Елена Гущина
Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления качеством образования» (29.11.2018 г.)
Тема урока : «Подготовка к итоговому сочинению на тему «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое». (В. Г. Белинский)».
ФИО учителя: Гущина Елена Юрьевна.
Форма проведения урока : урок развития речи.
Публикация «Конспект урока литературы в 11 классе по теме „Подготовка к итоговому сочинению“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока : урок развития речи
Технология: групповая деятельность
Деятельностная цель:
Формирование у обучающихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме для написания итогового сочинения.
Содержательная цель:
Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы обучающихся за счёт включения в неё новых элементов.
Задачи урока :
предметные
• формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе;
• формировать умение строить высказывание по предложенным литературным блокам
регулятивные
• формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе
коммуникативные
• развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
личностные
• формировать культуру речи;
• воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.
Методы:
по характеру познавательной деятельности
• репродуктивный;
• частично-поисковый
по степени активности учащихся
• продуктивные;
• творческие
по источнику знаний
• словесные;
• практические;
• наглядные;
• использование электронного носителя
стимулирования и мотивации
• познавательные;
• социальные;
• эмоциональные
интеллектуальные
• индуктивные
• дедуктивные
• сравнения
• классификации материала
контроля и самоконтроля
• устный
• письменный
по организации деятельности:
• индивидуальные
• групповые
• фронтальные
Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления качеством образования» (29.11.2018 г.)
Тема урока : «Подготовка к итоговому сочинению на тему «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое». (В. Г. Белинский)».
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организационный (мотивационный) этап
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Слайд №1
Слово учителя. Приветствие.
Слайд №2
Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок развития речи.
Система выставления оценок за этот урок накопительная : один ответ - 1 балл (напротив вашей фамилии в списке класса я эти баллы занесу).
Итог вашей работы будет оцениваться дважды: за устную работу по окончании урока и за письменную работу по окончании написания сочинения дома.
Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы внесёте в черновик сочинения-таблицу. Таблица представляет собой формат листа А4, с подобным форматом вам предстоит работать на экзамене.
(Предпочтительно 350 слов). Это формат листа А4 с двух сторон.
Актуализация личностного осмысления обучающимися деятельности на уроке
II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.
Цель: мотивация обучающихся.
Слово учителя.
Слайд №3
Вспомним, что же представляет собой итоговое сочинение по литературе. Это какой вид деятельности?
___
Какие требования предъявляются к итоговому сочинению?
Какие тематические направления итогового сочинения ждут нас 5 декабря?
Слайд №4
В процессе подготовки мы уже разрабатывали с вами различные подходы к написанию сочинений по четырём тематическим направлениям.
Слайд №5
А сегодня целью нашего урока является разработка подходов к написанию сочинения и отбор литературного материала по тематическому направлению «Отцы и дети».
В методических рекомендациях для рассмотрения нам предлагаются возможные темы сочинений. Назовите их.
Слайд №6
Как мы видим, 3-я тема как бы является ответом на вопросы, поставленные в первых двух.
Конфликт ведёт к неуважению детьми отцов, а неуважение порождает нелюбовь отцов к своим детям. Так быть не должно.
Именно поэтому сегодня мы и говорим о том, какими должны быть настоящие, искренние, святые чувства к родителям – самоотверженная любовь и глубокое уважение к ним.
Понять это нам помогут слова, взятые, по мнению многих, из самого главного источника знаний – Великой Книги Библии.
Даниил Гудьев прочтёт нам эти слова.
Слайд №7
В этом послании святого апостола Павла к коринфянам рассматривается каждое из качеств любви. Теперь нам становится понятно, что чувство любви неразрывно связано с чувством уважения, ведь настоящая любовь «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего».
Описание этих качеств любви мы можем взять в качестве эпиграфа к итоговому сочинению. Олеся Рычагова даёт определение.
(Итоговое сочинение по литературе – это самостоятельная письменная работа ученика, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему с обязательным привлечением литературного материала).
(М. Р. Львов «Словарь-справочник по методике русского языка».)
___
Гор Авоян отвечает:
«Первое требование: необходимый объём слов – не менее 250, предпочтительно – 350 слов.
Второе требование: самостоятельность написания».
Ученики называют направления. Осмысливают.
(Тематические направления поочерёдно выплывают на слайде).
1. Отцы и дети.
2. Мечта и реальность.
3. Месть и великодушие.
4. Искусство и ремесло.
5. Доброта и жестокость.
• «Отц
Ребята называют возможные темы сочинений. Осмысливают. Участвуют в формулировке темы урока, целей, задач.
1. В чём заключается конфликт между поколениями? (Яна)
2. К чему ведет конфликт отцов и детей? (Полина Батаева)
3. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А. С. Пушкин). (Полина Можаева)
Даниил Гудьев читает слова из Библии: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
(Первое послание св. Ап. Павла к коринфянам)
III. Актуализация знаний
Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе
Слово учителя.
Слайд №8
Вспомним части итогового сочинения и 1-ый этап алгоритма работы над ним. Внимание на экран.
Каков 1-ый этап алгоритма работы над сочинением?
Слайд №9
1. Болбеков Павел называет части сочинения.
2. Дрыгин Дмитрий рассказывает о 1-ом этапе работы над ним. Остальные осмысливают.
1).Итоговое сочинение по литературе состоит из 3-х частей:
1ая часть (вступление);
2-ая часть (основная, включающая проблемный вопрос по теме, ответ на него (тезис, аргументацию, состоящую из 1-ого литературного аргумента, контраргумента и 2-ого литературного аргумента;
3-я часть: заключение (вывод).
2). 1-ый этап алгоритма работы над итоговым сочинением заключается в следующем: в формулировке темы находим ключевые слова и даём определение понятиям, которые заключаются в данных словах. Рассуждаем на тему, почему эти понятия важны и значимы в нашей жизни. Рассматриваем, как данные понятия раскрываются в художественной литературе через поступки героев, осуществляющих определённый нравственный выбор.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия обучающимися нового знания)
Цель: проверить имеющиеся знания обучающихся и разработать новые пути подхода к теме
Слово учителя.
Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению рабочие материалы (речевые клише, синонимический ряд, композиционные связки, логические переходы).
Итак, используя речевые клише и синонимический ряд, заменяющий ключевые понятия, составьте вступление к сочинению по теме «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое» (В. Г. Белинский).
Отвечаем «по цепочке», друг за другом.
Вспомним, в чём заключается 2-ой этап алгоритма работы над итоговым сочинением.
Слайд №10
Предполагаемый ответ:
Любовь и уважение к родителям - важные нравственные составляющие души человека, без которых он не может жить. Они очень важны и значимы в нашей жизни, потому что формируют внутренний мир человека и облагораживают его душу. Но душевная организация людей очень сложная, и поэтому они в разных ситуациях поступают по-разному. В одной открыто проявляют свои чувства к близким людям, а в другой стыдятся их.
Тема проявления любви и уважения детей к старшему поколению интересна для многих писателей. В их произведениях мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о том, как литературные герои оказываются перед нравственным выбором между высокими чувствами к родителям и недостаточно заботливым, почти равнодушным отношением к ним.
(Ира Толумбаева).
На 2-ом этапе алгоритма работы над итоговым сочинением мы формулируем проблемный вопрос, ориентируясь на тему сочинения, затем отвечаем на него и свой ответ подтверждаем аргументами из текста литературного произведения.
V.Включение нового знания в систему понятий обучающихся
Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося
Слово учителя.
Вспомним 1-ый эпизод романа
И. С. Тургенева «Отцы и дети», который мы будем использовать в качестве контраргумента, иллюстрирующего любовь Аркадия Кирсанова к своему отцу Николаю Петровичу, но недостаточное уважение к нему. Как мы можем озаглавить этот эпизод?
Слайд №11
Итак, инсценировка эпизода «Трудный разговор отца с сыном». Внимательно посмотрите, вслушайтесь и вдумайтесь в смысл слов текста произведения…
Да, грустно наблюдать такую картину, когда сын даже не понимает, как обижает своего отца, некоторым образом даже оскорбляет его.
Поработаем с текстом этого отрывка из романа. Он на ваших столах.
Рассуждая о том, как ведёт себя Аркадий, на какие слова автор обращает внимание читателей?
Как спросил Аркадий о Фенечке? «Развязно».
Какое чувство испытывает сын к извиняющемуся отцу? («снисходительной нежности»)
Какие ещё чувства и ощущения наполняют душу Аркадия? («ощущение какого-то тайного превосходства», «наслаждение сознанием собственной развитости и свободы».
Разве можно назвать эти чувства настоящими любовью и уважением?
Сделайте микровывод после 1-ого аргумента.
Чем обусловлено такое отношение Аркадия к отцу? Полина Можаева: «Влиянием нигилиста Базарова».
Изменится ли отношение Аркадия к Николаю Петровичу?
Узнаем это из ещё одного фрагмента произведения, который инсценировали ребята. Его можно озаглавить «Освобождение Аркадия от влияния Базарова. Желание защитить отца».
Слайд №12
Итак, изменится ли отношение сына к отцу? Сделаем ещё один микровывод уже после 2-ого аргумента.
И последний, 3-ий этап алгоритма работы над итоговым сочинением. В чём заключается он?
Слайд №13
Сформулируйте обобщающий вывод.
Слайд 14
Да, его любовь «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».
Слайд 15
Итак, ребята, мы, я надеюсь, успешно подготовились к написанию сочинения, помним о том, из каких частей оно состоит, какие композиционные связки и речевые клише нужно использовать между частями сочинения;
не забудем о том, что после каждого аргумента и контраргумента нужно будет сделать микровывод, а в конце сочинения- обобщающий вывод, где обязательно прозвучат ключевые слова темы.
Мне бы очень хотелось, чтобы сейчас мы провели небольшую рефлексию – самооценку результатов деятельности своей и всего коллектива.
VIII. Рефлексия ( цель: самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива)
Слово учителя.
Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.
Слайд 16
Завершите высказывания:
1. Урок заставил меня задуматься о…
2. За урок я узнал/вспомнил/отработал навык.
3. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.
4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…
Слайд 17
Пока ребята пишут, звучит песня «Научи меня, Боже, любить»
Обучающиеся отвечают. (Тимофей Кузьмичёв)
Этот эпизод мы можем озаглавить «Трудный разговор отца с сыном».
Ученики смотрят инсценировку. Осмысливают текст произведения.
Ученики делают 1-ый микровывод.
(Тимофей Кузьмичёв)
Рассуждая о том, как ведёт себя Аркадий, автор обращает внимание читателей на снисходительную любовь сына к отцу. Аркадий ведёт себя развязно, бестактно, что свидетельствует о его недостаточном уважении к Николаю Петровичу.
Ученики делают 2-ой микровывод.
Иван Шакурин:
«Безусловно. Находясь в родном доме, чувствуя любовь отца, Аркадий не может не измениться в лучшую сторону. Душа его смягчается, словно освящается любовью отца, и он становится прежним- уважительным, заботливым, любящим.
Ученики отвечают. (Яна)
Третий, последний этап алгоритма работы над итоговым сочинением заключается в составлении обобщающего вывода. Он должен быть связан с темой сочинения. В нём обязательно должны ещё раз прозвучать ключевые слова.
(Полина Батаева)
Таким образом, на основании прочитанного произведения мы можем сделать вывод о том, что В. Г. Белинский прав. Действительно, любовь и уважение к родителям – святые чувства. Они очень благотворно воздействуют на человека. Он становится способным на прекрасные поступки.
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления качеством образования» (29.11.2018 г.)
Тема урока : «Подготовка к итоговому сочинению на тему «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое». (В. Г. Белинский)».
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Организационный (мотивационный) этап
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Слайд №1
Слово учителя. Приветствие.
Слайд №2
Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок развития речи.
Система выставления оценок за этот урок накопительная : один ответ - 1 балл (напротив вашей фамилии в списке класса я эти баллы занесу).
Итог вашей работы будет оцениваться дважды: за устную работу по окончании урока и за письменную работу по окончании написания сочинения дома.
Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы внесёте в черновик сочинения-таблицу. Таблица представляет собой формат листа А4, с подобным форматом вам предстоит работать на экзамене.
(Предпочтительно 350 слов). Это формат листа А4 с двух сторон.
Актуализация личностного осмысления обучающимися деятельности на уроке
II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.
Цель: мотивация обучающихся.
Слово учителя.
Слайд №3
Вспомним, что же представляет собой итоговое сочинение по литературе. Это какой вид деятельности?
___
Какие требования предъявляются к итоговому сочинению?
Какие тематические направления итогового сочинения ждут нас 5 декабря?
Слайд №4
В процессе подготовки мы уже разрабатывали с вами различные подходы к написанию сочинений по четырём тематическим направлениям.
Слайд №5
А сегодня целью нашего урока является разработка подходов к написанию сочинения и отбор литературного материала по тематическому направлению «Отцы и дети».
В методических рекомендациях для рассмотрения нам предлагаются возможные темы сочинений. Назовите их.
Слайд №6
Как мы видим, 3-я тема как бы является ответом на вопросы, поставленные в первых двух.
Конфликт ведёт к неуважению детьми отцов, а неуважение порождает нелюбовь отцов к своим детям. Так быть не должно.
Именно поэтому сегодня мы и говорим о том, какими должны быть настоящие, искренние, святые чувства к родителям – самоотверженная любовь и глубокое уважение к ним.
Понять это нам помогут слова, взятые, по мнению многих, из самого главного источника знаний – Великой Книги Библии.
Даниил Гудьев прочтёт нам эти слова.
Слайд №7
В этом послании святого апостола Павла к коринфянам рассматривается каждое из качеств любви. Теперь нам становится понятно, что чувство любви неразрывно связано с чувством уважения, ведь настоящая любовь «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего».
Описание этих качеств любви мы можем взять в качестве эпиграфа к итоговому сочинению. Олеся Рычагова даёт определение.
(Итоговое сочинение по литературе – это самостоятельная письменная работа ученика, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему с обязательным привлечением литературного материала).
(М. Р. Львов «Словарь-справочник по методике русского языка».)
___
Гор Авоян отвечает:
«Первое требование: необходимый объём слов – не менее 250, предпочтительно – 350 слов.
Второе требование: самостоятельность написания».
Ученики называют направления. Осмысливают.
(Тематические направления поочерёдно выплывают на слайде).
1. Отцы и дети.
2. Мечта и реальность.
3. Месть и великодушие.
4. Искусство и ремесло.
5. Доброта и жестокость.
• «Отц
Ребята называют возможные темы сочинений. Осмысливают. Участвуют в формулировке темы урока, целей, задач.
1. В чём заключается конфликт между поколениями? (Яна)
2. К чему ведет конфликт отцов и детей? (Полина Батаева)
3. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А. С. Пушкин). (Полина Можаева)
Даниил Гудьев читает слова из Библии: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
(Первое послание св. Ап. Павла к коринфянам)