Александра
Конспект урока музыки «Казахская инструментальная музыка. Кюи, посвященные природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Фамилия, имя, отчество автора (соавторов, Кобзева Александра Ильинична
Место работы РК, Акмолинская область, г. Кокшетау, КГУ СШ № 14
Должность Учитель музыки
Высшая категория
Наименование материала Открытый урок : Казахская инструментальная музыка. Кюи, посвященные природе.
Рубрика • Общее и среднее образование
2016-2017г
Публикация «Конспект урока музыки „Казахская инструментальная музыка, Кюи, посвященные природе“» размещена в разделах
- Казахстан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты уроков
- Природа Казахстана
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Цель: Раскрыть социальную обусловленность происхождения музыкального жанра – кюй-посвящение.
Задачи образовательные:
• сформировать представления о музыкальном жанре;
• закрепить понятие «кюй», дать понятия «кюи-посвящения - арнау»;
• познакомить с различными домбровыми школами и их основоположниками (Курмангазы, Таттимбет);
• познакомить с новыми музыкальными произведениями – примерами музыкальных жанров (кюи -посвящения – «арнау»).
Задачи воспитательные:
• воспитывать интерес к казахской инструментальной музыке;
• воспитывать эстетическое отношение к музыке в жанре кюи-посвящения – арнау.
Задачи развивающие:
• развивать навыки восприятия казахской инструментальной музыки;
• развивать умение самооценки своих знаний;
• развитие коммуникативных, управленческих умений;
• развивать интерес к истории своей родины.
Репертуар:
• Курмангазы «Сарыарка»;
• Таттимбет «Саржайляу».
Виды детской музыкальной деятельности :
• восприятие музыки;
• музыкально-познавательная деятельность.
Критерии успеха: я знаю, что такое кюй.
Я знаю, какие виды домбры существуют.
Я знаю стили игры на домбре (токпе и шертпе) и могу их определить.
Ход урока
Орг. момент. Звучит музыка, дети входят в класс («Круглая песенка»)
Приветствие: «Утро» Э. Григ. «Здравствуйте, дети,
Я рада вас видеть,
Готовьтесь скорее, начнем мы урок!»
«Здравствуйте, здравствуйте,
Вы - наш учитель,
Мы рады вас видеть,
Работать хотим!»
Сегодня у нас необычный урок. К нам прошли гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь кивком головы.
- «Здравствуйте!» Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы с вами желаем всем здоровья.
Распевание. Исполнение песни.
Учитель: Ребята, под какую музыку мы с вами вошли в класс, к какому жанру она относится? («Круглая песенка». Это песня. Вокальный жанр.)
• Что такое жанр? (Жанр – это определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число (произведений, сочинений.) Слайд №2
• Какие жанры музыкального искусства вы знаете? (инструментальный, вокальный).
• Что такое инструментальная музыка? вокальная музыка? Слайд №3 (Музыка вокальная, предназначенная для человеческого голоса (песня, романс, серенада, ария). Музыка инструментальная (симфония, соната этюд, прелюдия, звучащая без слов в исполнении скрипача, пианиста, трубача или различных групп музыкантов).
• Какие жанры сформировались в казахской народной музыкальной классике? (музыкально-поэтический, инструментальный). Слайд № 4
Учитель: Нельзя глубоко почувствовать национальную самобытность казахов, их духовность, не обратившись к музыке. Известно, в ней - душа народа. (Приложение 1)
Инструментальная музыка – богатейший пласт самобытной казахской музыкальной культуры. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.
Итак, тема нашего урока : Инструментальная музыка. Кюи, посвященные природе.
Что такое инструментальная музыка? (музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах).
• А какие виды инструментальной музыки вы знаете? (Сольная, ансамблевая, оркестровая).
• Как вы думаете, чем представлена казахская инструментальная культура? (самобытным инструментарием, жанровым своеобразием, самобытной исполнительской традицией).
• Какие вы знаете казахские народные музыкальные инструменты? Слайд №5-11 (Струнные – домбра, кобыз, жетыген, шертер; духовые – сыбызгы, кос сырнай, керней, ускирик; ударные – дабыл, асатаяк, конырау, дангыра, самозвучащие, язычковые).
• Назовите жанр казахской инструментальной музыки? (Кюй). Слайд № 12
• Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме. Расцветом жанра кюя стал XIX век, представленный авторским творчеством исполнителей кюев – кюйши – профессионалов устной традиции.
Кюй носит программный характер.
Учитель: Что значит программная музыка?
(К программным (от греч. «программа» – «объявление», «распоряжение») относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором. Программная музыка благодаря конкретному содержанию доступна и понятна слушателям, а ее выразительные средства более рельефны и ярки).
Раньше перед исполнением кюя музыканты в устном рассказе излагали его содержание. При этом рассказ и музыка были художественно равноправны. Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной импровизации, но и владением слова.
В ходе постепенного исторического развития инструментальная музыка перестала быть просто средством иллюстрирования. Между рассказом и кюями установились новые соотношения. Музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала нести самостоятельное содержание, раскрывать различные характеры и настроения.
Учитель: Кюй как основной жанр традиционной казахской инструментальной культуры продолжает развиваться и в наши дни.
• Как называют исполнителя кюя? (Кюйши).
• Как называют музыканта, который не только исполняет, но и сочиняет кюи? (Композитор - кюйши).
Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства.
Сегодня мы познакомимся с произведениями великих композиторов - кюйши.
Показ портрета композитора. Слайд №13
Учитель: Курмангазы – великий народный композитор - кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «отцом кюев» – тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры.
Дети: Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. Первым наставником, приобщившим Курмангазы к искусству кюя, был кюйши Узак. Курмангазы совершенствовал мастерство, разучивая произведения знаменитых кюйши Букеевской Орды – Байжумы, Шеркеша и др. Это и определило его дальнейшую судьбу, Курмангазы становится профессиональным домбристом. В настоящее время опубликовано более 60 кюев.
Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары арка», что в переводе означает «Золотая степь». Это самое известное произведение Курмангазы, завоевавшее необычайную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире.
Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и жизнерадостный характер музыки.
(Слушание музыки (кюй Курмангазы «Сары арка») домбровое исполнение). Слайд № 14-18
• Каков характер музыки? (Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный).
• Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары арка»? (Музыка как бы рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи и изображает движение). Музыка передает не только красоту золотой степи, но и символизирует порыв к свободе, передает победную песню души народа.
• Какой инструмент исполняет кюй? (Домбра).
Показ домбры.
• А что вы можете рассказать о домбре? Слайд № 19 (Казахский народный струнный музыкальный инструмент (щипковый). Она имеет 2 жильные струны. Длина инструмента 800–1300 мм. Домбра делается из дерева: ели, сосны, ореха, тала, березы, кедра).
• Как звучит домбра? (ярко, энергично, ритмично).
• Как вы думаете, чему посвятил свой кюй Курмангазы? (Природе) Почему? (Курмангазы любил свою Родину, бескрайние степи. И недаром его называли «отцом казахской степи»).
Учитель: В казахской музыкальной культуре песня или кюй – посвящение называется Арнау. (запись в тетрадь)
Кому еще могли посвящать свою музыку композиторы? (Арнау создавались в честь друга, учителя, любимого коня, птицы, посвящались маме, родной природе, любимой девушке и т. д.).
Учитель: Сегодня мы познакомимся с еще одним музыкальным произведением, кюем, который посвящен природе. Написал его Таттимбет - выдающийся композитор - кюйши. Слайд № 21
Показ портрета композитора.
Ученик: Таттимбет был не только выдающимся композитором - кюйши, но и известным певцом-импровизатором, искусным оратором (шешен, знатоком древних обычаев, легенд и преданий и, наконец, профессиональным бием (судьей). Благодаря столь разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь.
Родился Таттимбет в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в крестьянской семье. Интерес к музыке привила ему мать. Игре на домбре он учился у брата. Дед хотел, чтобы Таттимбет стал бием, поэтому родители определили его учеником к знаменитому судье. Учение Таттимбету давалось легко, он быстро освоил свод степных законов, познакомился с основами ораторского искусства. Вскоре Таттимбет, несмотря на свой юный возраст, начинает самостоятельную судебную практику. Он разбирает различные жалобы, решает споры, вершит суд. Благодаря находчивости, остроумию, справедливости Таттимбет становится известен по всей округе.
Таттимбет не оставляет занятия музыкой. Он участвует в песенных и инструментальных состязаниях, выступает как домбрист, а также много сочиняет.
В 1855 году в жизни Таттимбета происходит необычное событие: в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра II. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали. Таттимбет автор свыше 40 кюев.
Учитель: И сегодня мы с вами послушаем кюй «Саржайляу» («Золотая летовка»). Его можно считать одним из шедевров творчества Таттимбета. Кюй поражает слушателей необычной мелодичностью. В этом произведении композитор передает образ жайлау. Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами, зеркальными озерами.
Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и лиричный характер музыки. Слайды №22-25
Ильяс Джансугуров. Домбра. Кюй.
Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
На сердце радость напевай.
Чтоб весь туман в горах исчез.
Чтоб тучи все сошли с небес,
чтоб все заслушалось тебя,
Твои напевы полюбя,
Еще сильней, домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков – домбра,
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души –
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!
Слушание музыки (кюй Таттимбет «Саржайляу») домбровое исполнение.
• Каков характер музыки? (светлый, жизнерадостный, лиричный, нежный, возвышенный).
• Что вы представили, слушая эту музыку?
• Кому посвятил кюй Таттимбет? (природе).
• Для кого музыкального инструмента написан кюй?
Учитель: Существует 2 основные разновидности домбры – западная и восточная.
Ученик: Домбры, распространенные в западных районах Казахстана, отличались сравнительно большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф. Для домбр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус восточной домбры был плоским, а гриф – коротким и широким. На домбру натягивали две струны, которые раньше делали из тонких козьих или бараньих кишок. Корпус и гриф домбр украшали орнаментом.
Западноказахстанская домбра используется, главным образом, как сольный инструмент (её репертуар составляют кюи, восточно-казахстанская домбра преимущественно аккомпанирует пению. Слайд № 26
Разные формы домбры были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций.
Работа с учебником. Стр. 56. Найдите в тексте описание региональных инструментальных традиций. Запись в тетрадь.
1. Шертпе. Слайд № 27
2. Токпе. Слайд № 20
К каким региональным инструментальным традициям относится творчество Курмангазы? (западноказахстанская) Таттимбета? (центрально-казахстанскя)
• Послушайте музыку еще раз и обратите внимание, что изменится в звучании музыки Курмангазы?
• В чем сходство и отличие этих кюев?
Повторное слушание кюя Курмангазы «Сары арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов, кюя Таттимбет «Саржайляу» домбровое исполнение.
Сходства:
1. Кюи созданы казахскими композиторами.
2. Кюи написаны для казахского народного музыкального инструмента - домбра.
3. Кюи посвящены природе.
Отличия:
1. Курмангазы – представитель западноказахстанской традиции домбровой школы.
2. Таттимбет – представитель центрально-казахстанской традиции домбровой школы.
3. Различен прием игры на домбре.
4. Характер кюя Курмангазы стремительный, волевой; кюй Таттимбета мелодичный, напевный.
• Что изменилось в звучании музыки Курмангазы? (звучало много инструментов, и музыка стала еще более красочной, колоритной). Мы услышали кюй Курмангазы «Сары арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов.
• А что такое оркестр? Слайд № 28 (Оркестр казахских народных инструментов – большой коллектив музыкантов, играющих на казахских народных музыкальных инструментах). Вам представляется возможность поработать в группах и одновременно проверить как вы подготовили домашнее задание. А оценить свои результаты вы сможете самостоятельно, по карточкам самоконтроля, которые находятся на ваших столах. Сдадите их после окончания урока при выходе из кабинета. Итак, первое задание.
1. Задание № 1 «Собери инструменты в группы» Перед вами на столах находится набор карточек с изображениями музыкальных инструментов, которые вы должны выложить в соответствии с оркестром, который вы выберете. Карточка самоконтроля.
2. Вы прекрасно справились с заданием, а теперь ваша задача собрать оркестр по видам задание № 2. «Собери оркестр». Слайд № 29-34
3. Задание № 3, 4. Вам нужно не только правильно записать исполнителей на музыкальных инструментах, но и сделать это без орфографических ошибок. В первом случае вы проверяете правильность обозначения музыкантов – исполнителей, а во втором орфографическую грамотность написания. Слайд №35-36
Приступаем к выполнению задания, сигналом к тому, что вы закончили, послужит то, что вы положите ручки. И при помощи интерактивной доски проверяем орфографическую грамотность. А сейчас сложите те баллы, которые вы получили и поставьте себе итоговую оценку.
Карточка самоконтроля ___(Ф. И.)
№ Задание Критерии оценивания Баллы
1 Собери инструменты в группы «5» баллов – быстрота и точность выполнения;
«4» балла – 1ошибка в задании;
«3» балла – 2-3 ошибки.
2 Собери оркестр
«5» баллов – за 8 правильных ответов;
«4» балла – за 7-6 правильных ответов;
«3» балла – за 5-4 правильных ответа.
3 Исполнители, кроссворд «5» баллов – за 10 правильных ответов;
«4» балла – за 9-7 правильных ответов;
«3» балла – за 6-4 правильных ответа.
4 Кроссворд Орфографическая грамотность:
«5» баллов – за 8 правильных ответов;
«4» балла – за 7-6 правильных ответов;
«3» балла – за 5-4 правильных ответа.
5 Итоговая оценка «23-26» баллов – оценка 5;
«25-19» баллов – оценка 4;
«18-15» – оценка 3.
Обобщение урока.
• С какими произведениями мы сегодня познакомились?
• Кто их написал?
• Традиции, какой домбровой школы представляет Курмангазы? Таттимбет?
• Что такое шертпе? Токпе?
• Чему посвящены кюи?
• Как называется в казахской музыкальной культуре кюй-посвящение?
Ученик. Кюй «Сары арка» считают вершиной не только творчества Курмангазы, но и всей казахской музыки. Для кюя характерно светлое, жизнерадостное настроение, вызывающее духовный прилив и эмоциональный подъем у слушателей.
Кюй “Сары-Арка” - главное произведение Курмангазы. Это песня о родной земле, о ее необъятном просторе и красоте. Мелодия бурная и стремительная, повествует о народной жизни, о том лучшем и героическом, что заложено в народный характер. Курмангазы воплотил в звуках своей любимой домбры голос казахского народа, голос степи.
Кюй “Сары-Арка” вызывает чувство гордости за национальную музыкальную культуру.
Ученик. Кюй Таттимбета «Саржайлау» («Золотая литовка») поражает слушателей необычной мелодичностью. В кюе через красоту природы передается ощущения человека, его духовный мир, размышления о сущности бытия.
Сегодня мы услышали волшебные звуки кюя и можем сделать вывод о том, что казахская инструментальная музыка – важная часть казахской музыкальной культуры.
Домашнее задание: слайд № 39
1. Повторить, что такое казахская инструментальная музыка, кюй, кюй-посвящение-арнау, кюйши, композитор-кюйши, домбра, оркестр казахских народных инструментов.
2. Прочитать о творчестве композиторов-кюйши Курмангазы, Таттимбет,
3. Слушать казахскую инструментальную музыку, обращать внимание на характер звучания, на тембр инструментов, исполняющих ее.
4. Нарисовать то, что вы представляли, слушая кюи Курмангазы и Таттимбета.
И в завершение урока давайте исполним песню «Мой Казахстан».
Музыкальное прощание.
Кроссворд № 3, 4
на домбре играет
Кроссворд:
1. Инструментальная пьеса, исполняемая на домбре, кобызе, сыбызги.
2. Кем был в детстве Курмангазы?
3. С каким инструментом никогда не расставался Курмангазы?
4. Кто автор серии рисунков о Курмангазы?
5. Имя матери Курмангазы.
6. Чьи интересы отстаивал композитор?
7. Какое животное изображено на рисунке С. Романова?
8. Народная казахская игра.
9. Имя народного музыканта-кюйши, учителя композитора.
10. Знаменитый кюй Курмангазы.
Ответы:
1. кюй
2. пастух
3. домбра
4. Романов
5. Алка
6. народа
7. сайгак
8. кокпар
9. Узак
10. Сары-Арка.
Технические средства:
• Мультимедийная установка
• Музыкальные инструменты (фортепиано, домбра)
• набор карточек с музыкальными инструментами;
• портреты – Курмангазы, Таттимбет;
• карточки самоконтроля;
• презентация
Методическая литература:
1. Программы для 5-6 классов по музыке. - Алматы: РОНД, 2003. – 20 с.
2. Методическое руководство к учебнику «Музыка» : Для учителей 5-6 классов общеобразовательной школы / С. А. Елеманова, Р. Н. Валиуллина, А. К. Маханова, М. А. Саильянц, Ш. Б. Кульманова. – Алматы: Атамура, 2001. – 96 с.
3. Музыка : Учебник для 5 класса общеобразовательной школы / С. А. Елеманова, А. Жайымов, Ж. Енсепов, А. А. Саильянц, Ж. – Алматы: Атамура, 2005. – 144 с.
4. Казахская музыкальная литература. Уч. для дет. муз. шк:/ Сост. и общ. ред. С. А. Елемановой. – Алма-Ата: Онер, 1993. – 208 с.
Интернет ресурсы:
5. https://www.youtube.com/watch?v=cCj6xE_wgcE
6. https://www.youtube.com/watch?v=Qlc_Lwx_5DU