Получи документы

Конспект совместной деятельности по образовательным областям «Познание», «Художественное творчество» (художественный труд), «

Людмила Яшнова
Конспект совместной деятельности по образовательным областям «Познание», «Художественное творчество» (художественный труд), «

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №149 «Лесная сказка» общеобразовательного вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

совместной деятельности

по образовательным областям

«Познание», «Художественное творчество» (художественный труд, «Коммуникация» (интеграция)

в подготовительной к школе группе

Публикация «Конспект совместной деятельности по образовательным областям „Познание“, „Художественное творчество“ (художественный труд), „» размещена в разделах

на тему: «Куклы-обереги»

Составили:

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 149» г. Чебоксары

Яшнова Л. С. ,

I квал. категория,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 149» г. Чебоксары

Федорова Л. И. ,

I квал. категория

Чебоксары, 2012г.

Программное содержание:

Образовательные задачи :

1.1 Формировать представление о куклах-оберегах (виды, значения).

1.2 Формировать умение создавать предметы из кусочков ткани и ниток.

1.3 Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

1.4 Продолжать формировать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Развивающие задачи:

2.1 Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

2.2. Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).

2.3. Развивать элементы творчества (самостоятельно подбирая понравившуюся ткань).

2.4. Развивать интерес к культурным ценностям и традициям своего народа.

Воспитательные задачи:

3.1 Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

3.2 Воспитывать ценностные отношения к истории народа.

Предшествующая работа:

1. Изготовление конфеток из ткани к сюжетно-ролевой игре “Магазин”.

2. Дидактические игры: “Ателье”, “Виды тканей”, “Подбери узор”, “Расскажи о значениях цветов в чувашском орнаменте”.

3. Рассматривание чувашских народных кукол.

Материалы и оборудование: Сундучок, две куклы-оберег, ноутбук, слайды “Куклы-обереги”, диск с чувашскими мелодиями, схема изготовления куклы-оберег, указка, квадрат белой ткани (10х10 см) по количеству детей, прямоугольные кусочки ткани разноцветные (15х20 см) по количеству детей и на выбор, нитки, ножницы.

Ход совместной деятельности.

- Ребята, посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Что это?

- Правильно, сундучок. В таких сундучках люди хранили свои вещи. А в моем сундучке что-то интересное. Хотите узнать что там лежит?

- А сундучок откроется, если вы отгадаете загадку: “Маленькая, круглая, а за хвост не поднять” (Нитка)

- Молодцы, отгадали. Вот и сундучок открылся. Посмотрите, какое чудо в нем. Эту куклу сделала моя бабушка своими руками, когда я была маленькой, и подарила мне, чтобы она оберегала меня. Эта кукла так и называется «кукла-оберег». С тех пор эта кукла со мной.

- Таня, посмотри, а что еще лежит в сундучке. Что это? Покажи ее детям.

- Правильно, это куколка. Вам она нравится? Почему?

- Это тоже кукла-оберег. Только выглядит она немного по-другому. А хотите узнать больше о таких куклах?

- Тогда я вас приглашаю к экрану. Усаживайтесь поудобнее.

- Ребята, как вы думаете, когда появились первые куклы-обереги? И почему?

- Да, ребята. Куклы-обереги появились с тех пор, как появился человек. Их считали защитниками, помощниками в семье. Делали их своими руками, думая при этом о добре, здоровье, хорошем настроении и с хорошими мыслями, вкладывая в нее теплоту своих рук. Такими куклами украшали дома, с ними играли дети. Люди верили, что эти куклы оберегают от несчастных случаев, помогают им в домашних делах и называли их куклами-оберегами или берегинями. Традиционная тряпичная кукла была безликой, то есть не имела лица, это позволяло детям мечтать и фантазировать о настроении куклы, о ее характере. Готовили обереги без иголок, ножниц, чтобы не нанести вред здоровью хозяев. Использовали красную нить, считали ее обереженной. У многих кукол на груди завязаны нитки крест на крест, крест считали магическим. Узлы делали нечетное число раз – три, пять, семь раз, считая их магическими, волшебными.

Слайд 1.

- Посмотрите, на эти куклы. Какие они все разные. Чем они отличаются? (ответы детей) Правильно, они выглядят по-разному, потому что у каждой свое назначение: “Крупеничка” – приносит достаток всем, “Долюшка” - на счастье, эти куклы имеют длинные косички. А эта кукла держит в руках мешочек, котомку, как будто куда-то собралась. Как вы думаете, для чего она предназначена? (ответы детей) Верно, это “Дорожница” – она оберегает в дороге, а в котомке у нее горсточка родной земли для защиты от бед.

Слайд 2.

- Куколки –обереги бывают еще и такие. Это Двуликая – называется “День и Ночь” – одна сторона “День” дает дневную энергию, другая “Ночь” оберегет сон.

- “Кубышка- травница” – сидит на мешке с целебными травами, помогает излечиться от болезней.

- “Десятиручка” - помощница в хозяйстве и в делах.

Слайд 3.

- Ребята, посмотрите на этот слайл. Как вы думаете, из каких материалов изготавливались куклы-обереги? ( ответы детей: из соломы, ткани, из ниток и даже из кукурузы).

Слайд 4.

- Куклы-обереги создавали люди разных народов мира. Попробуйте назвать, каких? (ответы детей) Посмотрите и скажите, чем они похожи? (Ответы детей)

-Чем они отличаются? (Ответы детей)

-В каждой кукле-обереге отображена частица национального костюма.

Слайд 5.

- А эти куклы-обереги какого народа? Почему вы так думаете? Чем отличаются чувашские куклы-обереги от других кукол-оберегов? ( Ответы детей: облачены в чувашскую национальную одежду, преобладает красный цвет)

Ну, ребята. “Делу время, а потехе час”. Приглашаю вас поиграть в чувашскую хороводную игру “рет Ваня”.

Вот и отдохнули, молодцы. Ребята, а вы хотели бы, чтобы у вас были такие же куклы-обереги, чтобы они вас оберегали? Тогда я вас приглашаю в мою творческую мастерскую. Добро пожаловать.

Я вам покажу и расскажу, как делать вот такую куклу-оберег (показывается готовая кукла) Посмотрите на схему:

1. Берем белую ткань, скручиваем ее как конфету, завязываем с обеих концов ниткой. Узелков должно быть нечетное число – 3,5,7 – это считалось волшебными числами. Это получилась заготовка рук, отложите в сторону.

2. Берем прямоугольную цветную ткань, сложим ее по полам, посмотрите на схему, а потом еще раз пополам. Полученную полоску сложим пополам и завяжем туго красной ниткой посередине на узелки.

3. Теперь положим свой палец, снизу завяжем ниткой, отмечая шею куколки.

4. Берем скрутку для рук и положим ее в середину между двумя частями к шее внутрь.

5. Прижимаем с обеих сторон двумя пальцами и закручиваем нитками, завязываем узелки, получился поясок.

6. Теперь оставшуюся нить несколько раз проведем через плечики и пояс, чтоб получилось крест на крест. Вот у нас кукла-оберег готова.

- Ребята, а теперь подойдите к столу, выберите себе любой цвет ткани, какой больше понравится, и материал для работы. Усаживайтесь поудобнее на рабочие места и начинайте мастерить. Если вы забудете, в каком порядке мастерить куклу, можете взглянуть на эту схему и вспомнить.

- Молодцы ребята, красивые куколки у вас получились. Вы можете даже их подарить своим близким, чтобы они их защищали. Давайте их соберем в круг добра. Посмотрите и скажите, какая из них вам нравиться, почему? (ответы детей) А какую надо подправить, почему? (ответы детей)

- А теперь я вам предлагаю построиться в круг. Мы с вами построим “пирамиду добра”. Я начну. Я протяну свои ладони и пожелаю вам всем мира и добра. “А что доброго, хорошего вы пожелаете человеку, которому вы подарите оберег? Кто подумал – протяните свои ладошки в круг, накройте ими мои ладони и скажите свое доброе пожелание (вытягивают руки вперед и кладут их сверху на мои ладони или на ладони ребенка, уже высказавшего свое пожелание).

- Ну, вот, все высказали свои добрые пожелания, мы собрали их в одну пирамиду. ( Воспитатель тихонько раскачивает ее со словами: “Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!” – подталкивает лежащие на его ладони, ладони всех детей в вверх, рассыпая пирамиду).

Вот теперь ваши куклы-обереги будут помогать вашим близким и ваши желания исполнятся.

Приложение к конспекту

Чувашская хороводная игра “рет Ваня”

рет Ваня (2 раза)

аврашка варринче. (2 раза)

Шырать Ваня (2 раза)

Хйн юлташне. (2 раза)

Тупр Ваня (2 раза)

Хйн юлташне. (2 раза)

Дети ходят в хороводе по кругу и поют текст, с внешней стороны круга в обратном направлении ходит Ваня. Когда песня заканчивается, те двое детей, возле которых остановился Ваня, разворачиваются спинами друг к другу. По сигналу они бегут с внешней стороны круга в разные стороны, обегают круг и стараются как можно раньше прибежать на свое место. Их место в хороводе занимает Ваня и тот ребенок, который прибегает первым. А другой становится Ваней.

Прикреплённые файлы:

kukolki-oberegi_56oom.ppt | 1820 Кб
 
Публикации по теме:

Диагностика. Образовательная область «Познание».Диагностика. Образовательная область «Познание». Уважаемые коллеги, наверное многие испытывают затруднения с проведением диагностики в этом году, в связи с введением новых ФГТ. Хочу с вами.

Конспект занятия в 1 младшей группе по развитию речи. «В гости к курочке» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности по образовательным областям «Познание», «Художественное творчество» (художественный труд), «
Опубликовано: 21 декабря 2012 в 10:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД