Приложение МААМ

Конспект урока литературного чтения в начальных классах «В. Бианки «Музыкант». Учимся прогнозировать события рассказа»

Шашиашвили Алла
Конспект урока литературного чтения в начальных классах «В. Бианки «Музыкант». Учимся прогнозировать события рассказа»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема : В. Бианки «Музыкант». Учимся прогнозировать события рассказа

Цель: ознакомить обучающихся с творчеством В. Бианки и его рассказом «Музыкант»; учить читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; учить анализировать текст по наводящим вопросам учителя, прогнозировать содержание текста по его заглавию, определять последовательность событий; учить работать в парах, развивать коммуникацию, дружелюбие в общении; расширить представления о взаимоотношениях человека с природой, развивать речь, внимание, мышление; прививать любовь к природе.

Публикация «Конспект урока литературного чтения в начальных классах „В, Бианки „Музыкант“, Учимся прогнозировать события рассказа“» размещена в разделах

Ход урока

I. Оргмомент

— Девочки, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте учителей кивком головы.

Начнем наш урок с девиза : Мало уметь читать, нужно уметь думать.

II. Актуализация знаний

1. Речевые разминки

— На уроке мы будем много говорить, значит нам нужно подготовить к работе свой речевой аппарат: губы, язык и голосовые связки. Для этого прежде всего выполним зарядку для языка и губ:

1. Первое упражнение «Уборка» — кончиком языка проводим по деснам сначала по часовой стрелке, потом в обратном направлении. (2 раза)

2. Второе упражнение «Шпага» — острым крепким языком изнутри колем щеки. (по 2 раза)

3. Третье упражнение «Улыбка» — губы растяните в улыбку и верните в исходное положение. (Сделайте 2 раза.)

2. Споем, четко проговаривая звуки (а о у и ы э)

Добавим эмоций и выразительности:

-удивились

-испугали подружку

-испугались сами

-разочаровались

-улыбнулись.

— Отлично! Можем продолжать работу.

2. Проверка д/з

(На доске 3 картинки — утята, стрекоза, утенок Алеша)

1. — Как эти иллюстрации связаны с домашним заданием? Что было задано домой? (ПРОЧИТАТЬ РАССКАЗ Б. ЖИТКОВА «ХРАБРЫЙ УТЕНОК» и ответить на вопросы).

— Проверим, как вы выполнили задание. Внимательно слушайте вопросы.

- Кого хозяйка кормила по утрам рублеными яйцами?

- Кто вылетал из сада?

- Как вели себя утята?

- Что делала стрекоза?

— Для ответа на следующий вопрос вам понадобится учебник. Откройте его по закладке.

- Кто пришел к утятам однажды в гости? НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ

- Что пообещал утенок Алеша? НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ

- Что Алеша сделал со стрекозой?

- Как изменилась жизнь утят? НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ

- Кем оказался утенок Алеша — храбрецом или хвастуном?

— Молодцы, все правильно, а сейчас закройте учебники.

2.— Проверим, как хорошо вы знаете текст и насколько вы внимательны. Выполним задание от Незнайки: я буду зачитывать строки из рассказа, но в них будут некоторые неточности. Вам нужно помочь Незнайке восстановить текст.

…. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая …МУХА (СТРЕКОЗА) и начинала кружиться над ними.

…. Они боялись, что стрекоза их всех СЪЕСТ (ПЕРЕКУСАЕТ).

…. Вечером ДЕВОЧКА (ХОЗЯЙКА) убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши ГУСЯТА (УТЯТА) заболели, что-то они ничего не едят».

…. Ну, смотрите, — сказал ВЕСЕЛЫЙ (СМЕЛЫЙ) Алеша, — сейчас я буду СРАЖАТЬСЯ (ДРАТЬСЯ) с вашей стрекозой.

— Молодцы, справились с заданием.

3. Грамматическая работа

— Чтобы выполнить следующее задание, вам нужно вспомнить уроки русского языка. Скажите, как можно назвать слова УТЯТА и УТЕНОК? (родственные, или однокоренные слова) Докажите. (У этих слов есть общая часть «УТ» и общее лексическое значение).

— Вспомните синоним к слову ХРАБРЫЙ, мы встречали это слово в тексте (СМЕЛЫЙ, а теперь придумайте антоним к слову ХРАБРЫЙ (ТРУСЛИВЫЙ). Скажите, пожалуйста, почему слово «Алеша» написано в тексте с заглавной буквы? (АЛЕША НАПИСАНО С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ ПОТОМУ, ЧТО ЭТО ИМЯ). Правильно. Молодцы, очень хорошо поработали дома.

УБРАТЬ КАРТИНКИ С ДОСКИ

III. Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы с вами ознакомимся с новым произведением уже известного вам автора. Послушайте стихотворение, в нем вы услышите фамилию этого детского писателя.

НА ДОСКЕ ПЕРЕВЕРНУТ ПОРТРЕТ БИАНКИ

Повсюду: в лесу, на поляне,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь,

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Вот так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивленно смотреть.

— Кто услышал фамилию писателя? А может кто-то знает его имя?

ОТКРЫТЬ ПОРТРЕТ

— Свою необычную фамилию — Бианки — Виталий Валентинович получил от своего деда-итальянца. В семье Виталия очень любили природу. Дома у мальчика всегда было много зверья. Большую часть своего детства Виталий Бианки провел в деревне. Любил лес, там отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями и записывать свои наблюдения. Эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым.

Герои его произведений не только животные, но и их друзья — люди. Все они рассказывают о природе, учат бережно относиться к ней, любить и охранять. Посмотрите, на слайде представлены некоторые из произведений писателя. Взглянув на них, можно сразу понять, о ком они рассказывают. Много книг Виталия Бианки есть в нашей школьной библиотеке, вы можете взять их и почитать.

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Сообщение темы урока

— СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ ЧИТАТЬ РАССКАЗ ВИТАЛИЯ БИАНКИ «МУЗЫКАНТ». Это тема нашего урока. (ОТКРЫТЬ НА ДОСКЕ)

VI. Подготовка к усвоению новых знаний

1. Вступительная беседа

— На минутку окунемся в мир классической музыки. Послушайте отрывок из музыкального произведения Антонио Вивальди «Времена года».

ЗВУЧИТ ЗАПИСЬ

— Можете ли вы назвать музыкальные инструменты, которые услышали? Попробуйте предположить! (ФОРТЕПИАНО, СКРИПКА). А какой звучал наиболее ярко, звучно? (СКРИПКА) Верно!

КАРТИНКИ

— Скрипка — инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владеют многие известные музыканты. А кто такой МУЗЫКАНТ?

МУЗЫКАНТ — это артист, человек, который играет на музыкальном инструменте.

ПОВЕРНУТЬ КАРТИНКУ

— А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ПРИРОДЕ МОЖНО УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ? (ПЕНИЕ ПТИЦ, ШУМ ВОЛН, ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ, ДОЖДЬ). А что еще может издавать звуки, похожие на музыку, узнаем сейчас из СТИХОТВОРЕНИЯ Петра КОМАРОВА «ЛЕСНАЯ МУЗЫКА».

Скрипит высокая сосна

И, молнией расколота,

Весной на землю льет она

Смолы живое золото.

И каждый вечер по весне

Своей тропинкой узенькой

Идет к расколотой сосне

Медведь - любитель музыки.

Чуть слышно дерево поет….

Дивясь такому случаю,

Медведь раскачивать начнет

Плечом сосну певучую.

Когда ты ходишь по лесам -

И ты тропинкой узенькой

Приди к сосне, послушай сам

Лесную эту музыку.

— Красивое стихотворение, правда? А теперь внимательно послушайте рассказ. Следите за моим чтением — я буду делать остановки, и подумайте, почему Виталий Бианки так назвал свое произведение. Но сначала разберем трудные и новые слова, которые встретятся при чтении текста.

2. Словарная работа

СЛАЙДЫ прочитываем сначала по слогам, затем слово полностью

Рас-спро-сил — расспросил

Ос-то-рож-но — осторожно

Рас-щеп-лён-ном — расщеплённом

За – ва – лин – ка — завалинка

Мед-ве-жат-ник — медвежатник

СЛАЙДЫ — КАРТИНКИ

Медвежатник - человек, который охотится на медведей.

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством.

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса.

Откройте учебники по закладке и переверните одну страницу. Напоминаю, я буду читать и делать остановки.

3. Чтение рассказа учителем (Чтение с остановками и прогнозированием)

— Я читаю 1 часть — вы следите по тексту.

1 остановка:

— Что делал старик, когда встретил колхозника?

— Как сказать по-другому «пиликал на скрипке»?

— Пойдет ли старик на охоту, или нет, как вы думаете?

— Я читаю 2 часть — вы слушаете с закрытыми глазами, голову можно положить на парту.

2 остановка:

— Как поступил старик?

— Что он услышал в лесу?

— Почему он удивился?

— Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук, как вы думаете?

— Я читаю 3 часть — вы следите по тексту.

3 остановка:

— Кого увидел старик?

— Что делал медведь? Найдите в тексте.

— Как слушает медведь свою музыку? Прочитайте.

— Как поступит старик с медведем, как вы думаете?

4 часть — прочитать самостоятельно (В «НАУШНИКАХ»)

4 остановка:

— Почему старик не убил зверя, он же медвежатник? (увидел в нем такого же музыканта)

— Как объяснил это старик? ПРОЧИТАЙТЕ

— Почему рассказ называется «Музыкант»? (Музыкант — это человек, который играет на музыкальном инструменте. В рассказе и старик пытался играть на скрипке, и медведь играл на щепке.).

— Что удивляет в рассказе «Музыкант»? (мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково).

— Подтвердились ли наши предположения? Кто главный герой рассказа, кого же Бианки назвал музыкантом?

(Медведя и человека)

— Это произведение рассказ или сказка? (РАССКАЗ) Почему? (ПОТОМУ, ЧТО ТАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ)

VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VIII. Закрепление изученного материала

1. Работа в парах

—Посмотрите на экран. Вы видите слова. Прочитаем их. (ЧИТАЕМ ХОРОМ) Такое же задание лежит у вас на партах. Каким вы представили себе медведя из рассказа? Это задание выполните в парах. Посоветуйтесь и подчеркните слова, которые относятся к медведю. (НА СЛАЙДЕ) Как справитесь, дайте мне сигнал руками.

НЕУКЛЮЖИЙ БОЛЬШОЙ

ДОБРЫЙ БУРЫЙ

КОСОЛАПЫЙ ХИТРЫЙ

ЛЕНИВЫЙ СЛАБЫЙ

ПРОВЕРКА

— Посмотрите на экран. Поднимите руки, у кого подчеркнуты такие же слова? Молодцы, все справились с заданием.

2. Повторное чтение текста

— Вот и медведь пожаловал к нам на урок. Девочки, сейчас мы прочитаем рассказ еще раз. Задание «Прочитай медведю» — возле кого появляется мишка, тот и читает. (ХОРОШО ЧИТАЮЩИЕ ДЕТИ)

3. Работа с иллюстрацией (после чтения 3 части)

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 144 (дети рассматривают)

— Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.

— Сравните, как слушали музыку старик и медведь. Найдите в тексте эти строки (в 3 части, прочтите их.

4. Продолжение чтения текста

— Чему учит нас этот рассказ?

БЫТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМ, ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ, БЕРЕЧЬ ЕЕ, ЗАБОТИТЬСЯ, ОХРАНЯТЬ ЖИВОТНЫХ И ПОМОГАТЬ ИМ, Т. К. ЭТО БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ.

IX. РЕФЛЕКСИЯ

— Что больше всего понравилось на уроке?

У вас на партах есть условные сигналы: солнышко — «я все поняла», солнышко с тучкой — «испытываю затруднения». Подумайте и покажите мне, пожалуйста, как для вас прошел урок. Спасибо, я рада, что вам все было понятно.

— За что вы можете себя похвалить?

X. ИТОГ УРОКА

— Сегодня на уроке все были активными, а особенно хорошо работали …

И за хорошую работу медведь приготовил вам подарочек — разукрашки, которыми вы сможете заняться на перемене.

Х. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

— Прочитать рассказ «Музыкант» и устно составить план для пересказа. Наш урок окончен. Запишите домашнее задание.

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева» Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Конспект урока чтения в 6 классе школы VIII вида «В. Бианки «Декабрь»Конспект урока чтения в 6 классе школы VIII вида «В. Бианки «Декабрь» Разработка урока чтения в 6 классе VIII видаТема: В. Бианки «Декабрь»Тип урока:урок изучения нового материалаЦель урока:познакомить учащихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения в начальных классах «В. Бианки «Музыкант». Учимся прогнозировать события рассказа»
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 23:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературного чтения в начальных классах «В. Бианки «Музыкант». Учимся прогнозировать события рассказа»» (включая файлы) размещена пользователем Шашиашвили Алла (УИ 2706499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД