Лучший педагог года

Конспект урока по русскому языку для младших школьников «Разделительный мягкий знак»

Татьянина Наталья
Конспект урока по русскому языку для младших школьников «Разделительный мягкий знак»

 «Разделительный мягкий знак»

Цели урока : формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты:

Предметные: находить в текстах слова, в которых пишется разделительный мягкий знак.

Метапредметные:

Публикация «Конспект урока по русскому языку для младших школьников „Разделительный мягкий знак“» размещена в разделах

Познавательные: формирование умения осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения; формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации; формирование умения интерпретировать информацию, заданную опорными символами.

Регулятивные: формирование умения отделять известное от неизвестного, формулировать цели своей работы, выполнять самоконтроль и самопроверку.

Коммуникативные: формирование умения точно отвечать на поставленный вопрос; выступать перед коллективом; доказывать свою точку зрения.

Личностные: формирование умения критически подойти к своему ответу, самоанализу при выставлении отметок, осуществление оценки работ и ответов одноклассников на основе критериев учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, ноутбук рабочие тетради, раздаточный материал, толковый словарь С. Ожегова.

                                               

                                                                          Ход урока

 1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»

2. Актуализация знаний

- Откройте тетрадочку.

- Сколько строчек нужно отступить вниз? (две строки)

- Что нужно записать в тетрадь (число, классная работа)

- Отгадайте загадку и догадайтесь,какую букву мы будем сегодня писать.

Что за буква  кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать. знак)

- Молодцы, все правильно. сегодня мы будем писать  Ь знак. Но прежде чем мы начнем писать давайте посмотрим на слово на доске.  На доске записано слово метель, подберите к данному слову синонимы (Пурга, вьюга).

- Сколько в слове метель букв? Напишите на первой строчке Ь знак столько же раз. Посчитайте сколько в слове МЕТЕЛЬ звуков? На второй строчке напишите Ь столько же раз. Самую красивую букву обведите в кружочек.  Сравните, на какой строчке букв больше и  объясните почему?

- Пишем по образцу и диктуем себе вслух (Пишу строчную букву Ь знак, пишу красиво, аккуратно).

- Что вы знаете о букве Ь знак? (НЕ бывает заглавной). Какие особенности есть у этой буквы? (не обозначает звука). Какую работу в русском языке выполняет Ь знак

(смягчает согласный звук,стоящий впереди него).

                                 

3. Постановка учебной задачи.

- Сейчас мы с вами проведем словарную работу. Для её выполнения у вас на столе лежат карточки в которых пропущены буквы, вам нужно вставить эти буквы.

К…ньки, т. традь,   уч. тель,м…рковь, п. льто, м…дведь. (Дети выполняют работу на карточках).

- Выполнили, молодцы, а теперь посмотрите на доску и проверьте написание слов на листочке. При необходимости исправьте ошибки.

- А теперь ответьте мне пожалуйста на вопросы:

- Что объединяет все  эти слова? (ь знак (словарные слова)

- Почему их так называют?

- На какие 2 группы можно разделить? (1. Одушевленные, неодушевленные, 2. ь знак в конце, в середине).

- Какую работу выполняет ь знак в этих словах?  знак как показатель мягкости согласного звука)

- Молодцы, вы всё правильно ответили, а теперь возьмите в руки карандашики  и обведите Ь знак в словах. Подчеркните букву после которой стоит Ь знак одной чертой и двумя линиями подчеркните букву (если она есть) которая стоит после Ь знака. Внимательно посмотрите на слова и скажите,где в слове может стоять Ь знак

- Где может стоять ь знак, который смягчает согласный(  после согласного звука.)

Между  какими буквами он стоит? (между согласными). Какой вывод мы можем сделать  о месте Ь знака в ловах? (Ь знак стоит  после согласного звука  на конце слова или в корне  слова. ,когда после мягкого согласного звука  стоит согласный звук)

- Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о Ь, или существуют другие? (нет, не все есть ещё другие правила и знания).

- Хотите узнать? (да очень хотим).

- Тогда за работу!

- Посмотрите на слова, которые записаны на доске: ПЛАТЬЕ, СЕМЬЯ, ВАРЕНЬЕ. Что мы можем сказать про Ь знак в этих словах? Какую работу он выполняет (Он разделяет буквы в словах, чтобы их значение стало понятным)

- Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как будет называться тема нашего урока (Дети отвечают)

Давайте откроем учебник на стр. 31 и прочитаем тему урока. Тема урока : Разделительный Ь знак. Наши предположения совпали? (Да)

- Как вы думаете, ему мы  сегодня  будем учится? Мы будем учиться грамотно, писать слова, с разделительным Ь и узнаем, какую работу он выполняет в слове.

 4 .Открытие новых знаний

- Прочитаем  задание  в упр. 51

                                                               

полю[ п а л у]                        солю[сал у]                              

 полью[пал йу]                      солью [сол йю]

- Сколько звуков мы слышим в словах  с мягким знаком после согласного? Давайте разберём лексическое значение слов и сравним их написание)

- Продолжаем дальше работу по учебнику. Обратите внимание, какие буквы стоят после Ь знака? Что мы можем про них сказать (Это йотированные гласные буквы)

Что мы о них знаем? Сколько они дают звуков? (Дают два звука  в начале слова, после гласного и после разделительного Ь)

- Продолжаем дальше и выполняем задание у доски. Наша с вами задача составить с одним из слов предложение и подчеркнуть в нём грамматическую основу. А что является грамматической основой предложения (Это подлежащее и сказуемое). Абсолютно правильно, выполняем работу.

- Ребята обратите своё внимание на правило Бабушки Совы. Скажите для чего оно нам нужно (Правила Бабушки Совы всегда дают нам подсказку.)

                       

Физкультминутка.

- Мы с вами поработали и теперь предлагаю немного отдохнуть. Я буду читать слова, а вы будете хлопать если  в слове встретиться  ь знак показатель мягкости. Если в слове встретится разделительный Ь знак, то надо будет топать.

МАРЬЯ, МЕТЕЛЬ, СОФЬЯ, ИГОРЬ, ТЕТРАДЬ, СОЛЬ, ТАТЬЯНА, ЛЕНЬ, ТЕНЬ.

5. Изучение нового материала.

- Отдохнули, сил поднабрались, а теперь я предлагаю вам провести исследовательскую работу. Давайте попробуем сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака.

- Для того чтобы правильно выполнить нашу с вами исследовательскую работу нам потребуются слова в которых есть разделительный мягкий знак. И инструменты, с помощью которых мы сможем провести исследования.

- Инструментами будут задания, которые нам будет нужно выполнить  в ходе работы.

- Под диктовку мы с вами запишем несколько слов с разделительным мягким знаком, а затем проведем исследование.

ДЕРЕВЬЯ,   СОЛОВЬИ, НОЧЬЮ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЛЬЁ.

а) прочитай слова, обведи Ь знак в кружок

б) букву, которая стоит перед мягким знаком - подчеркни одной чертой

в) букву которая стоит после Ь знака - подчеркни двумя линиями.

г) сделай вывод: где пишется разделительный мягкий знак в слове?

Запишите свой вывод в розовой  карточке.

Разделительный мягкий знак пишется после___ перед гласными___(перечисли гласные)

- Давайте проверим, что у нас получилось. (Ученики читают выполненные задания).

- А теперь откройте стр. 32 и прочитайте правило. Совпало ли наше открытие с правилом написания разделительного Ь знака? Скажите, место написания разделительного мягкого знака является  опасным? (Да) Значит мы можем сказать, что написание разделительного мягкого знака является орфограммой. -

- Чтобы,закрепить наши знания давайте выполним упр. 38 самостоятельно.

 6. Рефлексия

- Какое открытие мы сегодня сделали? (что мягкий знак может быть не только показателем  мягкости, но и разделительным)

 - Что нового и интересного вы узнали на уроке? По каким признакам мы можем определить наличие разделительно мягкого знака в слове.

- Как вы считаете, полезными ли для нас будут знания о разделительном мягком знаке полученные сегодня на уроке.? Для чего нам нужны эти знания?

- Скажите, место написания разделительного мягкого знака является  опасным (Да) Значит мы можем сказать, что написание разделительного мягкого знака является орфограммой.

- Все правильно, вы сегодня хорошо потрудились и были большими молодцами! А теперь я попрошу вас взять в руки смайлики. Если вам было интересно на уроке, то возьмите в руки зеленый, если не интересно, то желтый подпишите свои имени и прикрепите смайлик к доске.

- А теперь откроем с вами дневники и запишем домашнее задание стр. 33,упр. 56.

                                                         

 

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

План-конспект дистанционного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Число имён существительных» Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку для младших школьников «Разделительный мягкий знак»
Опубликовано: 24 августа 2022 в 04:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД