Михайлова Дарья
Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Библия. Библиотеки»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая цель: Раскрыть значение термина «библиотека», «Библия», сформировать представление о Библии – как священной книге; развивать кругозор, память, речь; воспитывать интерес к разным книгам.
Планируемые результаты (предметные) : Раскрыть понятие "библиотека", "Библия", показать её значимость, познакомить с составляющими частями Библии.
Личностные результаты: Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, проявлять желание больше узнать.
Публикация «Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме „Библия, Библиотеки“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Кубань
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Универсальные учебные действия (метапредметные) : Регулятивные: ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Основные понятия и термины: Библиотека, христиане, Библия, книги, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, апостол, пророк, Иисус Христос, притча, откровение.
Методы и формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая: словесный, наглядный.
Образовательные ресурсы: Мультимедийная презентация, карточки с текстом, наглядности.
- Здравствуйте, ребята.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
- Проверьте свою готовность к уроку.
- Следите за правильной посадкой во время урока.
- При ответах поднимаем руку. Хоровых ответов на уроке я не принимаю.
Сл. 1 - 4
- Ребята, какие памятники, исторические здания и музеи нашего края вам известны? (Ответы учащихся)
- Что вы можете о них рассказать? (Ответы учащихся)
- Молодцы ребята!
- Ребята, откуда мы берём информацию, получаем знания? (Ответы учащихся)
- В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. (Ответы учащихся)
- Но существует такая книга, которая стала важной частью человеческой культуры, изучение которой очень важно для христиан всего мира и, конечно, для православных христиан.
- Вы уже догадались, о какой книге идёт речь? (О Библии)
- Правильно. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к этому памятнику культуры, к этой священной «Книге книг», узнаём историю появления первых церковных библиотек.
- Вместе с вами попробуем ответить на вопросы: О чем рассказывает Библия людям? Из каких частей она состоит? Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?
- Как вы думаете, когда на Кубани появились первые церковные библиотеки? (Ответы учащихся)
- У вас на партах лежат карточки с текстом.
- Прочитайте текст и постарайтесь запомнить информацию о первых церковных библиотеках и будьте готовы ответить на вопросы.
- Первые церковные библиотеки на Кубани появились в XVII веке. Церковные библиотеки являлись самым распространённым видом православных библиотек и положили начало формированию библиотечной сети в целом.
- Открытие храмов и монастырей, проведение церковной службы не могло обходиться без книги.
- Главной задачей церковных библиотек в те времена было обеспечение священников книгами для проведения богослужения.
- Книг в крае не хватало. Небольшое количество самых необходимых книг привезли с собой назначенные в войско священнослужители.
- С годами фонды библиотек увеличивались, становились тематически более универсальными. Со временем большая часть церковных библиотек стала доступна населению.
- Слово «библиотека» произошло от слова «библия», что в переводе с древне греческого языка означает «книги».
- Когда на Кубани появились первые церковные библиотеки? (Первые церковные библиотеки на Кубани появились в XVII веке)
- Проверим. Найдите в тексте ответ на вопрос.
- Что не могло обходиться без книги? (Открытие храмов и монастырей, проведение церковной службы не могло обходиться без книги)
- Проверим. Найдите в тексте ответ на вопрос.
- Что являлось главной задачей церковных библиотек? (Главной задачей церковных библиотек в те времена было обеспечение священников книгами для проведения богослужения)
- Проверим. Найдите в тексте ответ на вопрос.
- От кого слова происходит слово «библиотека»? (Слово «библиотека» происходит от слова «библия», что в переводе с древне греческого языка означает «книги»)
- Проверим. Найдите в тесте ответ на вопрос.
- Молодцы!
- Кто такие христиане? (Люди, которые приняли учение Иисуса Христа)
- Главной книгой христиан является Библия.
- Библия (греч. — «книга, сочинение») - собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (Танах) является священным текстом и для иудеев. Состоит Библия из 77 книг.
- Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение тысячи лет. Первая, наиболее древняя часть Библии состоит из 50 книг, написанных на древнееврейском языке, и называется Священное Писание Ветхого Завета.
Сл. 5
- Что такое священное писание? (Священное Писание – это записи, сделанные апостолами и пророками)
Сл. 6
- Что вам известно о Ветхом Завете? (Ответы учащихся)
- Ветхий Завет – самая древняя часть Библии. В нём описывается реальная история, с реальными противоречиями, войнами, именами правителей. В оригинале книга написана на древнееврейском языке. Позже книга была переведена на греческий язык, затем с греческого на латинский, древнеславянский и на современные национальные языки.
- Слово «Завет» означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека.
- Нужен ли людям такой союз? (Да)
- Для чего? (Чтобы встречать невзгоды и испытания с уверенностью в Божией помощи)
- Книги Ветхого Завета были написаны пророками.
Сл. 7
- Кто такие пророки? (Пророки - люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее)
- Ветхий Завет начинается книгой Моисея Бытие и заканчивается книгой пророка Малахии.
- Что такое Библия? (Библия- собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (Танах) является священным текстом и для иудеев)
- Кто такие пророки? (Пророки - люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее)
Солнце делает зарядку:
(стать на носочки, потянуться руками вверх)
Село-встало, село-встало.
(полуприсед – руки на поясе)
Приседает по порядку
И нисколько не устало!
Подаёт пример атлетам,
(сгибание – разгибание рук в локтях)
Упражняясь то и дело.
Каждый день – зимой и летом –
Встало-село, встало-село!
(полуприсед – руки на поясе)
Сл. 8
- Что вам известно о Новом Завете? (Ответы учащихся)
- Священное Писание Нового Завета написано апостолами.
- Кто такие апостолы? (Апостолы – первые ученики Иисуса Христа)
- Посмотрите на слайд. Перед вами текст.
- Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
- Новый Завет – это жизнь и учения Иисуса Христа и его учеников. Части Нового Завета, посвящённые Иисусу Христу, называются Евангелие. Существует 4 книги Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Евангелие отражает у Матфея – человеческие страдания Иисуса Христа. У Марка – высшую царскую власть Иисуса Христа. У Луки – жертвенность Иисуса Христа. У Иоанна – символ высоты мысли Иисуса Христа. Состоит Новый Завет из 27 книг.
- В переводе с греческого языка «Евангелие» означает «благая, добрая весть».
Сл. 9
- Как вы думаете, какую благую весть ученики хотели донести людям? (Иисус – Сын Бога. Он является Мессией и чему Христос учил людей.)
- Сколько существует Евангелия ( Существует 4 книги Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна)
- Что отражает Евангелие? (У Матфея – человеческие страдания Иисуса Христа. У Марка – высшая царская власть Иисуса Христа. У Луки – жертвенность Иисуса Христа. У Иоанна – символ высоты мысли Иисуса Христа)
Сл. 9
- Новый Завет начинается книгой Евангелие от Матфея и заканчивается Откровением Иоанна Богослова, которое содержит христианское представление о конце мира.
- Именно эти книги признаны священными, а также книги Апостол и Псалтырь.
- Среди множества прекрасных и полезных книг Библия для христианина – особая книга. Особая роль отводится Евангелию.
Сл. 10
- Обратите внимание на фотографию на слайде. На ней изображено богато иллюстрированное Евангелие в драгоценном окладе.
- Такое почтительное отношение к Священной книге сложилось на Руси в древнейшие времена. Первые Евангелия на древнерусском языке были рукописными, на их создание уходило несколько лет труда, не случайно, во время пожаров люди выносили из жилищ и храмов самое дорогое – книги.
- Мудрость веков, глубинный смысл, Божественное откровение несёт в себе Библия.
Сл. 11
- Обратите внимание на картину «Христос Вседержитель» В. Васнецова.
- В центре изображена фигура Иисуса Христа: правая рука поднята в благословении, а в левой – Священная книга. Особого внимания заслуживают четыре фигуры по углам изображения. Для чего они здесь? О чём говорят зрителю?
Сл. 12
- Каждая деталь на иконе или фреске не случайна и обладает символическим смыслом. Чтобы понять его прочитаем текст на слайде. (По углам эскиза, довершая строгое геометрическое построение полотна, находятся символические изображения Тетраформа – четырёх священных существ, ассоциирующихся с четырьмя евангелистами Луке, Иоанне, Матфее и Марке. Их изображения – человек, орёл, телец и лев – выполнены в золотисто – охристой гамме, которая создаёт впечатление массивного резного обрамления центральной круглой картины.)
- Итак, кого символизируют фигуры тельца, орла, человека и льва? (Они напоминают о четырёх апостолах – учениках Иисуса Христа и авторах Евангелия: Луке, Иоанне, Матфее и Марке)
- Лука, Иоанн, Матфей и Марк – являются создателями четырёх книг Евангелия.
- У Матфея изображён человек, и его книга раскрывает образ Иисуса Христа, подчёркивая его человеческие страдания. У Марка – лев. В Евангелии говориться о чудесах Христа, о его высшей царской власти. У Луки – телец. В книге подчёркивается жертвенность Иисуса Христа. У Иоанна – орёл, который является символом высоты мысли.
- Чтение Библии – это несуетная, внутренняя работа ума и души. В этой книге много притчей.
Сл. 13
- Что такое притча? (Притча – это бытовая, житейская история, в которой нужно найти очень важный для человека нравственный урок)
- У вас на партах лежат карточки с текстом.
- Прочитайте притчу «Суд царя Соломона».
- Чему нас учит эта притча? (Эта притча осуждает жестокость и себялюбие, она учит жертвенной, сострадательной любви – истинная мать готова отказаться от своего ребёнка, ради спасения его жизни)
- Вы убедились, что в Библии заключены очень важные для человека нравственные уроки. В её текстах есть даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.
Сл. 13
- Как вы думаете, что такое откровение? (Откровение – это такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным)
- Именно таким откровением Божиим у христиан считается Библия. Повествование в ней разворачивается от рассказа о создании мира до пророчества (то есть предсказания) конца мира. Самые важные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.
- Когда на Кубани появились первые церковные библиотеки? (Первые церковные библиотеки появились на Кубани в XVII веке)
- Кто такие христиане? (Христиане – это люди, принявшие учение Иисуса Христа)
- Почему Библию называют Книгой книг? (Потому что эта книга является священной для большинства людей)
- Из каких частей она состоит? (Из двух частей – Ветхого Завета и Нового Завета)
- Кто такие апостолы? (Апостолы – первые ученики Иисуса Христа)
- Как переводится слово «Евангелие»? (Благая, добрая весть)
- Кто такие пророки? (Пророки - люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее)
- Сколько существует книг Евангелия? (4 книги)
- О чем рассказывает Библия людям? (В ней рассказывается, как люди ждали рождения Христа, как он родился, жил и чему учил людей)
- Сегодня на уроке работали хорошо, отвечали на все вопросы…; не всегда смогли ответить на вопросы…
Сл. 14
- Закончите предложение:
• На уроке я работал ….
• Своей работой на уроке я ….
• Урок для меня показался ….
- Ребята если во время урока у вас не возникало трудностей – покажите ладошки, а если во время урока у вас возникали трудности – покажите кулачки.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
- Найдите в учебнике ОРКСЭ тему Библия. Евангелие и повторите её.
- Сегодня на уроке вы хорошо поработали.
- Урок окончен.
- До свидания!