МААМ-картинки

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению»

Елена Гущина
Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению»

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления качеством образования» (29.11.2018 г.)

Тема урока : «Подготовка к итоговому сочинению на тему «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое». (В. Г. Белинский)».

ФИО учителя: Гущина Елена Юрьевна.

Форма проведения урока : урок развития речи.

Публикация «Конспект урока литературы в 11 классе по теме „Подготовка к итоговому сочинению“» размещена в разделах

Тип урока : урок развития речи

Технология: групповая деятельность

Деятельностная цель:

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме для написания итогового сочинения.

Содержательная цель:

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы обучающихся за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи урока :

предметные

• формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе;

• формировать умение строить высказывание по предложенным литературным блокам

регулятивные

• формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе

коммуникативные

• развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

личностные

• формировать культуру речи;

• воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.

Методы:

по характеру познавательной деятельности

• репродуктивный;

• частично-поисковый

по степени активности учащихся

• продуктивные;

• творческие

по источнику знаний

• словесные;

• практические;

• наглядные;

• использование электронного носителя

стимулирования и мотивации

• познавательные;

• социальные;

• эмоциональные

интеллектуальные

• индуктивные

• дедуктивные

• сравнения

классификации материала

контроля и самоконтроля

• устный

• письменный

по организации деятельности:

• индивидуальные

• групповые

• фронтальные

Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления качеством образования» (29.11.2018 г.)

Тема урока : «Подготовка к итоговому сочинению на тему «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое». (В. Г. Белинский)».

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

I. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слайд №1

Слово учителя. Приветствие.

Слайд №2

Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок развития речи.

Система выставления оценок за этот урок накопительная : один ответ - 1 балл (напротив вашей фамилии в списке класса я эти баллы занесу).

Итог вашей работы будет оцениваться дважды: за устную работу по окончании урока и за письменную работу по окончании написания сочинения дома.

Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы внесёте в черновик сочинения-таблицу. Таблица представляет собой формат листа А4, с подобным форматом вам предстоит работать на экзамене.

(Предпочтительно 350 слов). Это формат листа А4 с двух сторон.

Актуализация личностного осмысления обучающимися деятельности на уроке

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация обучающихся.

Слово учителя.

Слайд №3

Вспомним, что же представляет собой итоговое сочинение по литературе. Это какой вид деятельности?

___

Какие требования предъявляются к итоговому сочинению?

Какие тематические направления итогового сочинения ждут нас 5 декабря?

Слайд №4

В процессе подготовки мы уже разрабатывали с вами различные подходы к написанию сочинений по четырём тематическим направлениям.

Слайд №5

А сегодня целью нашего урока является разработка подходов к написанию сочинения и отбор литературного материала по тематическому направлению «Отцы и дети».

В методических рекомендациях для рассмотрения нам предлагаются возможные темы сочинений. Назовите их.

Слайд №6

Как мы видим, 3-я тема как бы является ответом на вопросы, поставленные в первых двух.

Конфликт ведёт к неуважению детьми отцов, а неуважение порождает нелюбовь отцов к своим детям. Так быть не должно.

Именно поэтому сегодня мы и говорим о том, какими должны быть настоящие, искренние, святые чувства к родителям – самоотверженная любовь и глубокое уважение к ним.

Понять это нам помогут слова, взятые, по мнению многих, из самого главного источника знаний – Великой Книги Библии.

Даниил Гудьев прочтёт нам эти слова.

Слайд №7

В этом послании святого апостола Павла к коринфянам рассматривается каждое из качеств любви. Теперь нам становится понятно, что чувство любви неразрывно связано с чувством уважения, ведь настоящая любовь «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего».

Описание этих качеств любви мы можем взять в качестве эпиграфа к итоговому сочинению. Олеся Рычагова даёт определение.

(Итоговое сочинение по литературе – это самостоятельная письменная работа ученика, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему с обязательным привлечением литературного материала).

(М. Р. Львов «Словарь-справочник по методике русского языка».)

___

Гор Авоян отвечает:

«Первое требование: необходимый объём слов – не менее 250, предпочтительно – 350 слов.

Второе требование: самостоятельность написания».

Ученики называют направления. Осмысливают.

(Тематические направления поочерёдно выплывают на слайде).

1. Отцы и дети.

2. Мечта и реальность.

3. Месть и великодушие.

4. Искусство и ремесло.

5. Доброта и жестокость.

• «Отц

Ребята называют возможные темы сочинений. Осмысливают. Участвуют в формулировке темы урока, целей, задач.

1. В чём заключается конфликт между поколениями? (Яна)

2. К чему ведет конфликт отцов и детей? (Полина Батаева)

3. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А. С. Пушкин). (Полина Можаева)

Даниил Гудьев читает слова из Библии: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

(Первое послание св. Ап. Павла к коринфянам)

III. Актуализация знаний

Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе

Слово учителя.

Слайд №8

Вспомним части итогового сочинения и 1-ый этап алгоритма работы над ним. Внимание на экран.

Каков 1-ый этап алгоритма работы над сочинением?

Слайд №9

1. Болбеков Павел называет части сочинения.

2. Дрыгин Дмитрий рассказывает о 1-ом этапе работы над ним. Остальные осмысливают.

1).Итоговое сочинение по литературе состоит из 3-х частей:

1ая часть (вступление);

2-ая часть (основная, включающая проблемный вопрос по теме, ответ на него (тезис, аргументацию, состоящую из 1-ого литературного аргумента, контраргумента и 2-ого литературного аргумента;

3-я часть: заключение (вывод).

2). 1-ый этап алгоритма работы над итоговым сочинением заключается в следующем: в формулировке темы находим ключевые слова и даём определение понятиям, которые заключаются в данных словах. Рассуждаем на тему, почему эти понятия важны и значимы в нашей жизни. Рассматриваем, как данные понятия раскрываются в художественной литературе через поступки героев, осуществляющих определённый нравственный выбор.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия обучающимися нового знания)

Цель: проверить имеющиеся знания обучающихся и разработать новые пути подхода к теме

Слово учителя.

Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению рабочие материалы (речевые клише, синонимический ряд, композиционные связки, логические переходы).

Итак, используя речевые клише и синонимический ряд, заменяющий ключевые понятия, составьте вступление к сочинению по теме «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое» (В. Г. Белинский).

Отвечаем «по цепочке», друг за другом.

Вспомним, в чём заключается 2-ой этап алгоритма работы над итоговым сочинением.

Слайд №10

Предполагаемый ответ:

Любовь и уважение к родителям - важные нравственные составляющие души человека, без которых он не может жить. Они очень важны и значимы в нашей жизни, потому что формируют внутренний мир человека и облагораживают его душу. Но душевная организация людей очень сложная, и поэтому они в разных ситуациях поступают по-разному. В одной открыто проявляют свои чувства к близким людям, а в другой стыдятся их.

Тема проявления любви и уважения детей к старшему поколению интересна для многих писателей. В их произведениях мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о том, как литературные герои оказываются перед нравственным выбором между высокими чувствами к родителям и недостаточно заботливым, почти равнодушным отношением к ним.

(Ира Толумбаева).

На 2-ом этапе алгоритма работы над итоговым сочинением мы формулируем проблемный вопрос, ориентируясь на тему сочинения, затем отвечаем на него и свой ответ подтверждаем аргументами из текста литературного произведения.

V.Включение нового знания в систему понятий обучающихся

Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Слово учителя.

Вспомним 1-ый эпизод романа

И. С. Тургенева «Отцы и дети», который мы будем использовать в качестве контраргумента, иллюстрирующего любовь Аркадия Кирсанова к своему отцу Николаю Петровичу, но недостаточное уважение к нему. Как мы можем озаглавить этот эпизод?

Слайд №11

Итак, инсценировка эпизода «Трудный разговор отца с сыном». Внимательно посмотрите, вслушайтесь и вдумайтесь в смысл слов текста произведения…

Да, грустно наблюдать такую картину, когда сын даже не понимает, как обижает своего отца, некоторым образом даже оскорбляет его.

Поработаем с текстом этого отрывка из романа. Он на ваших столах.

Рассуждая о том, как ведёт себя Аркадий, на какие слова автор обращает внимание читателей?

Как спросил Аркадий о Фенечке? «Развязно».

Какое чувство испытывает сын к извиняющемуся отцу? («снисходительной нежности»)

Какие ещё чувства и ощущения наполняют душу Аркадия? («ощущение какого-то тайного превосходства», «наслаждение сознанием собственной развитости и свободы».

Разве можно назвать эти чувства настоящими любовью и уважением?

Сделайте микровывод после 1-ого аргумента.

Чем обусловлено такое отношение Аркадия к отцу? Полина Можаева: «Влиянием нигилиста Базарова».

Изменится ли отношение Аркадия к Николаю Петровичу?

Узнаем это из ещё одного фрагмента произведения, который инсценировали ребята. Его можно озаглавить «Освобождение Аркадия от влияния Базарова. Желание защитить отца».

Слайд №12

Итак, изменится ли отношение сына к отцу? Сделаем ещё один микровывод уже после 2-ого аргумента.

И последний, 3-ий этап алгоритма работы над итоговым сочинением. В чём заключается он?

Слайд №13

Сформулируйте обобщающий вывод.

Слайд 14

Да, его любовь «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».

Слайд 15

Итак, ребята, мы, я надеюсь, успешно подготовились к написанию сочинения, помним о том, из каких частей оно состоит, какие композиционные связки и речевые клише нужно использовать между частями сочинения;

не забудем о том, что после каждого аргумента и контраргумента нужно будет сделать микровывод, а в конце сочинения- обобщающий вывод, где обязательно прозвучат ключевые слова темы.

Мне бы очень хотелось, чтобы сейчас мы провели небольшую рефлексию – самооценку результатов деятельности своей и всего коллектива.

VIII. Рефлексия ( цель: самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива)

Слово учителя.

Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.

Слайд 16

Завершите высказывания:

1. Урок заставил меня задуматься о…

2. За урок я узнал/вспомнил/отработал навык.

3. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…

Слайд 17

Пока ребята пишут, звучит песня «Научи меня, Боже, любить»

Обучающиеся отвечают. (Тимофей Кузьмичёв)

Этот эпизод мы можем озаглавить «Трудный разговор отца с сыном».

Ученики смотрят инсценировку. Осмысливают текст произведения.

Ученики делают 1-ый микровывод.

(Тимофей Кузьмичёв)

Рассуждая о том, как ведёт себя Аркадий, автор обращает внимание читателей на снисходительную любовь сына к отцу. Аркадий ведёт себя развязно, бестактно, что свидетельствует о его недостаточном уважении к Николаю Петровичу.

Ученики делают 2-ой микровывод.

Иван Шакурин:

«Безусловно. Находясь в родном доме, чувствуя любовь отца, Аркадий не может не измениться в лучшую сторону. Душа его смягчается, словно освящается любовью отца, и он становится прежним- уважительным, заботливым, любящим.

Ученики отвечают. (Яна)

Третий, последний этап алгоритма работы над итоговым сочинением заключается в составлении обобщающего вывода. Он должен быть связан с темой сочинения. В нём обязательно должны ещё раз прозвучать ключевые слова.

(Полина Батаева)

Таким образом, на основании прочитанного произведения мы можем сделать вывод о том, что В. Г. Белинский прав. Действительно, любовь и уважение к родителям – святые чувства. Они очень благотворно воздействуют на человека. Он становится способным на прекрасные поступки.

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления качеством образования» (29.11.2018 г.)

Тема урока : «Подготовка к итоговому сочинению на тему «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое». (В. Г. Белинский)».

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

I. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слайд №1

Слово учителя. Приветствие.

Слайд №2

Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок развития речи.

Система выставления оценок за этот урок накопительная : один ответ - 1 балл (напротив вашей фамилии в списке класса я эти баллы занесу).

Итог вашей работы будет оцениваться дважды: за устную работу по окончании урока и за письменную работу по окончании написания сочинения дома.

Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы внесёте в черновик сочинения-таблицу. Таблица представляет собой формат листа А4, с подобным форматом вам предстоит работать на экзамене.

(Предпочтительно 350 слов). Это формат листа А4 с двух сторон.

Актуализация личностного осмысления обучающимися деятельности на уроке

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация обучающихся.

Слово учителя.

Слайд №3

Вспомним, что же представляет собой итоговое сочинение по литературе. Это какой вид деятельности?

___

Какие требования предъявляются к итоговому сочинению?

Какие тематические направления итогового сочинения ждут нас 5 декабря?

Слайд №4

В процессе подготовки мы уже разрабатывали с вами различные подходы к написанию сочинений по четырём тематическим направлениям.

Слайд №5

А сегодня целью нашего урока является разработка подходов к написанию сочинения и отбор литературного материала по тематическому направлению «Отцы и дети».

В методических рекомендациях для рассмотрения нам предлагаются возможные темы сочинений. Назовите их.

Слайд №6

Как мы видим, 3-я тема как бы является ответом на вопросы, поставленные в первых двух.

Конфликт ведёт к неуважению детьми отцов, а неуважение порождает нелюбовь отцов к своим детям. Так быть не должно.

Именно поэтому сегодня мы и говорим о том, какими должны быть настоящие, искренние, святые чувства к родителям – самоотверженная любовь и глубокое уважение к ним.

Понять это нам помогут слова, взятые, по мнению многих, из самого главного источника знаний – Великой Книги Библии.

Даниил Гудьев прочтёт нам эти слова.

Слайд №7

В этом послании святого апостола Павла к коринфянам рассматривается каждое из качеств любви. Теперь нам становится понятно, что чувство любви неразрывно связано с чувством уважения, ведь настоящая любовь «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего».

Описание этих качеств любви мы можем взять в качестве эпиграфа к итоговому сочинению. Олеся Рычагова даёт определение.

(Итоговое сочинение по литературе – это самостоятельная письменная работа ученика, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему с обязательным привлечением литературного материала).

(М. Р. Львов «Словарь-справочник по методике русского языка».)

___

Гор Авоян отвечает:

«Первое требование: необходимый объём слов – не менее 250, предпочтительно – 350 слов.

Второе требование: самостоятельность написания».

Ученики называют направления. Осмысливают.

(Тематические направления поочерёдно выплывают на слайде).

1. Отцы и дети.

2. Мечта и реальность.

3. Месть и великодушие.

4. Искусство и ремесло.

5. Доброта и жестокость.

• «Отц

Ребята называют возможные темы сочинений. Осмысливают. Участвуют в формулировке темы урока, целей, задач.

1. В чём заключается конфликт между поколениями? (Яна)

2. К чему ведет конфликт отцов и детей? (Полина Батаева)

3. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А. С. Пушкин). (Полина Можаева)

Даниил Гудьев читает слова из Библии: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

(Первое послание св. Ап. Павла к коринфянам)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока математики в 3 классе по теме «Доли» Тема урока: Доли. Класс: 3 УМК: Школа России Предметная область : математика Место урока в курсе: урок в теме «Числа от 1 до 100» Тип урока:.

Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе вспомогательной школы по теме «Растения леса» Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе Тема: Растения леса учитель начальных классов: Гордиевских Елена Петровна Тема:.

Конспект урока математики по теме «Свойства сложения» во 2 классе Конспект урока по теме "Свойства сложения" во 2 классеПедагогические задачи: повторить переместительное свойство сложения, познакомить.

Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I» Конспект урока в 10 классе. Тема: «Царствование Павла I» Тип урока : получение новых знаний Цели: пробуждение интереса к историческому деятелю.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Технологическая карта урока по обществознанию в 8 классе по теме «Долг и совесть» Технологическая карта урока в 8 «Б» классе Составила: учитель ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево Никитушкина Ирина Петровна Предмет: обществознание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению»
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 21:27
+112Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД