Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Н. Д. Телешов «Крупеничка». Литературная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область
Конспект
совместной деятельности
воспитателя с детьми
по речевому развитию на тему
«Н. Д. Телешов «Крупеничка». Литературная сказка»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик
Кириллова Тамара Николаевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
2020 г.
Цель:
1. Учить слушать литературную сказку, отвечать на вопросы по содержанию, развивать связную речь, внимание, формировать запас литературных художественных впечатлений.
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию „Н, Д, Телешов „Крупеничка“, Литературная сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крупы. Поделки из круп
- Кукла Крупеничка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
2. Использовать литературную сказку, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возраста.
3. Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа и понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Словарная работа: воевода, татарское становище, посох, караван, гречишное зёрнышко.
Предварительная работа: чтение литературной сказки Н. Д. Телешова «Крупеничка».
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Сегодня у нас должен состояться интересный разговор по содержанию сказки Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка». Сказка, поведавшая нам о спасении главной героини девушки Крупенички из татарского плена, заинтересовала и понравилась вам.
Мы вернёмся с вами в необычный мир сказки, в котором живут знакомые нам герои сказки: умница и красавица, добрая девушка Крупеничка, слава о которой распространилась на весь мир, её отец воевода Всеслав, мамушка Варварушка, старик-волшебник Одолень-трава, коварный татарский военачальник Талантай.
Хочу напомнить вам, что сказка «Крупеничка» - литературная сказка, у неё есть
автор Николай Телешов, и написана она сто лет назад. Запомните, литературная сказка – эпический жанр, ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
2. Беседа по содержанию сказки Н. Д. Телешова «Крупеничка».
- Кто такая Крупеничка? (Ответы детей: красавица, единственная дочь воеводы Всеслава).
- Почему все полюбили Крупеничку? (Ответы детей: старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие - все любили Крупеничку за её доброе сердце).
- До кого долетела слава о красоте Крупенички? Ответы детей: долетела до татарского становища, до военачальника Талантая).
- Что приказал сделать Талантай своим воинам? (Ответы детей: выкрасть для своего хана в подарок красавицу Крупеничку).
- Как удалось наездникам Талантая выполнить его приказ? (Ответы детей: налетели неожиданно в лесу на мамушку Варварушку и Крупеничку и подхватили девушку).
- К кому обратилась мать Крупенички за помощью? (Ответы детей: к старику-волшебнику Одолень-трава).
- Во что превратил старик Варварушку? (Ответы детей: в посох).
- Как помогал посох старику в пути? (Ответы детей: старик шёл, опираясь на него, где трудно, раздвигал им в чащах кустарник, а в селениях отмахивался им от собак).
- Что происходило в это время в татарском становище? (Ответы детей: снаряжали караван для отсылки хану золота и мехов, самоцветных камней и снаряжали в путь-дорогу красавиц невольниц. Среди них была и Крупеничка).
Где остановился и что сделал старик? (Ответы детей: остановился старичок возле дороги, по которой пойдёт караван, развернул свой узелок и начал раскладывать для продажи разные сласти - и мёд, и пряники, и орехи).
- В кого превратил старик свой дорожный посох? (Ответы детей: в мамушку Варварушку).
- О чём предупредил старик Варварушку? (Ответы детей: глядеть во все глаза на дорогу, потому что на неё вскоре упадёт малое зёрнышко. Как упадёт, взять его в руку и беречь и не потерять зёрнышка, пока домой не вернёмся).
- Как угощали старик и Варварушка девушек? (Ответы детей: обступили их девушки; старик выбрасывал в воздух целую горсть гостинцев, да ещё горсть и ещё горсть).
- Что почувствовала Крупеничка, когда увидела рядом со стариком свою мамушку? (Ответы детей: поняла она, что неспроста явилась её мамушка и не признает её, а идёт к ней, словно чужая, не здоровается, не кланяется, идёт прямо на неё, во все глаза глядит и только громким голосом говорит одно и то же: «Кушайте, милые, кушайте!»).
- Почему вдруг не стало Крупенички? (Ответы детей: старик взмахнул рукавом над Крупеничкой, и Крупенички не стало, а упало вместо неё на дорогу малое гречишное зёрнышко).
- Что сделала в ту же секунду мамушка, как только зернышко упало на дорогу? (Ответы детей: схватила зёрнышко в руку и крепко зажала).
- Что сделал старик с Варварушкой? (Ответы детей: старичок махнул над нею рукавом - и вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.).
- Куда благополучно возвратился старичок? (Ответы детей: на тот самый берег, где когда-то повстречался с Варварушкой).
- Какой увидел старик Варварушку, когда в очередной раз кинул дорожный посох на землю? (Ответы детей: правая рука в кулачок зажата и к сердцу прижата).
- Что сделал старик с гречневым зёрнышком? (Ответы детей: бросил на поле, которое никогда не было пахано).
- И что случилось в ту минуту, когда зёрнышко упало на землю? (Ответы детей: старичок исчез, появилась живая и здоровая Крупеничка, и зазеленело невиданное растение – душистая греча.
3. Итог.
- Вам понравилась эта сказка? (Ответы детей: понравилась).
- Чем именно она понравилась вам? (Ответы детей: старик не только помог вернуть Крупеничку домой, но и подарил людям замечательное и полезное растение – гречиху).
- О чём эта сказка? (Ответы детей: о том, что в трудную минуту, когда людям нужна помощь, добрые люди обязательно придут на помощь).
Я вижу, что вам понравилась сказка, вы искренне переживали за её героев, внимательно следили за событиями, происходящими в сказке, и радовались хорошему её концу.