Получи документы

Конспект урока по литературе и анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»

Евстигнеева Людмила
Конспект урока по литературе и анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»

Конспект урока по литературе/ Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар».

Преподаватель литературы и русского языка Евстигнеева Людмила Александровна

г. Юрьев - Польский 2018

Цели урока :

Публикация «Конспект урока по литературе и анализ стихотворения А, С, Пушкина „Анчар“» размещена в разделах

обучающие: обучение анализу поэтического текста; научить учащихся понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, понимать эстетическую функцию;

развивающие: развивать монологическую связную речь учащихся;

воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся; воспитывать любовь к лирике; вызвать интерес к творчеству А. С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, тексты стихотворения.

Ход урока:

Ребята! Сегодня мы вновь обратимся к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина. С самого раннего детства нас окружают его стихи, сказки, поэмы. В них - философские размышления о жизни, о дружбе, о любви. А каким удивительным языком они написаны! Каждый раз, читая его стихи, мы поражаемся их красотой, стройностью. Пушкин с удивительной точностью подбирал слова для своих произведений будь то поэма или эпиграмма в несколько строк. «В мелких своих сочинениях. Пушкин разносторонен необыкновенно и является ещё обширнее, виднее, нежели в поэмах.. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт», - так скажет Н. В. Гоголь о поэзии Пушкина.

. "И что же это за стих!—восклицает в своей статье о творчестве Пушкина В. Г. Белинский. — Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельной игрой романтической рифмы; все акустическое богатство, вся сила русского языка: явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря".

Сегодня мы проанализируем стихотворение «Анчар» и ещё раз убедимся в том, насколько прекрасно, поэтично, наполнено философским смыслом каждое творение А. С. Пушкина.

1 ученик: выразительно читает стихотворение «Анчар».

АНЧАР.

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит И тигр нейдет — лишь вихорь черный

На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом :

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Учитель: сейчас ребята расскажут нам немного об истории создания этого произведения.

2 ученик: события 1825 - 1826 годов не могли не сказаться на мировосприятии

А. С. Пушкина. Из Михайловского он писал А. Дельвигу: «С нетерпением ожидаю решения

участи несчастных и обнародование заговора. Твёрдо надеюсь на великодушие молодого

нашего царя. Не будем ни суеверны, ни односторонни - как французские трагики; но

взглянем на трагедию взглядом Шекспира». Это означало многосторонне разобраться в

случившемся, понять смысл, причины и следствия происшедшего.

Через некоторое время Пушкин выскажет Дельвигу свои опасения за судьбу близких ему людей: «Но что Иван Пущин? Мне сказали, что 20, то есть сегодня (20 февраля., участь их должна решиться - сердце не на месте».

3 ученик: о своей потрясённое™ приговором поэт сообщил П. А. Вяземскому;

«. повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна». Здесь

Пушкин говорит о суровости приговора, о своей близости к сосланным. Поэт постоянно впоследствии думал о приговорённых, он искал их могилы и посвятил своё незавершённое стихотворение «Когда порой воспоминанье.». Хотя Пушкин не был сторонником «бунта революции». Выступление на Сенатской площади во многом обусловили последующую проблематику его произведений. Особую остроту приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека.

Учитель: стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, напечатано лишь в 1832 году. Шеф жандармов настороженно отнёсся к этой публикации. Он просил Пушкина ответить, как могло появиться это стихотворения без разрешения царя. Сюжет «Анчара» живо напоминал современникам недавние события. Надо сказать, что это стихотворение Пушкина единственное, где зло торжествует. Не случайно поэт не оставил ни одного комментария к этому произведению. Раскрыть его смысл не было возможности.

Композиция стихотворения делится на две части. Они связаны друг с другом. В первой части - детальное описание древа яда, несущего гибель всему живому. Во второй части стихотворения - повествование о владыке и рабе, посланном за ядом к анчару.

Посмотрим, как строится пространство в "Анчаре".

Первое слово - "пустыня". Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: "чахлая", "скупая". Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты наделяют её свойствами человека. Это заставляет нас воспринимать пустыню как злое существо, являющееся активным создателем окружающего зла. Второй стих довершает образ пространства темой бесплодности:

На почве, зноем раскалённой,

Сухая, раскалённая зноем почва - это мёртвая почва. Земля в поэзии всех стран и народов на протяжении веков - образ матери, создающей жизнь. При этом в народной поэзии плодотворная земля имеет постоянный эпитет, указывающий на влажность: «Мать - сыра земля». Пушкин создаёт образ мира зла, в котором привычные черты мира разрушены. Земля здесь - «почва» : синоним, имеющий то же значение, но лишённый всех фольклорно - поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля».

Последние два стиха :

Анчар, как грозный часовой, Стоит - один во всей вселенной.

Создают образы космического пространства - «один во всей вселенной» и опасности -«как грозный часовой».

В анчаре нет ничего мистического, Это реально существующее зло в природе, как землетрясение, извержение вулканов и ураганы. Анчар является основным образом второй строфы - образом нелюбимого, нежеланного сына, вызывающего ненависть своей матери. В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это рождение противоестественно:

Природа жаждущих степей Его в день гнева породила

Анчар был рождён в «день гнева». В сказаниях многих народов есть рассказы о том, как злое существо - ведьма рождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья.

Древо яда - противоестественное явление природы. Зелень его ветвей - мертва, корни и кора пропитаны ядом. Выражение «мёртвая зелень» содержит оксюморон, то есть эпитет, который противоречит сущности определяемого слова. Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны - жизни. Сочетание «зелень мёртвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы.

Всё, что соприкасается с анчаром, становится гибельным для окружающего. Животные и птицы избегают приближения к анчару :

К нему и пицца не летит, И тигр нейдёт.

Слово «птица» в оценочном отношении нейтрально, но слово «тигр» устойчиво связывается с идеей хищничества. Переход от птицы к тигру даё т нарастание зла: даже злое в природе убегает от анчара. Он не только одинок - он источник зла, активный его создатель. Стихии природы, соприкасаясь с ним, становятся разрушительными. Ветер, сталкиваясь с древом смерти, получает страшное название «вихорь чёрный» и, пролетая мимо анчара, становится носителем зла. Особенно следует обратить внимание на слово «тлетворный». Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня: тлен (разрушение, гибель) и творить (создавать). Пушкин всегда связывал дерево с жизнью, с творческими силами природы. Сочетание смерти и дерева казалось ему особенно противоестествен н ым.

Такой же смысл имеет и пятая строфа. Во всех предыдущих строках нагнеталось значение жажды - «раскалённый», «чахлый», «жаждущий». В пятой строфе появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но дождь, соприкоснувшись с анчаром, становится источником смерти:

И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.

С начала шестой строфы в стихотворении происходит идейно - композиционный перелом. В первой части стихотворения речь идёт о зле в природе. Во второй части стихотворения речь пойдёт о зле, создаваемом самим человеком. Союз «но» резко делит стихотворение на две части.

Обратим внимание на то, что в первой части стихотворения все глаголы говорят о том, что все убегают от анчара : тигр к нему нейдёт, птица не летит, вихорь мчится прочь, дождь стекает. А вторая половина стихотворения начинается с движения к анчару : «послал к анчару», «послушно в путь потёк». Само существование древа яда есть нарушение законов природы. Человек создаёт ещё более страшное нарушение, чем зло природное: он посылает другого человека идти к древу яда:

Но человека человек Послал к анчару властным взглядом

В одном из вариантов вторая строка звучала так: «послал к анчару властным словом». Владыке не нужно слов, объяснений, достаточно одного лишь взгляда, чтобы раб выполнил его желание.

«Человека человек» - два этих слова, фактически повторяющие друг друга, говорят нам о равенстве того, кто послал, и того, кто был послан. Тогда становится непонятно, почему один послал, даже не прибегая к наказанию, «послал властным взглядом», а другой послушно потёк (церковнославянский синоним к слову «пошёл»). Но почему один человек может другого послать на верную гибель?

Смысл выявляется нам, читателям, в последующих строках:

И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.

Этим раскрывается противоестественность рабства. Перед законом природы все люди равны между собой, но в человеческом мире один из них - раб, а другой - владыка. Зло существует в природе, но сама природа изолирует его. И только человек, сотворив противоестественное рабство, вырывает природное зло из изоляции и использует его для угнетения других людей. Анчар, который сначала выступал как активное зло, становится лишь инструментом в ещё более злых руках - князя. Князь - двойник анчара. Он, как и анчар, посылает гибель во все пределы:

гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Образ раба вызывает у нас сочувствие.

Рабу объявлен смертный приговор - идти к анчару, а он безропотно послушен воле владыки. В психологии раба главное - повиновение, послушание:

И тот послушно в путь потёк И к утру возвратился с ядом.

Скупо, но ёмко автор изобразил предельную усталость, физические страдания и самообладание раба после его возвращения:

Принёс он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу Струился хладными ручьями;

Принёс и ослабел и лёг Под сводом шалаша на лыки.

Ни слова ропота! И даже в последние минуты жизни раб выразил свою безмерную преданность господину:

И умер бледный раб у ног Непобедимого владыки.

Автор рассказал о неприхотливом быте раба: шалаш, лыки, на которых он сидел и отдыхал. При очевидной сдержанности авторских оценок его сочувствие к рабу очевидно:

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями.

И умер бедный раб.

Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла. Именно послушание раба, его покорность выполнить волю деспота объективно служит делу деспотизма. Раб - не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчёркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в соседние страны: раб «послушно в путь потёк», а князь разбросал «послушливые стелы».

Во владыке подчёркнуты властность, равнодушие к судьбе человека, злобность и агрессивность. Зло, которое несёт князь, превосходит природное зло. Анчар губит всё живое в пределах своего обитания, а князь шлёт гибель за границу своих владений, посылает отравленные стрелы не врагам, а соседям.

Пушкин ещё в юности усвоил то, что излагал в своих лекциях профессор Куницын: «Кто нарушает свободу другого, тот поступает против его природы. Всякое нападение, чинимое несправедливо на человека, возбуждает в нас негодование». Этим негодованием проникнуто стихотворение «Анчар».

Стихотворение раскрыло противоречие своего времени: право одного человека распоряжаться судьбой других. Право помещика вершить участь крепостного, право царя решить судьбы своих, да и порой чужих граждан. Сила пушкинского обобщения вышла за пределы своего времени. Обстоятельства, когда человек посылает, приказывает содеять зло, и по сей день не единичные явления в мире.

Значительность затронутой темы в стихотворении обусловил и выбор словаря. Здесь и славянизмы, и книжные слова: вселенной, древо, жаждущих. Породила. Оросит, тлетворный, дремучим, властным, струился, челу, хладными, сводом, напитал, владыка, чудные, пределы.

Обратим внимание на неоднократное повторение союза И, которое усиливает экспрессию художественного текста:

Принёс - и слабел и лёг

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

Подлинная лирика всегда стремиться рассказать о явлениях жизни как можно короче и как можно полнее. Вот и «Анчар», о котором вполне можно сказать словами В. Г. Белинского «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но всё в меру, всё на своём месте, конец гармонирует с началом, - и, прочитав его пьесу, чувствуешь, что от неё нечего убавить и к ней нечего прибавить».

Используемая литература :

1. Ю. М. Лотман. О поэтах и поэзии. Санкт - Петербург, 1996 год

2. Н. В. Гоголь. Несколько слов о Пушкине. 1835 год

3. В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. 1844 год

4. И. Е. Каплан. Анализ лирики в старших классах. 2007 год

5. Интернет - ресурсы.

Публикации по теме:

Анализ урока математики в адаптационном классе «Письменные приемы умножения и деления» Презентация опыта работы на примере урока математики Тема урока: «Письменные приемы умножения и деления» Цели и задачи: Образовательные:.

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина» Тема: «Литературная викторина» Программное содержание: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых.

Конспект литературного праздника по мотивам сказок А. С. Пушкина «Огонь, вода и медные трубы… Сказки Пушкина нам любы!» Цель: развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина, вызывать у детей радость от участия в.

Конспект НОД по приобщению к художественной литературе «Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна» Цель: Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства, развивать образность речи, воображение, учить.

Конспект урока по литературе в 6 классе по ФГОС «А. П. Платонов «Неизвестный цветок» Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Лазарево Домрачева Татьяна Викторовна 1. Цель урока: Формирование умений работы с текстом.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Путешествие в страну Сказок» Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Путешествие в страну Сказок» Воспитатель: Варжапетян О. Л. Образовательные.

Конспект открытого урока по музыке для 6 класса школы-интерната для детей с нарушениями речи «На фоне Пушкина»Конспект открытого урока по музыке для 6 класса школы-интерната для детей с нарушениями речи «На фоне Пушкина» Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных.

Конспект внеклассного мероприятия по литературе «По следам сказок» По следам сказок. Цель: Вспомнить с учащимися ранее изученные сказки Задачи: - Развивать образное мышление у учащихся -Воспитывать потребность.

Конспект урока по литературе в 4 классе «Сказка В. М. Гаршина «Attalea Princeps» Тип урока: комбинированный Цель урока: анализ художественного произведения Задачи: Образовательные: познакомить с биографией В. М. Гаршина,.

Конспект урока по литературе в 3 классе «Э. Шим. Пятерки» ЛИТЕРАТУРА 3-1-9 Тема урока:Э. Шим Пятерки Школа:К. Г. У. средняя школа интернат №6 Ф. И. О. учителя :Рустенбекова А. С. Цели обучения которые.

Автор публикации:
Конспект урока по литературе и анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»
Опубликовано: 22 сентября 2018 в 17:21
+129Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД