Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение

Елена Борисова
Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение

Памятка к сочинению по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

Вступление. (1-2 предложения)

(Я смотрю на картину… .Передо мной картина художника….. На картине…. .(свой вариант)

Художник Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге изобразил на картине.

Почему художник дал картине такое название?

Основная часть. - Описание картины

Мальчик двор снег

Проснулся, подошёл к окну;

застыл на месте от неожиданности;

стоит как заколдованный

(заворожённый);

не может пошевелиться;

не может глаз оторвать Опишите мальчика. В чём одет? Почему? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит? Чему удивлён он (выпал первый снег) А у мальчика какое настроение? О чём он думает? Вчера:

-Представьте, что он видел вчера во дворе? Унылая картина;

всё тёмное,

мрачное;

грязь;

сырая, тёмная

земля;

голые деревья;

последние листочки на деревьях не радовали взгляд Сегодня:

- А сегодня выпавший снег как изменил вид из окна?

Необычайно светло;

очень яркий свет;

больно глазам;

двор весь белый, чистый;

как в сказке;

чудесное превращение из грязного в белоснежное, нарядное запорошил

как лебяжий пух;

порхает, кружится,

тихо танцует;

пушистый,

как вата;

повис клоками на заборе

Чувства: Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство? изумление,

волнение, интерес, очарование,

восхищение восторг, радость,

удивление

3. Заключение, концовка. (1-2 предложения) – (Мне нравится ….. Мне радостно смотреть… .

Картина вызывает у меня …. Смотрю на картину и ….. После знакомства с этой картиной….

Памятка к сочинению по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

Вступление. (1-2 предложения)

(Я смотрю на картину… Передо мной картина художника….. На картине…. .(свой вариант)

Художник Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге изобразил на картине.

Почему художник дал картине такое название?

Основная часть. - Описание картины

Мальчик двор снег

Проснулся, подошёл к окну;

застыл на месте от неожиданности;

стоит как заколдованный

(заворожённый);

не может пошевелиться;

не может глаз оторвать Опишите мальчика. В чём одет? Почему? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит? Чему удивлён он (выпал первый снег) А у мальчика какое настроение? О чём он думает? Вчера:

-Представьте, что он видел вчера во дворе? Унылая картина;

всё тёмное,

мрачное;

грязь;

сырая, тёмная

земля;

голые деревья;

последние листочки на деревьях не радовали взгляд Сегодня:

- А сегодня выпавший снег как изменил вид из окна?

Необычайно светло;

очень яркий свет;

больно глазам;

двор весь белый, чистый;

как в сказке;

чудесное превращение из грязного в белоснежное, нарядное запорошил

как лебяжий пух;

порхает, кружится,

тихо танцует;

пушистый,

как вата;

повис клоками на заборе

Чувства: Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство? изумление,

волнение, интерес, очарование,

восхищение восторг, радость,

удивление

3. Заключение, концовка. (1-2 предложения) – (Мне нравится ….. Мне радостно смотреть… .

Картина вызывает у меня …. Смотрю на картину и ….. После знакомства с этой картиной….

Русский язык №41 4класс

Тема «Сочинение - описание по картине»

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.

Планируемые результаты:

Познавательные

познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство»;

Регулятивные

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

Коммуникативные

Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;

Личностные

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

Универсальные учебные действия

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Тема урока

- Сегодня мы познакомимся с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» и составим рассказ о том, что на ней изображено.

III. Беседа о художнике и его картине.

Рассказ о художнике. Живописец. Член Союза художников СССР. Автор тематических картин бытового жанра, портретов. Родился 30 октября 1925 года в Москве. Обучался в Московской средней художественной школе, 1939-45).

В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.

С. А. Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России, а также в частных коллекциях за рубежом: Германии, Японии, США, Франции.

Выразительное чтение стихотворений.

Звучит пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима»

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

… В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем…

И. Никитин

Первый снег

Первый снег обнимает траву,

Ветер, словно из сказочных тем.

А я счастлив и радостен тем,

Что смеюсь и живу наяву.

Разлохматил прически берез

Ветер буйный.

Доносится смех.

И уже не из сказок и грез

Выпал первый искрящийся снег.

Николай Селезнёв

3. Беседа.

О каком времени года идет речь?

Назовите зимние месяцы.

- Декабрь, январь, февраль — зимние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.

Какие цвета зимы отметили поэты? (белый, искрящийся, разноцветный)

Объясните значение этих слов.

Какой вы видите зиму, читая строки поэтов?

- Мы увидели, как поэты «раскрасили» зиму с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукцию художника, обратим внимание на краски и почувствуем переданное им настроение.

4Рассматривание картины.

Какие краски здесь преобладают?

Созвучны ли строки стихотворений данной картине?

Ваши впечатления от представленной картины?

Нам предстоит описать картину С. А. Тутунова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; белоснежное чудо)

5. - Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

Дети поочередно дают ответы.

- Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?

IV. Собирание рабочих материалов.

Посмотрите на картину и ответьте на вопросы.

— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?

— Где происходит действие картины?

— Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане?

— Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?

- Как бы вы назвали эту картину?

- А художник назвал ее «Зима пришла. Детство». Как вы думаете почему?

- К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина?

- Правильно, это пейзаж, но это пейзаж зимний (по времени года, пейзаж сельский (по месту изображенного).

- Какие краски использует художник для изображения природы?

Мне кажется, автор изобразил себя:

“В детстве зиму ждешь с особым нетерпением.

Каждое утро, только открыв глаза, я уже бежал к окну и прильнув лицом к стеклу, всматривался в хмурый день. Опять темно и сыро, черная земля, озябшие деревья.

И вот однажды я проснулся навстречу волшебству. В комнате было особенно уютно, а из окна лился мягкий свет. Я бросился к окну. Двор изменился до неузнаваемости! Чистый, пушистый снег ковром укрыл землю, укутал деревья в белоснежные шали. А как светло и празднично вокруг!

Я застыл и не дыша смотрел на зимнюю сказку. Сколько чудес таит в себе природа!”

РАССМОТРИТЕ КАРТИНУ. Как бы вы сами описали ТО,ЧТО видите?

А теперь, глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:

снег – белый, легкий, как пух, …

деревья — с черными крепкими стволами, накрыты первым снегом, на некоторых ветках остались желтые листья,.

листья — желтые, зеленые, …

Кусты - спрятались под снегом, …

- Что вы видите на этой части картины?

Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем зиму на картине

С. А. Тутунова и заполним таблицу.

Что изображено Рабочие материалы

Мальчик маленький

Время ранним утром,

Зима волшебная, праздничная

Снег пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле

Деревья и кусты Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные,

Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви,

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты снегом

Земля, забор все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,

Воздух чистым, свежим воздухом

Настроение Радостное, праздничное, восторженное

Это план, по которому мы будем составлять рассказы по частям картины. Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями.

V. Составление плана.

- Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.

В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»

- Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).

- О чем скажем в основной части? (опишем героя).

- Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)

ПЛАН.

1. Художник и картина.

2. Описание картины /Мальчик у окна. Зима/

3. Мое отношение к картине.

- При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему.

VI. Запись рассказа по картине с опорой на план.

VII. Итог урока.

Какие мысли. Чувства возникли у вас при рассматривании картины?

На картине «Зима пришла» мы видим маленького мальчика, который задумчиво стоит у окна. Такое ощущение, что на картине утро и маленький мальчик проснувшись, подбежал к окну и увидел свой первый снег. А за окном открывает просто таки необычайная картина, так как еще вчера вечером весь двор дома был невзрачного темно – черного цвета, а сегодня этот же двор выглядит как белоснежный пуховой платок, так как все вокруг укрывает белоснежный снег. Белый снег кружится большими хлопьями в медленном и очень тихом танце. А мальчик стоит с таким задумчивым видом, потому что он наверняка мечтает о новогодних подарках и о том, что в совсем скоро придет такой долгожданный праздник Новый Год.

А на дальнем плане этой картины за плотной снежной пеленой еле виден другой дом.

Наконец-то такая долгожданная и любимая всеми зима пришла… Вся земля стала абсолютно белая как чистый лист бумаги, а на ветках деревьев лежит небольшой серебристый иней. Практически для каждого человека, зима – это волшебный блеск снега, морозный воздух и абсолютное спокойствие души. Также зима – это безбрежный океан белоснежного снега, который тихо хрустит под ногами, морозный воздух, которым просто невозможно надышаться. А еще у многих наверняка зима ассоциируется с несколько терпким запахом мандарин, и, конечно же, елка, наряженная старинными бабушкиными игрушками, которые уже достаточно много лет украшали новогоднюю красавицу, а дополняет новогоднюю елку современное мерцание гирлянд. Ведь, правда нет ничего лучше новогоднего настроения, празднично наряженной елки и ароматного и несколько терпкого запаха мандарин?

Картина С. А. Тутунова «Зима пришла» четко показывает то, что зима – это самая загадочное и, пожалуй, самое красивое время года. Такую пору года обожают абсолютно все люди, от мала до велика.

В зимнее время года каждый человек верит в осуществление своей самой заветной мечты, верит, что произойдет какое - либо приятное чудо, которое запомнится на длительное время. А душу будут согревать отлично проведенные дни зимней поры года. А картина С. А. Тутунова помогает поверить в настоящее непредвиденное чудо, которое оставит теплый отпечаток в душе человека на всю жизнь.

Публикации по теме:

Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.

Конспект урока русского языка «Повторение. Имя существительное» Тема урока: «Повторение. Имя существительное» Цель обучения: повторение и систематизация знаний об имени существительном Задачи урока:.

Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью» (4 класс) РУССКИЙ ЯЗЫК ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

Конспект урока русского языка в специальной (коррекционной) школе «Состав слова» Открытый урок письма на тему: «Состав слова. Приставка, корень, суффикс, окончание» в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном» Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени суще-ствительном; закрепить орфографические навыки; повторить категории.

План-конспект урока английского языка в 9 классе «Кто ваши любимые писатели?» План – конспект урока английского языка в 9 классе. Учебник «English 9», В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа и т. д. Тема урока: «Who are your favourite.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

План — конспект урока французского языка в 7 классе на тему «À la mode de chez nous» УМК “L’oiseau bleu 7” Селиванова Н. А. Цели урока: Практическая: - закрепить лексику на тему «Les vetments»; - проиллюстрировать.

Стенгазета к Неделе русского языкаСтенгазета к Неделе русского языка Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель. В школе,в которой учится моя дочь,с.

Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола» Тема урока: Начальная форма глагола Учитель начальных национальных классов: Сендажы Антонина Петровна Цели урока: познакомить учащихся с.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 19:11
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стихи «Правила движения достойны уважения»
Авторские стихи на тему "Правила движения достойны уважения" 1. "Чтоб были в жизни радостные дни " ( "А я иду, шагаю по Москве") 1. Чтоб...
Фотоотчет «Творческая мастерская августа»
Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей детей. Мы продолжаем творить и наслаждаться нашим северным летом! Наше лето Материалы:...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Детям о коррупции»
Программное содержание: -познакомить детей с понятием «Коррупция», уточнить знания о честности и порядочности; - продолжать учить активно, участвовать...
Упражнения на развитие речевого дыхания
Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной...
Конспект занятия «Зубы и уход за ними» с элементами аппликации и рисования
Цель : познакомить детей со значимостью зубов в жизни организма человека, важности здорового питания. Подготовка к занятию. Необходимо приготовить...