо-димый для физического, умственного, духовного, нравственного 'и социаль-ного развития;

> ст. 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;

> ст. 37 - защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

> ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

> ст. 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в

том числе и в отношении несовершеннолетних;

> ст. 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Закон РФ «Об образовании» :

> ст. 5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образова-тельных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства";

> ст. 56 - предусматривает административное наказание педагоги-ческих работников за допущенное физическое или психическое "насилие над

личностью обучающегося или воспитанника" :

Семейный кодекс РФ:

> ст. 54 - право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

> ст. 56 - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;

> ст. 69 - меру "лишение родителей родительских прав", как меру за

щиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

> ст. 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.

Закон РК «О защите прав детей» :

> ст. 14; «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологиче-ское насилие над ними запрещены»,

ЗАДАНИЕ 2

Как себя вести воспитателю, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия. (Построить алгоритм действий)

Основой доверительных отношений являются проявления уважения, от-крытое общение между педагогом и детьми Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. В этом случае педагогу необходимо иметь в виду следующее:

1) Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и :

поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имей

те в виду, что вы травмируете ребенка, проявляя сомнения в правдивости его

слов.

2) Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).

3) Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего просту-пок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека, и

эмоционально к нему привязан.

4) Проявите понимание к возможным чувствам вины и стыда ребенка, но

не укрепляйте в нем этих чувств сами.

5) Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но отнеситесь с пониманием, если он попросит сохранить тайну.

6) Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и

жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах

самого ребенка, так и того, о ком идет речь.

7) Может быть, допустимо и промежуточное решение, например:

«Давай вернемся к этому разговору через некоторое время, а пока он останется между нами».

8) Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что дальше ребенку в таком положении оставаться нельзя. В этом случае его надо поставить в известность и предупредить, что вы хотите предпринять некоторые меры.

9) Имейте в виду, что Вы являетесь единственным взрослым, который

знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и если не в состоянии сами, то должны обратиться за помощью к другим, (медикам, психологам). Может так случиться, что ребенок расскажет о своей тайне не педагогу, а другим детям, тогда лучше всего занять следующую позицию:

а) реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, н

давать оценок случившемуся);

б) дать понять, что проблему ребенка поняли («Молодец, что ты рассказа

о таком событии, это очень важно»);

в) оградить ребенка от реакции других детей («Это сложная проблема и MI

постараемся ее решить вдвоем»);

г) уделить ему максимум внимания.

К кому обращаться за помощью

1. Психолог

2. адвокат

3. Службы здравоохранения

4. Специальные службы защиты от насилия :

- службу опеки и попечительства

- служба по вопросам семьи и детей (3-16-81; 3-12-30)

5. Телефоны доверия

- 8-800-70-00-600 РОССИЯ

- 37-33-63 (центр психолого-педагогической помощи семье и детям)

Лист для наблюдений за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Показатели поведения Очень часто Часто Очень редко Редко

1. Стремится к контакту со мной

2. Ищет близости со мной

3. Постоянно нуждается в одобрении

4. Подражает моему поведению

5. Оказывает мне сопротивление

6. Мешает режиму дня

7. За ним необходим постоянный присмотр

8. Следует указаниям

9. Стремится к контактам с другими детьми

10. Агрессивен по отношению к другим детям

11. Дружелюбен по отношению к другим

12. Помогает другим

13. Проявляет черты лидерства

14. Делится с другими

15. Терпим к индивидуальным особенностям других детей

16. Чувствует себя в группе свободно

17. Берет на себя инициативу

18. Колеблется, прежде чем что-то потребовать сделать

19.

Быстро сдается

20. Доводит дело до конца (игру, задания)

21. Гордится своими результатами

22. Долго думает, прежде чем примет решение

23. Может быть некоторое время поглощен ка-ким-либо делом (игрой, занятием)

24. Может очень короткое время концентриро-вать внимание

25. Много рассказывает о доме

26. Задает вопросы

27. Теоретически и разными способами исполь-зует материалы

28. Стремится к новым, более сложным делам (заданиям, ситуациям).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Протокол родительского собрания Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Уксянский детский сад «Рябинушка» Протокол родительского собрания от 23.09.2014г.

Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка»Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка» Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект семинара-практикума для воспитателей «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 14:14
+66Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект семинара-практикума для воспитателей «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Крашенинникова (УИ 167204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД