Жердева Наталья Михайловна
Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка игр разных народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Наталья Михайловна Жердева
Возраст детей : от 5-6 лет (старшая группа);
Цель: формировать у детей дошкольного возраста чувства толерантности,
интереса и уважения к другим национальным культурам.
Образовательные задачи: Обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов. К культуре и обычаям других народностей.
Публикация «Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста „Ярмарка игр разных народов“» размещена в разделах
- Игры народов мира, разных стран
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей чувство патриотизма. Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.
Развивающие задачи : Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.
Вводная часть
(Звучит отрывок песни «Родина моя»)
Я, ты, он, она —
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» — Сто тысяч «я»!
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на территории Саратовской области. В нашей области, как и во многих областях России, проживает много народов, людей разных национальностей : русские, татары, украинцы, чуваши, удмурты, армяне, башкиры, марийцы, казахи и мн. другие. Сегодня я вам предлагаю поучаствовать в Ярмарке игр народов Саратовской области. Согласны?
-А какая же ярмарка без Петрушки? И к нам в гости уже спешит веселый и задорный Петрушка!
(Звучит музыка. Выходит Скомарох -Петрушка)
Петрушка: - Добрый день, гости званные и желанные! Милости прошу на ярмарку веселых народных игр!
Воспитатель:- Здравствуй, Петрушка! Я слышала ты знаток народных игр и частый гость на ярмарках! Расскажи нам с ребятами, что ты знаешь о народных игра?
Петрушка :- С удовольствием, друзья! Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней в памяти людей из глубокой старины, передавались из поколения в поколение! Юноши и девушки водили хороводы, состязались в ловкости и смекалке! Такая Забава! Ребята, каждый народ имеет свои игры. В саратовской области народов очень много и игры у них очень интересные и веселые!
Воспитатель: Ну, что ж! Поверим тебе, Петрушка! Разрешите считать нашу ярмарку народных игр-открытой!
Петрушка: Ребята, у нас в поволжье проживают люди разных национальностей и все живут очень дружно, вместе ходят в школу и детский сад. Одним из таких народов являются башкиры. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
Слайд (картинка-башкирского народа)
Есть такая древняя легенда: в давние времена кочевал с места на место один народ. Были у этого народа табуны скота и занимались они охотой. Однажды, повстречали кочевники волчью стаю. Вдруг, волчий вожак отделился от стаи и повел кочующий народ за собой. Привел волк людей на благодатную землю и стал называться этот народ «Башкиры», т. е. люди, пришедшие за волком.
Воспитатель: Я предлагаю вам ребята и тебе Петрушка, поиграть в башкирскую народную игру «Спрячь платочек»
Игра «Спрячь платочек»
Дети сидят по кругу, закрыв глаза. Позади круга ходит водящий с платочком в руках. Подходит сзади к каждому играющему и произносит слова:
«Прячу, прячу я платочек под зеленой сосной.
Незаметно положу я кому-то за спиной».
Затем кладет незаметно платочек за спиной у одного из детей. С окончанием текста все дети поворачиваются и ищут платочек у себя за спиной. Тот, у кого платочек, быстро встает и догоняет водящего. Если догонит, то садится на свое место, если нет, то водящий занимает место играющего, а ребенок становится водящим. Правила: бегать через круг нельзя, оборачиваться только после окончания текста. Но прежде чем мы начнем игру, давайте выбираем водящего по считалочке. Ребята, кто хочет посчитать?
Считалочка
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
«Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить».
Воспитатель:- Молодцы, ребята! Понравилась вам игра? Хорошо.
Далеки твои просторы,
Широки твои поля,
Вся Саратовская область,
Это родина моя.
Пусть проходят год за годом,
День за днём бегут рекой,
Но богата ты народом,
С очень светлою душой.
Слайд (картинка- удмуртского народа)
Воспитатель:-Есть в нашей области и дружелюбный удмуртский народ. Обратите внимание на слайд. Удмуртский народ талантлив, изобретателен, славился своими мастерами-умельцами. Мальчиков c ранних лет обучали ремесленному делу – умению плести лапти, помогать отцу во всех хозяйских делах. Одним из самых любимых занятий женщин и девушек было вышивание. Мастерство девушки оценивалось её вышивкой, и поэтому все маленькие девочки хотели научиться хорошо вышивать.
Традиционные занятия удмуртов — земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство. Развиты были ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. И сейчас я вам предлагаю поиграть в народную игру удмуртскую игру «Водяной». Скажите, ребята, вам знакомо такое название игры?
Игра «Водяной»
Ребята, напомню правила игры. Водящему завязываются глаза. Играющие ходят по кругу и говорят: «Водяной, водяной! Что сидишь ты под водой? Выйди, выйди к нам!» Водяной выходит, дети, ходящие по кругу останавливаются. До кого водяной дотронулся, того должен узнать по прикосновению. Если узнал, водяной и игрок меняются местами. Если не узнал-игра продолжается. А Водяного мы выберем с помощью считалочки
Считалочка
«Яблочко катилось вокруг огорода, кто его поймал-тот воеводой стал!»
Воспитатель:- Молодцы, ребята! А сейчас я проверю какие вы смекалистые. Я загадаю вам загадки народов Саратовской области. И ты, Петрушка, не стесняйся! Присоединяйся к отгадыванию интересных загадок.
Загадки
Загадки чувашского народа
1. Пять братьев годами равные, а ростом разные. (Пальцы).
2. Две головы, две руки, шесть ног, один хвост, а ходит на четырех. (Всадник).
Загадки татарского народа
3. Не взвесишь его весами, не купишь его на базаре. (Ум).
4. Не лампа, а светит, не печка, а греет. (Солнце).
Загадки мордовского народа
5. Самое легкое, а далеко не бросишь. (Перо).
6. Две хозяйки за год два раза стол покрывают: одна зеленой скатертью, другая белой. (Лето и зима).
7. Что на воду упадет, следа не оставит? (Тень).
Петрушка:-Ой, да ребята! Какие вы молодцы!
Слайд (картинка-татарского народа)
Татары являются одной из самых многочисленных этнических групп в нашей стране, обладающая динамичным темпераментом. Они очень подвижные, любят танцы и музыку. Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. С 5-6 лет мальчикам поручали пригонять скот, ходить за лошадьми, а девочки – ухаживали за грудными младенцами, носили воду. С 7-8 лет мальчики уже участвовали в уборке сена, хлеба, других работах. Восьмилетние девочки занимались ткачеством.
-А наша ярмарка народных игр продолжается! И сейчас мы с вами поиграем в веселую татарскую игру, которая называется «Займи место!»
Займи место
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу
Беги!
Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила игры.
Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
Считалочка
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Слайд (картинка)
Петрушка :- 1, 2, 3, 4, 5 –
Кто пойдет со мной играть?
В прятки, жмурки, догонялки…
Соберитесь-ка, ребятки.
Будем бегать и скакать –
Силу, ловкость развивать!
Воспитатель :- Ребята, вы догадались в какую игру вас приглашает поиграть Петрушка? Правильно! «ГОРЕЛКИ»
По данным разных русских историков прошлого века, игра «Горелки» напрямую связана с обычаями славян-язычников. В «Горелки» играли ежегодно. И связана игра была или с приходом весны, «когда славилась богиня Лада», или с празднованием дня Ярилы или Ивана Купалы, когда отмечают день летнего солнцестояния. «Горелки» - игра праздничная, которую заводили при скоплении большого количества людей. Первоначально игра не являлась детской забавой, поскольку в неё играли незамужние девушки и холостяки. Водящим становился исключительно юноша и по правилам ловил он только девушку. Таким образом, благодаря игре можно было знакомиться, общаться, выбирать невесту. Название пошло от дополняющей игру песни: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги.
С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.
Воспитатель: Очень веселая и задорная эта игра!
Слайд (картинка-мордовского народа)
Воспитатель:-Ребята, на нашей Саратовской земле проживает еще один славный -мордовский народ. Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.
В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках. Есть у мордовцев старинная игра, которая называется «В ножки».
Игра «В ножки»
Из числа играющих выбираются два игрока, которые садятся на землю, упершись друг в друга ступнями ног. Остальные прыгают через их ноги. Если прыгающие не задевают ног сидящих, то те поднимают ноги выше, чтобы прыгать было труднее. Прыгун, коснувшийся ногой или рукой кого-либо из сидящих, занимает его место.
-Скоморох, ты когда-нибудь играл в такую игру?
Слайд (Картинка- марийцев)
Два брата всегда преследуют друг друга. Один уйдёт, другой придёт (Время)
Петрушка :-Ребята, это марийская народная загадка.
Марийцы очень древний народ, который славиться своим трудолюбием. Марийцы издревле занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу. Но марийцы не только трудились, но и любили отдохнуть и поиграть. Предлагаю вам поиграть в народную игру марийцев «Клубочек».
Игра «Клубочек»
Дети совместно с ведущим садятся в круг., ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки на палец, задает вопрос, сидящему рядом участнику (Что ты любишь? я тебе желаю…и т. д) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос и передает клубок. Игра длиться до тех пор, пока клубочек не вернется к ведущему.
Слайд (Картинка- всех национальностей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами такие разные, но мы все связаны одной тонкой нитью добра, любви и уважения. Давайте жить дружно на своей родной земле, уважать тех, кто живет вместе с нами. Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша веселая ярмарка народных игр! А нас ждут угощения от нашей дружной, многонациональной семьи, нашего Саратовского края!