Получи документы

Конспект урока по русскому языку для младших школьников «Разделительный мягкий знак»

Татьянина Наталья
Конспект урока по русскому языку для младших школьников «Разделительный мягкий знак»
▼ Скачать + Заказать документы

 «Разделительный мягкий знак»

Цели урока : формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты:

Предметные: находить в текстах слова, в которых пишется разделительный мягкий знак.

Метапредметные:

Публикация «Конспект урока по русскому языку для младших школьников „Разделительный мягкий знак“» размещена в разделах

Познавательные: формирование умения осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения; формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации; формирование умения интерпретировать информацию, заданную опорными символами.

Регулятивные: формирование умения отделять известное от неизвестного, формулировать цели своей работы, выполнять самоконтроль и самопроверку.

Коммуникативные: формирование умения точно отвечать на поставленный вопрос; выступать перед коллективом; доказывать свою точку зрения.

Личностные: формирование умения критически подойти к своему ответу, самоанализу при выставлении отметок, осуществление оценки работ и ответов одноклассников на основе критериев учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, ноутбук рабочие тетради, раздаточный материал, толковый словарь С. Ожегова.

                                               

                                                                          Ход урока

 1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»

2. Актуализация знаний

- Откройте тетрадочку.

- Сколько строчек нужно отступить вниз? (две строки)

- Что нужно записать в тетрадь (число, классная работа)

- Отгадайте загадку и догадайтесь,какую букву мы будем сегодня писать.

Что за буква  кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать. знак)

- Молодцы, все правильно. сегодня мы будем писать  Ь знак. Но прежде чем мы начнем писать давайте посмотрим на слово на доске.  На доске записано слово метель, подберите к данному слову синонимы (Пурга, вьюга).

- Сколько в слове метель букв? Напишите на первой строчке Ь знак столько же раз. Посчитайте сколько в слове МЕТЕЛЬ звуков? На второй строчке напишите Ь столько же раз. Самую красивую букву обведите в кружочек.  Сравните, на какой строчке букв больше и  объясните почему?

- Пишем по образцу и диктуем себе вслух (Пишу строчную букву Ь знак, пишу красиво, аккуратно).

- Что вы знаете о букве Ь знак? (НЕ бывает заглавной). Какие особенности есть у этой буквы? (не обозначает звука). Какую работу в русском языке выполняет Ь знак

(смягчает согласный звук,стоящий впереди него).

                                 

3. Постановка учебной задачи.

- Сейчас мы с вами проведем словарную работу. Для её выполнения у вас на столе лежат карточки в которых пропущены буквы, вам нужно вставить эти буквы.

К…ньки, т. традь,   уч. тель,м…рковь, п. льто, м…дведь. (Дети выполняют работу на карточках).

- Выполнили, молодцы, а теперь посмотрите на доску и проверьте написание слов на листочке. При необходимости исправьте ошибки.

- А теперь ответьте мне пожалуйста на вопросы:

- Что объединяет все  эти слова? (ь знак (словарные слова)

- Почему их так называют?

- На какие 2 группы можно разделить? (1. Одушевленные, неодушевленные, 2. ь знак в конце, в середине).

- Какую работу выполняет ь знак в этих словах?  знак как показатель мягкости согласного звука)

- Молодцы, вы всё правильно ответили, а теперь возьмите в руки карандашики  и обведите Ь знак в словах. Подчеркните букву после которой стоит Ь знак одной чертой и двумя линиями подчеркните букву (если она есть) которая стоит после Ь знака. Внимательно посмотрите на слова и скажите,где в слове может стоять Ь знак

- Где может стоять ь знак, который смягчает согласный(  после согласного звука.)

Между  какими буквами он стоит? (между согласными). Какой вывод мы можем сделать  о месте Ь знака в ловах? (Ь знак стоит  после согласного звука  на конце слова или в корне  слова. ,когда после мягкого согласного звука  стоит согласный звук)

- Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о Ь, или существуют другие? (нет, не все есть ещё другие правила и знания).

- Хотите узнать? (да очень хотим).

- Тогда за работу!

- Посмотрите на слова, которые записаны на доске: ПЛАТЬЕ, СЕМЬЯ, ВАРЕНЬЕ. Что мы можем сказать про Ь знак в этих словах? Какую работу он выполняет (Он разделяет буквы в словах, чтобы их значение стало понятным)

- Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как будет называться тема нашего урока (Дети отвечают)

Давайте откроем учебник на стр. 31 и прочитаем тему урока. Тема урока : Разделительный Ь знак. Наши предположения совпали? (Да)

- Как вы думаете, ему мы  сегодня  будем учится? Мы будем учиться грамотно, писать слова, с разделительным Ь и узнаем, какую работу он выполняет в слове.

 4 .Открытие новых знаний

- Прочитаем  задание  в упр. 51

                                                               

полю[ п а л у]                        солю[сал у]                              

 полью[пал йу]                      солью [сол йю]

- Сколько звуков мы слышим в словах  с мягким знаком после согласного? Давайте разберём лексическое значение слов и сравним их написание)

- Продолжаем дальше работу по учебнику. Обратите внимание, какие буквы стоят после Ь знака? Что мы можем про них сказать (Это йотированные гласные буквы)

Что мы о них знаем? Сколько они дают звуков? (Дают два звука  в начале слова, после гласного и после разделительного Ь)

- Продолжаем дальше и выполняем задание у доски. Наша с вами задача составить с одним из слов предложение и подчеркнуть в нём грамматическую основу. А что является грамматической основой предложения (Это подлежащее и сказуемое). Абсолютно правильно, выполняем работу.

- Ребята обратите своё внимание на правило Бабушки Совы. Скажите для чего оно нам нужно (Правила Бабушки Совы всегда дают нам подсказку.)

                       

Физкультминутка.

- Мы с вами поработали и теперь предлагаю немного отдохнуть. Я буду читать слова, а вы будете хлопать если  в слове встретиться  ь знак показатель мягкости. Если в слове встретится разделительный Ь знак, то надо будет топать.

МАРЬЯ, МЕТЕЛЬ, СОФЬЯ, ИГОРЬ, ТЕТРАДЬ, СОЛЬ, ТАТЬЯНА, ЛЕНЬ, ТЕНЬ.

5. Изучение нового материала.

- Отдохнули, сил поднабрались, а теперь я предлагаю вам провести исследовательскую работу. Давайте попробуем сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака.

- Для того чтобы правильно выполнить нашу с вами исследовательскую работу нам потребуются слова в которых есть разделительный мягкий знак. И инструменты, с помощью которых мы сможем провести исследования.

- Инструментами будут задания, которые нам будет нужно выполнить  в ходе работы.

- Под диктовку мы с вами запишем несколько слов с разделительным мягким знаком, а затем проведем исследование.

ДЕРЕВЬЯ,   СОЛОВЬИ, НОЧЬЮ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЛЬЁ.

а) прочитай слова, обведи Ь знак в кружок

б) букву, которая стоит перед мягким знаком - подчеркни одной чертой

в) букву которая стоит после Ь знака - подчеркни двумя линиями.

г) сделай вывод: где пишется разделительный мягкий знак в слове?

Запишите свой вывод в розовой  карточке.

Разделительный мягкий знак пишется после___ перед гласными___(перечисли гласные)

- Давайте проверим, что у нас получилось. (Ученики читают выполненные задания).

- А теперь откройте стр. 32 и прочитайте правило. Совпало ли наше открытие с правилом написания разделительного Ь знака? Скажите, место написания разделительного мягкого знака является  опасным? (Да) Значит мы можем сказать, что написание разделительного мягкого знака является орфограммой. -

- Чтобы,закрепить наши знания давайте выполним упр. 38 самостоятельно.

 6. Рефлексия

- Какое открытие мы сегодня сделали? (что мягкий знак может быть не только показателем  мягкости, но и разделительным)

 - Что нового и интересного вы узнали на уроке? По каким признакам мы можем определить наличие разделительно мягкого знака в слове.

- Как вы считаете, полезными ли для нас будут знания о разделительном мягком знаке полученные сегодня на уроке.? Для чего нам нужны эти знания?

- Скажите, место написания разделительного мягкого знака является  опасным (Да) Значит мы можем сказать, что написание разделительного мягкого знака является орфограммой.

- Все правильно, вы сегодня хорошо потрудились и были большими молодцами! А теперь я попрошу вас взять в руки смайлики. Если вам было интересно на уроке, то возьмите в руки зеленый, если не интересно, то желтый подпишите свои имени и прикрепите смайлик к доске.

- А теперь откроем с вами дневники и запишем домашнее задание стр. 33,упр. 56.

                                                         

 

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

План-конспект дистанционного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Число имён существительных» Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку для младших школьников «Разделительный мягкий знак»
Опубликовано: 24 августа 2022 в 04:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку для младших школьников «Разделительный мягкий знак»» (включая файлы) размещена пользователем Татьянина Наталья (УИ 1037402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД